Найти в Дзене

Минприроды решило оставить Первоуральск без воды?

Оглавление

Дорогие друзья, в рамках одной из наших многочисленных жалоб на бездействие Администрации Первоуральского МО, которые мы продолжаем отсылать по инстанциям, а именно в ответ на обращение №17024/5 от 27.10.2025, в адрес Администрации Западного управленческого округа Свердловской области (Знаете о целях её создания и результатах деятельности?) – был получен очередной ответ от Министерства Природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее – МПРСО) № 12-02-05/3472 от 19.11.2025.

В рамках данного ответа была дана такая информация:

Мы уже ранее писали об этом неоднократно - что 11 июня 2025 г. ФГКУ «РОСГЕОЛЭКСПЕРТИЗА» выдала положительное экспертное заключение № 126-02-06/2025 по проектной документации на выполнение работ по объекту: «Геологическое изучение недр, включающее поиски и оценку месторождений подземных вод, с целью изыскания дополнительных подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения г. Первоуральск Свердловской области» в рамках Государственного контракта № 38-ЭП от 11 октября 2024 г по заказу Министерства природы и экологии РФ. (ИКЗ 242666108965866700100100030017112244).

В рамках проектной документации, уже прошедшей государственную экспертизу, БЫЛИ ОПРЕДЕЛЕНЫ так же водосборные площади для данного участка.

Схема расположения проектных объемов работ на Верхне-Черемшанском участке из проектной документации по государственному контракту:

-2

Согласно 2-му принятому этапу проектной документацией, в рамках реализации Государственного контракта № 38-ЭП от 11.10.2024 г., для наиболее перспективного Верхне-Черемшанского участка, определенного в рамках проведения гидрогеологических исследований, прогнозный эксплуатационный ресурсный потенциал составляет: (70,0 – 15,92) км2 х 1,2 л/с*км2 + 15,92 км2 х 4,0 л/с*км2 = 64,90 + 63,68 = 128,6 л/с (11,11тыс. м3/сут), что больше, чем требуется в качестве дополнительного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения г. Первоуральска.

Так как известно, из законов РФ, что

Согласно п.2 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ (ред. от 08.08.2024) устанавливает запрет на размещение полигонов и других объектов на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Т.е. размещение полигонов на данном участке запрещено, и МПРСО об этом прекрасно знало, поэтому именно на этот вопрос продолжают не отвечать.

Но МПРСО нашло, как оно думает, очень простое решение - заключается оно в том чтобы просто ИСКЛЮЧИТЬ проведение работ на данном участке. «Если мы не будем искать там воду - то ее там и не найдут?»

-3

Обосновывают они это довольно интересно и просто - «в связи с выявленными интересами ПАО ТМК» на месте изучения.

Вы правильно понимаете - вопрос звучит однозначно, потому что на данном участке водосборных площадей питьевой воды для Первоуральска столкнулись интересы граждан Первоуральского МО, и интересы АО ПНТЗ (ПАО ТМК), чьими «вассалами», вероятно являются те, кто выдал разрешение на строительство объекта на этом месте.

И выбор МПРСО в этом нелегком деле был сделан, как вы понимаете, не в пользу граждан Первоуральска, которые страдают долгие годы без чистой питьевой воды.

Так что с водой, похоже, придется потерпеть еще...

Основная же процессуальная проблема внесения этих изменений, на наш скромный взгляд, кроется в том, что АО ПНТЗ (ПАО ТМК) не является стороной государственного контракта № 38-ЭП от 11.10.2024 г, а его «детище» пока что не имеет законного разрешения на строительства (не пройдена экологическая и государственная экспертиза, проект со дня на день пропадет из территориальной схемы обращения с отходами и др.).

Другая проблема заключена в том, что на момент принятия первых этапов ведомству МПРСО так же было известно о наличии пересечения интересов с неким несуществующим проектируемым кем-то полигоном.

Поэтому, изменение действующего государственного контракта с уже оплаченными первыми этапами между федеральным ведомством и государством - в пользу коммерческой организации, которая не является его стороной - выглядит весьма и весьма щепетильно.

