Найти в Дзене

В самом сердце столицы

Знакомьтесь: Вита Викторовна Кириченко – директор ГБОУ «Школа №1520
имени Капцовых». Команда этой замечательной школы поднялась на пьедестал
почета по итогам финала конкурса «Успешная молодежь – 4.0». Конечно, победа в столь престижном конкурсе – отчасти всегда случайность.
Однако все мы понимаем, что стать лучшим, будь то в учебе или в каком-либо
другом занятии – не так-то просто. Ну а чтобы этого смогла захотеть и, главное,
достичь целая команда, сплоченный детский коллектив – здесь точно надо хорошо постараться и педагогам-наставникам, и самим учащимся. – Вита Викторовна, от всей души поздравляю вашу талантливую молодежь, представлявшую школу №1520 имени Капцовых на конкурсе «Успешная молодежь – 4.0», и занявшую высокое второе место! Скажите пожалуйста, в чем секрет такого достижения? – Большое спасибо за поздравления! Все ребята, из которых была сформирована нынешняя команда – это активные члены ученического самоуправления, Движения Первых, а также – кружков, творческих студий объе
Вита Викторовна Кириченко
Вита Викторовна Кириченко

Знакомьтесь: Вита Викторовна Кириченко – директор ГБОУ «Школа №1520
имени Капцовых». Команда этой замечательной школы поднялась на пьедестал
почета по итогам финала конкурса
«Успешная молодежь – 4.0». Конечно, победа в столь престижном конкурсе – отчасти всегда случайность.
Однако все мы понимаем, что стать лучшим, будь то в учебе или в каком-либо
другом занятии – не так-то просто. Ну а чтобы этого смогла захотеть и, главное,
достичь целая команда, сплоченный детский коллектив – здесь точно надо хорошо постараться и педагогам-наставникам, и самим учащимся.

– Вита Викторовна, от всей души поздравляю вашу талантливую молодежь, представлявшую школу №1520 имени Капцовых на конкурсе «Успешная молодежь – 4.0», и занявшую высокое второе место! Скажите пожалуйста, в чем секрет такого достижения?

– Большое спасибо за поздравления! Все ребята, из которых была сформирована нынешняя команда – это активные члены ученического самоуправления, Движения Первых, а также – кружков, творческих студий объединений школы имени Капцовых. А их кураторы, наставники и, конечно же, педагоги по дополнительному образованию смогли направить энергию юных лидеров в верное русло, зажечь ребят творческими идеями и помочь в их воплощении. Так что, без сомнения, «серебро» в столь престижном конкурсе – это общее достижение и взрослой части школьного коллектива, и детей –
в общем, всех, кто был задействован в подготовке к конкурсу.

– Наслышана, что школа №1520 имени Капцовых – всегда активный участник мероприятий, проводимых в Москве Экспертно-консультативным советом родительской общественности (ЭКСРО) при Департаменте образованияи науки города Москвы. Прошедший конкурс – пожалуй, одно из самых ярких событий года. Как у вас в школе складывается взаимодействие на этапах подготовки к различным мероприятиям?

– Мы стараемся принимать участие во всех событиях и очень рады, что нас на них приглашают и таким образом оказывают доверие школе. В последние годы
уровень взаимодействия на этапе подготовки к подобным мероприятиям значительно вырос. К совместной работе на всех подготовительных этапах все чаще приобщаются не только учителя и преподаватели по дополнительному образованию, но и родители, а также – специалисты по воспитанию. Недавно в школах столицы появилась такая должность: советник по воспитанию.
В нашей школе ее занимает Виктория Валерьевна Ефремова, она же – руководитель школьного театра «Пьеро», который очень популярен среди учеников нашей школы. Школьный театр открыт для детей всех возрастов –
от 1-го класса до 11-го. Поэтому не удивительно, что старшие ребята, те, кто давно уже постигает азы актерского мастерства, непроизвольно передают свои навыки младшим. Ведь они вместе участвуют во всех постановках. Театр «Пьеро» является в какой-то мере сакральным местом, где происходит взросление, развитие и рост наших учащихся. Примерно такое же важное место в воспитании наших юных лидеров занимает медиа-центр «Капцовка». У нас очень много ребят, посещающих это объединение дополнительного образования, и постигающих основы профессий, связанных с масс-медиа. Юлия
Николаевна Захаренко – руководитель медиа-центра «Капцовка» – в курсе всех событий и городских проектов, где могут принять участие ее воспитанники. Юлия Николаевна делится своим опытом и знаниями со всеми, кто хочет осваивать журналистское поприще.

– Ваша команда уже не первый раз участвует в конкурсе «Успешная молодежь», верно? Однако вышла в финал и завоевала призовое место впервые. Расскажите пожалуйста, как это стало возможным?

