Найти в Дзене

Трагедия Марины Мнишек и её роковое проклятие для Романовых

В бурные времена Смуты, когда Россия металась между самозванцами и иноземными захватчиками, одна женщина встала в центре самых драматических событий XVII века. Марина Мнишек, польская аристократка и ревностная католичка, стала супругой двух Лжедмитриев, воплотив в себе амбиции, предательства и трагедию. Её жизнь — это история любви, власти и ужаса: от пышных свадеб в Москве до ссылки, бегства и потери всего. Была ли она жертвой обстоятельств или хитрой авантюристкой? Неизвестный Художник "Портрет Мария Мнишек", Национальный музей Литвы Марина Мнишек, избранная в качестве супруги Лжедмитрия I, была ревностной католичкой, и её религиозные убеждения могли вызвать недовольство среди бояр и простого народа. Участь Марины Мнишек оказалась исключительно трагичной, даже если оценивать её сквозь призму суровых реалий XVII столетия. Вероятно, даже её муж Лжедмитрий I не пробуждал в русских людях такой яростной неприязни. Её обвиняли в любых несчастьях, постигших Россию, называли ведьмой и покл

В бурные времена Смуты, когда Россия металась между самозванцами и иноземными захватчиками, одна женщина встала в центре самых драматических событий XVII века. Марина Мнишек, польская аристократка и ревностная католичка, стала супругой двух Лжедмитриев, воплотив в себе амбиции, предательства и трагедию. Её жизнь — это история любви, власти и ужаса: от пышных свадеб в Москве до ссылки, бегства и потери всего. Была ли она жертвой обстоятельств или хитрой авантюристкой?

Неизвестный Художник "Портрет Мария Мнишек", Национальный музей Литвы
Неизвестный Художник "Портрет Мария Мнишек", Национальный музей Литвы

Марина Мнишек, избранная в качестве супруги Лжедмитрия I, была ревностной католичкой, и её религиозные убеждения могли вызвать недовольство среди бояр и простого народа. Участь Марины Мнишек оказалась исключительно трагичной, даже если оценивать её сквозь призму суровых реалий XVII столетия. Вероятно, даже её муж Лжедмитрий I не пробуждал в русских людях такой яростной неприязни. Её обвиняли в любых несчастьях, постигших Россию, называли ведьмой и поклонницей тёмных сил. До сегодняшнего дня остаётся непросто определить: была ли она невиновной жертвой обстоятельств или же расчётливой и вероломной искательницей власти. История не сохранила ни точной даты её рождения, ни точной даты кончины. Во всяком случае, она прожила на этом свете менее тридцати лет, но в эту недолгую жизнь вместилось множество ужасных происшествий…

Её отец, Юрий (Ежи) Мнишек, сандомирский воевода, к 1604 году, когда он договорился с самозванцем, оказался на грани полного разорения. Его собственность вот-вот могла быть арестована. И тут как раз появился влюблённый претендент на русский трон. Самой Марине тогда едва ли исполнилось пятнадцать лет. Страсть самозванца к Марине не вызывает сомнений. Конечно, можно было бы подумать, что в этом браке самозванца главным образом привлекала помощь сандомирского воеводы и его войска в борьбе за московский престол. Ведь соглашение с Юрием Мнишеком включало следующие положения: бракосочетание состоится только после того, как самозванец станет русским государем; тестю он обязан выплатить миллион польских злотых, а супруге передать в управление Новгород и Псков; кроме того, самозванец должен был обратить Россию в католическую веру. Если последнее условие не будет выполнено, Марина получает право расторгнуть брак, при этом Новгород и Псков остаются в её владении.