Парадоксально, но еще один факт - это то, что с обращением и просьбами о поиске воды обращался сам Д.Н. Поляков, который ни разу не был замечен как противник реализации интересов АО ПНТЗ для реализации Полигона.

-4

Последствия?

Последствием данного действия, вероятно, является исключение из зоны проведения работ выявленного наиболее перспективного участка недр питьевой воды с дебетом 11,11 тыс. м3/сут (45.5% предварительного объема).

Кроме того, по предоставленным в государственном контракте проекте (прошедшим согласование и положительное заключение экспертизы), водосборные площади исключаемого участка могут служить и естественным источником для двух других потенциальных источников в рамках того же контракта (в силу геологического расположения, по которому Верхне-Черемшанский участок находится на возвышенности) - речь про Верхне-билимбаевский участок (8,86 тыс м3/сут, 36.2%) и Макаровский (4.44тыс м3/сут., 18.18%).

-5

Так же у гидрогеологов в рамках проекта возникают вопросы по качеству воды на двух других источниках - прежде всего Макаровского участка, в связи с близостью Галкинского карьера.

Таким образом, в условии однозначного исключения изучения Верхне-Черемшанского (наиболее перспективного) участка, а так же, вероятно, Макаровского (по качеству воды) - оставшегося участка может стать не достаточно для выполнения всей задачи источника ЧИСТОЙ питьевой воды для г. Первоуральска.

Напомним, что по условиям государственного контракта, требуется не менее 9.0 тыс м3/сут:

-6

Учитывая, что оценочный дебет Верхне-билимбаевского участок составляет 8,86 тыс м3/сут, то внесенное исключение может аннулировать все результаты Государственного контракта № 38-ЭП от 11 октября 2024 г.. Учитывая же, что средства федерального бюджета уже были потрачены в рамках данного государственного контракта, возникает уникальная коллизия с перспективой ее изучения целым рядом надзорных органов.

Вместе с тем, не смотря на все желания чиновников, исключение РАБОТ в зоне наиболее перспективного участка, этот поступок не устраняет факт наличия водосборных площадей, водных объектов и природоохранной деятельности в рассматриваемой зоне, которые были подтверждены результаты работ в виде проекта, получившее положительное экспертное заключение.

Так же это не устраняет и НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА, которое предполагает проведение геологических исследований при планировании реализации подобного проекта HBOC.

Чтобы понимать - до того, как определить место под любую «мусорку», под любой современный полигон - закон ПРЯМО предписывает это место «изучить, разведать, проверить».

Гидрогеологические исследования должны быть включены в проектную документацию предварительной оценки воздействия на окружающую среду. Мы знаем что НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛИ как исследования, так и сама предварительная оценка. Проверить это должны в т.ч. МПРСО, но в силу неизвестных причин они решили этого не делать, а заниматься продвижением проекта.

Так что тот факт, что геологические исследования не были проведены при планировании полигона, это - уже нарушение федерального законодательства.

Вместе с тем, в силу деталей федерального законодательства, как сообщает ведомство Росводресурсы, именно МПРСО является тем органом, в зоне ответственности которых лежат защита водных объектов.

Провести гидрогеологические исследования и выяснить есть ли там вода, а если есть - то провести ее регистрацию и защиту - прямая обязанность МПРСО.

Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность ОВОС при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности входят в число основных принципов охраны окружающей среды, установленных статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно статье 32 указанного федерального закона проведение ОВОС предусмотрено в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, вне зависимости от того, предусмотрено ли в отношении указанной деятельности проведение государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ).
Письмо минприроды N 12-50/15407-ОГ

То, что подписант данного распоряжения и Министерство природы природных ресурсов Свердловской области решили внести изменения в действующий госконтракт с целью СПЕЦИАЛЬНО не проводить геологические исследование в этом месте (?) - уже дает основания предполагать в наличии возможного УМЫСЛА, целью которого может являться сокрытие потенциальных источников питьевой воды. Если эти доводы найдут свое подтверждение, то это должно повлечь предсказуемые последствия уже не с нашей стороны, а со стороны органов внутренних дел.