– Да, наша школа каждый год участвует в конкурсе «Успешная молодежь», я наблюдаю с большим интересом за процессом формирования команд, их подготовки и, наконец, за результатами. Как директору школы, мне довольно часто приходится сталкиваться с участием детей в различных конкурсах, и мое отношение к этому можно было бы охарактеризовать следующей фразой: «Результат – не главное, участие – вот что важно». Даже если участник не занял призового места, но готовился, всячески старался, то его опыт бесценен, а
выполненная работа обязательно добавит мастерства в копилку навыков, которые потом можно применить как в школьной деятельности, так и в дальнейшей жизни. Что же касается конкурса «Успешная молодежь – 4.0», то
финал его стал таким успешным для нас впервые. Помните, «мы строили-строили и, наконец, построили…»? Я очень рада, что анализ предыдущих ошибок, а также сильных сторон дали нынешней команде так результативно выступить.

Команда "Дело в шляпе"
Команда "Дело в шляпе"

– Скажите, пожалуйста, нынешняя команда от школы №1520 имени Капцовых «Дело в шляпе» выступала в полностью обновленном составе? Или все-таки в ней был кто-то из «старичков»?

– Думаю, что наличие в команде уже бывалых членов – не самый главный фактор успеха. Наверное, важен здесь сам принцип взаимодействия учеников старших и младших классов: они общаются друг с другом во многих объединениях дополнительного образования. Ведь студии, кружки и мастерские в нашей школе открыты для детей всех возрастов. Например, в театральную
студию «Пьеро» дети принимаются с 1-го по 11-й классы; то же самое – и в студии танца, и в медиа-центре «Капцовка» – везде можно встретить увлеченных как среди первоклашек, так и пятиклашек, и ребят старшего школьного возраста. Такая открытость отражается во всех детских начинаниях: когда более взрослые ребята готовятся к конкурсу, за этим во все глаза уже наблюдают младшие; они впитывают, что и как делают их старшие товарищи, помогают им, повторяют за ними. Поэтому традиция преемственности и роста складывается естественным путем. Те ребята, кто выступал в первых конкурсах
«Успешной молодежи», делятся с младшими своим опытом, и теперь мы видим успешный результат такого естественного сотрудничества. А скоро нынешние участники разделят свой опыт с теми, кто придет им на смену и займет место в команде.

Команда "Дело в шляпе"
Команда "Дело в шляпе"

– Нынешняя версия конкурса «Успешная молодежь – 4.0» с его сложными, интересными творческими заданиями показала нам, насколько важен в современной школе уровень медиа-подготовленности детей.
Не было ни одного выступления, в котором бы не использовались такие навыки, как умение создавать сценарии, делать видео- и фотосъемку, монтирование, написание текстов… В вашей школе тоже наверняка есть медиа-класс, не так ли?

– В нашей школе нет медиакласса, однако это не мешает нашим детям демонстрировать высокий уровень навыков во всех сферах, которые вы назвали. Образовательные задачи медиа-класса у нас реализуются в объединении дополнительного образования – медиа-центре «Капцовка» во главе с его руководителем и вдохновителем детей Юлией Николаевной Захаренко. За последние несколько лет медиа-центр «Капцовка» стал местом притяжения для ребят из обоих школьных зданий, из разных параллелей. Все в школе знают о деятельности этого объединения и мечтают стать его
участниками. Медиа-движение в школе началось еще в период вынужденного дистанционного обучения, получив естественный импульс для своего развития. Ребята с удовольствием обучаются снимать, монтировать, писать тексты, а также участвуют во всех мероприятиях и конкурсах, связанных с медиа-контентом. Объединение работает не только на решение внутренних школьных задач и потребностей, а становится центром притяжения для школьников и взрослых из других районов города. Ведь у нас проходят профессиональные дискуссии, встречи с журналистами, сценаристами, режиссерами – всеми, кто посвятил себя медиапрофессиям. И у нас в школе это тоже стало неотъемлемой частью образования, как, впрочем, и в любой школе сегодня. У одних это медиа-класс, у других, как у нас – медиа-центр, объединяющий вокруг себя учеников, желающих получить творческую профессию.

-4

– Есть ли в школе свои СМИ,телеканал?

– У нас есть свой телеграм-канал – «Время 15:20» – как видите, название говорит само за себя. В Контакте можно познакомиться с официальным каналом
школы под названием «Капцовка». Частично в нем публикуются видео- и текстовые материалы, созданные самими детьми. Ребята с удовольствием снимают и для официального канала школы, и для других школьных СМИ – таких, как, например, интерактивные панели, которыми оборудованы все этажи в обоих школьных зданиях. Там транслируют программы, подготовленные обучающимися медиа-центра «Капцовка». Охват тем самый широкий – начиная от классных часов, наиболее значимых занятиях из цикла «Разговоры о важном» и многие другие. Часто такие обзоры готовятся группой ребят под
руководством своих наставников.