Лжедмитрий I. портрет неизвестного художника
Лжедмитрий I. портрет неизвестного художника

Церемония бракосочетания прошла в два этапа. Первая свадьба была проведена по католическому ритуалу в Кракове. Сам жених на ней отсутствовал, его представлял дьяк Афанасий Власьев. Вторая свадьба, по православному обряду, произошла в московском Успенском соборе. Согласно традиции, жених и невеста после венчания обязаны были принять православное причастие. От чего оба они отказались. После венчания Марина сменила наряд на иностранное (польское) платье (великий грех в глазах русских бояр) и начался свадебный пир. Который, к тому же, был назначен на постный Николин день – ещё одна оплошность! Новобрачные не посетили, как требовалось, баню – прегрешений становится больше… Во время пира они вкушали «нечистую» телятину. То, что окончательно убедило бояр в том, что самозванец и его свежесозданная жена не русские и не монархи, так это… вилка. Да, да, не удивляйтесь, русские люди до начала ХVII века кушали ложкой или руками. Этот столовый предмет впервые появился в Москве. Считается, что именно Мнишек привезла его в Россию. Если царь с царицей едят не руками, а каким-то рогатым инструментом – значит, «царь поддельный» и оба они – дети дьявола. В честь коронации иностранки были организованы маскарады и рыцарские турниры, тем временем поляки безудержно буйствовали в Москве… Однако празднования завершились бунтом и убийством самозванца. Марина Мнишек пробыла московской царицей всего девять дней…

Впрочем, Марине повезло. Её хрупкое телосложение сыграло ей на руку. Молодые фрейлины царицы подверглись насилию от мятежников, Марину же спрятала под своими просторными юбками пожилая фрейлина пани Хмелевская. На старушку бунтовщики не позарились, так что Марине удалось выжить.

Лето 1606 года Марина и Юрий Мнишек провели в Москве под арестом, осенью их сослали в Ярославль. Местные жители относились к ссыльным вполне дружелюбно, даже помогали им отправлять письма в Польшу. После двухлетнего изгнания Марину с отцом отпустили на родину, в Польшу, взяв с неё клятву больше не называть себя московской царицей и не общаться с новым Лжедмитрием, известным в истории как Тушинский вор. Однако именно в Тушино Марина с отцом и направились после освобождения из ссылки. Юрий Мнишек немедленно признал в Лжедмитрии II своего «зятя». Однако Марина этого делать отказалась. Вполне возможно, она искренне верила, что её муж – чудесным образом спасшийся царевич Дмитрий и законный русский правитель, но вот принять, что её муж – «шкловский бродяга», она никак не могла. Получив за неё 300 тысяч золотых рублей и полное господство над Северской землёй с четырнадцатью городами, отец сумел её убедить признать в Лжедмитрии II своего супруга. А уж как он её «убеждал» - об этом история молчит. После чего благополучно вернулся в Польшу, оставив дочь в Тушинском лагере, больше походившем не на армию, а на сборище бродяг, насильников и мародёров. Тем не менее, Марина настояла на том, чтобы с новым-старым «мужем» её тайно обвенчал ксендз, без официального венчания она отказывала в близости своему «супругу». «Шкловский бродяга», в отличие от своего обаятельного предшественника, был фигурой довольно жалкой, полной марионеткой в руках своего окружения. Когда польский король Сигизмунд III сам решил занять русский трон – от Лжедмитрия II отвернулись почти все его сторонники, посчитав более выгодным перейти на сторону короля. Бросив Марину, её «муж» бежал в навозной телеге из Тушина в Калугу.

Здесь бы Марине вернуться в Польшу – тем более, её зовёт туда родной брат Станислав. Но у гордой полячки, после всех унижений, наконец-то проснулись амбиции. Она пишет брату: «Всё отняла у меня изменчивая судьба, осталось лишь законное право на русский престол».

После убийства Лжедмитрия II в Калуге (его убил ногайский князь Петр Урусов) Марину взял под свою защиту казачий атаман Иван Заруцкий. Кстати, ходили настойчивые слухи, что и сын у Марины не от мужа, а от Заруцкого. Народная молва вообще активно изображала Марину развратницей, но было ли это правдой – сказать трудно. В конце концов, её политическим оппонентам было удобно представлять её именно в таком виде. Так или иначе, но после смерти Лжедмитрия II Марина отдала свою привязанность Заруцкому, став его спутницей и возлюбленной. Заруцкий планировал сделать царём сына Марины. Изначально Марина с сыном проживала во дворце в Коломне с царскими почестями. Но в 1612 году Заруцкий попытался устроить покушение на князя Пожарского. Его войско было разгромлено под Москвой. Заруцкий примчался в Коломну, спешно забрал Марину с сыном и сжёг город дотла.

