Дорогие друзья, в рамках одной из наших многочисленных жалоб на бездействие Администрации Первоуральского МО, которые мы продолжаем отсылать по инстанциям, а именно в ответ на обращение №17024/5 от 27.10.2025, в адрес Администрации Западного управленческого округа Свердловской области (Знаете о целях её создания и результатах деятельности?) – был получен очередной ответ от Министерства Природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее – МПРСО) № 12-02-05/3472 от 19.11.2025.
В рамках данного ответа была дана такая информация:
Мы уже ранее писали об этом неоднократно - что 11 июня 2025 г. ФГКУ «РОСГЕОЛЭКСПЕРТИЗА» выдала положительное экспертное заключение № 126-02-06/2025 по проектной документации на выполнение работ по объекту: «Геологическое изучение недр, включающее поиски и оценку месторождений подземных вод, с целью изыскания дополнительных подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения г. Первоуральск Свердловской области» в рамках Государственного контракта № 38-ЭП от 11 октября 2024 г по заказу Министерства природы и экологии РФ. (ИКЗ 242666108965866700100100030017112244).
В рамках проектной документации, уже прошедшей государственную экспертизу, БЫЛИ ОПРЕДЕЛЕНЫ так же водосборные площади для данного участка.
Схема расположения проектных объемов работ на Верхне-Черемшанском участке из проектной документации по государственному контракту:
Согласно 2-му принятому этапу проектной документацией, в рамках реализации Государственного контракта № 38-ЭП от 11.10.2024 г., для наиболее перспективного Верхне-Черемшанского участка, определенного в рамках проведения гидрогеологических исследований, прогнозный эксплуатационный ресурсный потенциал составляет: (70,0 – 15,92) км2 х 1,2 л/с*км2 + 15,92 км2 х 4,0 л/с*км2 = 64,90 + 63,68 = 128,6 л/с (11,11тыс. м3/сут), что больше, чем требуется в качестве дополнительного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения г. Первоуральска.
Так как известно, из законов РФ, что
Согласно п.2 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ (ред. от 08.08.2024) устанавливает запрет на размещение полигонов и других объектов на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Т.е. размещение полигонов на данном участке запрещено, и МПРСО об этом прекрасно знало, поэтому именно на этот вопрос продолжают не отвечать.
Но МПРСО нашло, как оно думает, очень простое решение - заключается оно в том чтобы просто ИСКЛЮЧИТЬ проведение работ на данном участке. «Если мы не будем искать там воду - то ее там и не найдут?»
Обосновывают они это довольно интересно и просто - «в связи с выявленными интересами ПАО ТМК» на месте изучения.
Вы правильно понимаете - вопрос звучит однозначно, потому что на данном участке водосборных площадей питьевой воды для Первоуральска столкнулись интересы граждан Первоуральского МО, и интересы АО ПНТЗ (ПАО ТМК), чьими «вассалами», вероятно являются те, кто выдал разрешение на строительство объекта на этом месте.
И выбор МПРСО в этом нелегком деле был сделан, как вы понимаете, не в пользу граждан Первоуральска, которые страдают долгие годы без чистой питьевой воды.
Так что с водой, похоже, придется потерпеть еще...
Основная же процессуальная проблема внесения этих изменений, на наш скромный взгляд, кроется в том, что АО ПНТЗ (ПАО ТМК) не является стороной государственного контракта № 38-ЭП от 11.10.2024 г, а его «детище» пока что не имеет законного разрешения на строительства (не пройдена экологическая и государственная экспертиза, проект со дня на день пропадет из территориальной схемы обращения с отходами и др.).
Другая проблема заключена в том, что на момент принятия первых этапов ведомству МПРСО так же было известно о наличии пересечения интересов с неким несуществующим проектируемым кем-то полигоном.
Поэтому, изменение действующего государственного контракта с уже оплаченными первыми этапами между федеральным ведомством и государством - в пользу коммерческой организации, которая не является его стороной - выглядит весьма и весьма щепетильно.