– У команды вашей школы было запоминающееся название – «Дело в шляпе»; запомнились и стендап, и юмористическое выступление в духе КВН, в которых главным действующим лицом стал паренек с явно артистическими способностями. Как зовут юную звезду школы?

– Его зовут Даниил Гусаков, он восьмиклассник. Даниил – активист Движения Первых, и в школьном театре играет уже несколько лет. Для любой школы это счастье, когда руководитель может объединить ребят, помочь им реализовать свои таланты. Я наблюдаю за нашими воспитанниками и вижу, что частенько они даже не хотят уходить домой по вечерам после занятий. Их жизнь наполнена репетициями, бесконечным познанием и открытием новых вещей. И все происходит, как я уже сказала, с ребятами разных возрастов.

-5

– Вита Викторовна, расскажите, пожалуйста, про саму школу. Традиционный вопрос: каковы основные вехи в ее развитии? Может быть, есть что-то необычное, что отличает вас от других.

– Наша школа состоит из двух зданий, у нас нет дошкольного уровня образования. В 2015-м году мы объединились со школой, которая вела счет своей истории в течении 132 лет. Эта одна из старейших школ Москвы дала
название школьному объединению – школы №1520 имени Капцовых. Обе школы – с историей. В одном здании обучаются дети с 1-го по 4-й классы, а в другом – с 5-го по 11-й класс. Школа представляет собой правильный прямоугольник, потому что в каждой параллели учатся по 6 классов.
Шесть первых, вторых, и так далее. Мы – участники таких городских проектов, как «Предпринимательский класс в московской школе» и «IT-класс в московской школе». Мы также очень рады, что востребованы классы математической вертикали, начиная с основного уровня и «Математическая вертикаль плюс» – в 10-х и 11-х классах. Исторически школа так расположена, что вокруг нее находятся учреждения культуры, памятники архитектуры. И, наверное, это накладывает свой благотворный отпечаток на жизнедеятельность
школы. Во многих проектах, реализуемых у нас, есть исключительно наши собственные, которые мы стараемся воплотить в жизнь, которыми мы гордимся.
Они помогают нам реализовать общеобразовательную программу. Так, например, мы разработали для обучающихся начальной школы своего рода исторический минимум: один раз в месяц малыши проделывают мини-экскурсию к памятникам истории, культуры и архитектуры, расположенным рядом со школой. Так ребята знакомятся со своим микрорайоном, это их развивает, обогащает, да и в целом помогает видеть и понимать свой город, знать о месте, где они учатся. Потому что школа расположена в центре самого центра Москвы. История окружает нас, да мы и сами являемся частью истории.
Школа гордится своими выпускниками, и, пожалуй, я расскажу об одном из них, хотя – если задаться такой целью, то можно много и долго рассказывать о выдающихся людях, вышедших некогда из стен этого образовательного учреждения. В год 80-летия Победы, Год защитника Отечества мне бы хотелось вам рассказать о выпускнике – Борисе Васильевиче Кравцове, Герое Советского Союза, некогда – прокуроре Российской Федерации, министре юстиции СССР. На свое столетие он получал орден из рук Президента РФ. Мы его поздравили с Днем Победы, ему сейчас 102 года. После восстановления имени «Почетный житель города Москвы» 17 человек получили это звание, и два из них – это наши выпускники. А еще Борис Васильевич – одноклассник Юлии Друниной,
она тоже наша выпускница. У нас очень много выпускников, которыми гордится не только наш город, но и страна. Установлены доски памяти, посвященные
выпускникам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны 1941-45 годов. А Борис Васильевич также лично присутствовал на открытии мемориальной доски, установленной на одном из зданий, которая была посвящена лично ему.

-6

– Наверное, у вас в школе – замечательный музей, не так ли?

– Наш школьный музей давно перерос границы школы. К нам приходят не только ученики и родители, здесь появляются посетители, которые хотят узнать
лучше историю Капцовых – меценатов города. Увидеть уникальные вещи, которые хранятся здесь. У нас – потрясающая руководитель музея и ее заместитель. Ведь мы – школа с историей, которая сочетается с современностью. Наша школа расположена в Леонтьевском переулке, за «спиной» МХАТа имени Горького. Мы со всех сторон окружены театрами. А у второго школьного здания – одна общая стена с консерваторией имени Чайковского. Мы дружим, они помогают нам, просвещают наших детей – создана программа «Большая музыка для маленьких». Мы дружим с «Музеем военной формы». Наш партнер – «Музей современной истории России», мы проводим иногда уроки в их стенах. В школе проводится конференция «Россия – мое Отечество». Мы организуем ее для школьников и гостей, и все
музейно-образовательные площадки – наши партнеры. В этомгоду на 19 таких площадках дети защищали свои работы.

– Спасибо за беседу и – успехов вам и вашим учащимся во
всех благих начинаниях!


Интервью провела Светлана Аннина

Материал из журнала "Управляющий совет образовательной организации. Сегодня. Завтра. Послезавтра"