Имеются ли в действиях должностных лиц МПРСО какие-либо признаки злоупотребления - будут теперь разбираться исполнительные органы власти.

Мы написали заявления с целью проверки фактов злоупотребления, нарушения антикоррупционного и федерального законодательства в отношении данного государственного контракта и действия должностных лиц. Заявления были написаны в:

  • Администрацию президента
  • Генеральную прокуратуру
  • Росфинмониторинг
  • ФАС
  • Следственный комитет
  • Счетную палату
  • Правительство Свердловской области

Халатность в действиях Администрации Первоуральского МО?

Что касается Следственного Комитета, мы уже делились информацией со средствами массовой информацией, хотелось бы и тут опубликовать с информацию о доследственной проверке в рамках дела о халатности в действиях должностных лиц Администрации ГО Первоуральск, в связи с выделением участка под полигон отходов.

-7

Об этом уже писали СМИ, например:

СК проверяет мэра Первоуральска на предмет халатности — «Сигнал Урал»

Кто знает - возможно, после последнего ответа МПРСО, в данном деле добавятся новые фигуранты.

«Ставки сделаны - ставок больше нет»

Учитывая, что факт нарушения природохранного законодательства был неоднократно донесен до МПРСО со всех сторон, включая прокуратуру - изменение исконного государственного контракта наводит тень на плетень в то, чем в действительности в Свердловской области занимается ведомство.

Выводы делать только Вам, уважаемые граждане.

В свою очередь, хотелось бы заметить, что в силу нарушения прав граждан со стороны АО ПНТЗ, мы готовимся отстаивать Дидинский лес в рамках нашего иска о запрете деятельности по строительству полигона промышленных отходов на участке.

Предварительное заседание по иску инициативной группы граждан с требованием запрета деятельности по строительству полигона АО ПНТЗ в Дидинском лесу пройдет 16 декабря 2025 года.

Мы не писали еще об этом иске, напишем о нем подробнее позже, когда придет время. Но ранее Первоуральская Интерра уже нашла этот иск самостоятельно.

Данный иск о незаконности выбора участка, нарушения природоохранного законодательства и об отстаивании прав граждан на благоприятную окружающую среду.

А жители Первоуральска пока будут продолжать оставаться без чистой воды.

ps.

Уважаемые друзья!

У нас появились основания для подачи несколько дополнительных исков для защиты прав граждан и нашего долгого противостояния, однако наши юристы заняты текущими процессами.

Но время не на нашей стороне.

Если у вас есть опытные юристы для отстаивания гражданских прав в арбитражных и судах общей юрисдикции, которые готовы поучаствовать в наших процессах - просьба написать на почту mail@netsvalke.ru

Чем вы еще можете нам помочь?

1. Просьба проявлять активность в соцсетях - пересылайте сообщения о полигоне, ссылки на наши статьи, комментируйте, ставьте лайки. В общем - как и раньше, не позволяйте людям «Устать от проблемы» - именно этого ждут «на той стороне».

2. Напоминаем, что по прежнему мы голосуем в нашей петиции, кто не проголосовал - обязательно сделайте:

3. Вы можете поддержать наше движение, для поддержки нашего дела ниже реквизиты для пожертвований (все средства пойдут на юридическое сопровождение):

1) для физических лиц 👇🏻
Перевод можно сделать по QR-коду через приложение банка:

-8

❗Не забываем указывать в сообщении к переводу «ПОЖЕРТВОВАНИЕ» 🙏🏻

2) для юридических лиц: 👇🏻Наименование: АНО "ЗАПОВЕДНИК"

ИНН: 6686167040
КПП: 668601001
ОГРН: 1256600018179
Расчётный счёт: 40703810616750000025
Банк: УРАЛЬСКИЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
БИК банка: 046577674
Корр. счёт банка: 30101810500000000674
ИНН банка: 7707083893
КПП банка: 665843001

❗❗❗ Очень важно: указывать в назначении платежа - «ПОЖЕРТВОВАНИЕ»