Парадоксально, но еще один факт - это то, что с обращением и просьбами о поиске воды обращался сам Д.Н. Поляков, который ни разу не был замечен как противник реализации интересов АО ПНТЗ для реализации Полигона.
Последствия?
Последствием данного действия, вероятно, является исключение из зоны проведения работ выявленного наиболее перспективного участка недр питьевой воды с дебетом 11,11 тыс. м3/сут (45.5% предварительного объема).
Кроме того, по предоставленным в государственном контракте проекте (прошедшим согласование и положительное заключение экспертизы), водосборные площади исключаемого участка могут служить и естественным источником для двух других потенциальных источников в рамках того же контракта (в силу геологического расположения, по которому Верхне-Черемшанский участок находится на возвышенности) - речь про Верхне-билимбаевский участок (8,86 тыс м3/сут, 36.2%) и Макаровский (4.44тыс м3/сут., 18.18%).
Так же у гидрогеологов в рамках проекта возникают вопросы по качеству воды на двух других источниках - прежде всего Макаровского участка, в связи с близостью Галкинского карьера.
Таким образом, в условии однозначного исключения изучения Верхне-Черемшанского (наиболее перспективного) участка, а так же, вероятно, Макаровского (по качеству воды) - оставшегося участка может стать не достаточно для выполнения всей задачи источника ЧИСТОЙ питьевой воды для г. Первоуральска.
Напомним, что по условиям государственного контракта, требуется не менее 9.0 тыс м3/сут:
Учитывая, что оценочный дебет Верхне-билимбаевского участок составляет 8,86 тыс м3/сут, то внесенное исключение может аннулировать все результаты Государственного контракта № 38-ЭП от 11 октября 2024 г.. Учитывая же, что средства федерального бюджета уже были потрачены в рамках данного государственного контракта, возникает уникальная коллизия с перспективой ее изучения целым рядом надзорных органов.
Вместе с тем, не смотря на все желания чиновников, исключение РАБОТ в зоне наиболее перспективного участка, этот поступок не устраняет факт наличия водосборных площадей, водных объектов и природоохранной деятельности в рассматриваемой зоне, которые были подтверждены результаты работ в виде проекта, получившее положительное экспертное заключение.
Так же это не устраняет и НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА, которое предполагает проведение геологических исследований при планировании реализации подобного проекта HBOC.
Чтобы понимать - до того, как определить место под любую «мусорку», под любой современный полигон - закон ПРЯМО предписывает это место «изучить, разведать, проверить».
Гидрогеологические исследования должны быть включены в проектную документацию предварительной оценки воздействия на окружающую среду. Мы знаем что НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛИ как исследования, так и сама предварительная оценка. Проверить это должны в т.ч. МПРСО, но в силу неизвестных причин они решили этого не делать, а заниматься продвижением проекта.
Так что тот факт, что геологические исследования не были проведены при планировании полигона, это - уже нарушение федерального законодательства.
Вместе с тем, в силу деталей федерального законодательства, как сообщает ведомство Росводресурсы, именно МПРСО является тем органом, в зоне ответственности которых лежат защита водных объектов.
Провести гидрогеологические исследования и выяснить есть ли там вода, а если есть - то провести ее регистрацию и защиту - прямая обязанность МПРСО.
Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность ОВОС при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности входят в число основных принципов охраны окружающей среды, установленных статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно статье 32 указанного федерального закона проведение ОВОС предусмотрено в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, вне зависимости от того, предусмотрено ли в отношении указанной деятельности проведение государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ).
Письмо минприроды N 12-50/15407-ОГ
То, что подписант данного распоряжения и Министерство природы природных ресурсов Свердловской области решили внести изменения в действующий госконтракт с целью СПЕЦИАЛЬНО не проводить геологические исследование в этом месте (?) - уже дает основания предполагать в наличии возможного УМЫСЛА, целью которого может являться сокрытие потенциальных источников питьевой воды. Если эти доводы найдут свое подтверждение, то это должно повлечь предсказуемые последствия уже не с нашей стороны, а со стороны органов внутренних дел.