Леон Вычулковски "Марина Мнишехувна убегает от преследования"
Леон Вычулковски "Марина Мнишехувна убегает от преследования"

В 1614 году, когда Марина Мнишек вместе с ребёнком оказалась в руках московских стрельцов. Михаил Романов уже был венчан на русский престол, и ребёнок официально коронованной Мнишек был опасен. На следующий год после коронации Михаил Фёдорович принял первое серьёзное политическое решение в своей жизни. Он приказал вернуть в Москву Марину Мнишек, которая бежала в Астрахань вместе с 3-летним сыном, опасаясь расправы. После ряда допросов у польской авантюристки отобрали сына, но заверили её, что с маленьким Иваном ничего плохого не произойдёт. Однако вскоре выяснилось, что Михаил Фёдорович не собирался выполнять это обещание. В июле 1614 года малыша доставили на Болотную площадь, где прошла церемония публичной казни. Москвичи запомнили эту экзекуцию как одну из самых жестоких в истории: верёвка оказалась слишком толстой и никак не могла затянуться на худенькой шее ребёнка. Конец мучениям 3-летнего Ивана наступил только через несколько часов. Мальчика похитили у спящей матери и казнили на виду у многотысячной толпы, что было не совсем обычным делом – публичная казнь 3-летнего ребёнка. Когда Марине Мнишек сообщили о случившемся, она буквально сошла с ума от горя. Простить такое злодеяние Михаилу Фёдоровичу она, естественно, не смогла до конца дней. Малолетнего «ворёнка» (считался сыном тушинского вора, так его и окрестили противники) Ивана повесили за Серпуховскими воротами Китай-города. Заруцкого посадили на кол на Лобном месте. Как завершилась жизнь Марины – неизвестно. Возможно, над ней тоже совершили расправу, но – в тайне. По ещё одной версии, она покончила с собой, но перед этим прокляла весь род Романовых. Как гласит легенда, она произнесла такие слова: «Вы начали своё правление со смерти невинного ребёнка — смертью невинных детей вы его и завершите».

Проклятие польской преступницы долгое время не принимали всерьёз даже сами члены царской семьи. Кончину Михаила Фёдоровича приписали неизвестной болезни, гибель почти всех детей его наследника Алексея — непредвиденным жизненным обстоятельствам. Только один сын Алексея, Пётр Алексеевич, дожил до зрелости и впервые задумался о том, что все беды династии Романовых должны иметь какое-то объяснение. В 1715 году он встретился со старцем, который умел предсказывать судьбу по линиям на руках человека. Пётр протянул ему свои ладони, а хиромант, едва прикоснувшись к ним, выпалил: «Маленький мальчик. Повешенный. Его тень за тобой».

Последствия «чёрной» семейной кармы ощутили на себе практически все потомки дома Романовых. Многие из них умирали в младенчестве, становились жертвами коварных заговоров или погибали от рук террористов. При этом легенда о мистическом проклятии Марины Мнишек тщательно вычёркивалась из всех исторических документов, летописей и даже личных писем Романовых. Но сами члены царской семьи всегда помнили о ней. А Николай Александрович, которому было суждено стать последним русским императором, впервые услышал о ней ещё в детстве. От своего отца. Ведь Александр III был убеждён, что его дети должны знать историю своего рода, какой бы трагичной и страшной она ни была.

Бессудной казнью одного невинного мальчика началось правление Романовых, бессудной казнью других оно через четыре века и завершилось. Пуля и штык, убившие цесаревича Алексея Николаевича, были прямыми наследниками верёвки, четыреста с лишним лет назад задушившей Ивана "Ворёнка".

Печальная история? Что думаете, делитесь!

Спасибо за то, что читаете. Лайки и подписка помогают развитию канала.