Имеются ли в действиях должностных лиц МПРСО какие-либо признаки злоупотребления - будут теперь разбираться исполнительные органы власти.
Мы написали заявления с целью проверки фактов злоупотребления, нарушения антикоррупционного и федерального законодательства в отношении данного государственного контракта и действия должностных лиц. Заявления были написаны в:
- Администрацию президента
- Генеральную прокуратуру
- Росфинмониторинг
- ФАС
- Следственный комитет
- Счетную палату
- Правительство Свердловской области
Халатность в действиях Администрации Первоуральского МО?
Что касается Следственного Комитета, мы уже делились информацией со средствами массовой информацией, хотелось бы и тут опубликовать с информацию о доследственной проверке в рамках дела о халатности в действиях должностных лиц Администрации ГО Первоуральск, в связи с выделением участка под полигон отходов.
Об этом уже писали СМИ, например:
Кто знает - возможно, после последнего ответа МПРСО, в данном деле добавятся новые фигуранты.
«Ставки сделаны - ставок больше нет»
Учитывая, что факт нарушения природохранного законодательства был неоднократно донесен до МПРСО со всех сторон, включая прокуратуру - изменение исконного государственного контракта наводит тень на плетень в то, чем в действительности в Свердловской области занимается ведомство.
Выводы делать только Вам, уважаемые граждане.
В свою очередь, хотелось бы заметить, что в силу нарушения прав граждан со стороны АО ПНТЗ, мы готовимся отстаивать Дидинский лес в рамках нашего иска о запрете деятельности по строительству полигона промышленных отходов на участке.
Предварительное заседание по иску инициативной группы граждан с требованием запрета деятельности по строительству полигона АО ПНТЗ в Дидинском лесу пройдет 16 декабря 2025 года.
Мы не писали еще об этом иске, напишем о нем подробнее позже, когда придет время. Но ранее Первоуральская Интерра уже нашла этот иск самостоятельно.
Данный иск о незаконности выбора участка, нарушения природоохранного законодательства и об отстаивании прав граждан на благоприятную окружающую среду.
А жители Первоуральска пока будут продолжать оставаться без чистой воды.
ps.
Уважаемые друзья!
У нас появились основания для подачи несколько дополнительных исков для защиты прав граждан и нашего долгого противостояния, однако наши юристы заняты текущими процессами.
Но время не на нашей стороне.
Если у вас есть опытные юристы для отстаивания гражданских прав в арбитражных и судах общей юрисдикции, которые готовы поучаствовать в наших процессах - просьба написать на почту mail@netsvalke.ru
Чем вы еще можете нам помочь?
1. Просьба проявлять активность в соцсетях - пересылайте сообщения о полигоне, ссылки на наши статьи, комментируйте, ставьте лайки. В общем - как и раньше, не позволяйте людям «Устать от проблемы» - именно этого ждут «на той стороне».
2. Напоминаем, что по прежнему мы голосуем в нашей петиции, кто не проголосовал - обязательно сделайте:
3. Вы можете поддержать наше движение, для поддержки нашего дела ниже реквизиты для пожертвований (все средства пойдут на юридическое сопровождение):
1) для физических лиц 👇🏻
Перевод можно сделать по QR-коду через приложение банка:
❗Не забываем указывать в сообщении к переводу «ПОЖЕРТВОВАНИЕ» 🙏🏻
2) для юридических лиц: 👇🏻Наименование: АНО "ЗАПОВЕДНИК"
ИНН: 6686167040
КПП: 668601001
ОГРН: 1256600018179
Расчётный счёт: 40703810616750000025
Банк: УРАЛЬСКИЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
БИК банка: 046577674
Корр. счёт банка: 30101810500000000674
ИНН банка: 7707083893
КПП банка: 665843001
❗❗❗ Очень важно: указывать в назначении платежа - «ПОЖЕРТВОВАНИЕ»