Найти в Дзене

Книжный мир Александра Бенуа

В 2025 г. исполнилось 155 лет со дня рождения Александра Николаевича Бенуа – русского художника, графика, живописца, сценографа, издателя, литератора, одного из авторов современного образа книги, яркого представителя русского модерна. Александр Николаевич Бенуа наиболее известный представитель художественной династии Бенуа, один из важнейших творческих деятелей Серебряного века. Александр Бенуа прославился и как прекрасный иллюстратор. Именно он сформировал традицию сопровождения художественных текстов иллюстрациями. В фонде редких изданий Белгородской государственной универсальной научной библиотеки хранятся факсимильные издания: «Азбука в картинках» (1990), «Медный всадник» (1983), «Пиковая дама» (1979) с иллюстрациями Александра Бенуа. В 1911 г. типографией поставщиков Двора Его Императорского Величества – товариществом Романа Голике и Артура Вильборга была выпущена в свет небольшим тиражом 3 000 экземпляров «Пиковая дама» А. С. Пушкина в оформлении Александра Бенуа. Книга названа н

В 2025 г. исполнилось 155 лет со дня рождения Александра Николаевича Бенуа – русского художника, графика, живописца, сценографа, издателя, литератора, одного из авторов современного образа книги, яркого представителя русского модерна.

Александр Николаевич Бенуа наиболее известный представитель художественной династии Бенуа, один из важнейших творческих деятелей Серебряного века. Александр Бенуа прославился и как прекрасный иллюстратор. Именно он сформировал традицию сопровождения художественных текстов иллюстрациями. В фонде редких изданий Белгородской государственной универсальной научной библиотеки хранятся факсимильные издания: «Азбука в картинках» (1990), «Медный всадник» (1983), «Пиковая дама» (1979) с иллюстрациями Александра Бенуа.

В 1911 г. типографией поставщиков Двора Его Императорского Величества – товариществом Романа Голике и Артура Вильборга была выпущена в свет небольшим тиражом 3 000 экземпляров «Пиковая дама» А. С. Пушкина в оформлении Александра Бенуа. Книга названа не только лучшим дореволюционным изданием повести, но и «значительным событием русской художественной жизни».

-2

«Пиковая дама» стала первым опытом Бенуа в создании классической иллюстрации к литературному произведению. Основой оформительского замысла служат шесть иллюстраций, занимающих всю страницу; здесь проходит главная линия графического рассказа: выигрыш молодой русской графини в карты; ее, но уже постаревшей и одряхлевшей, вечерний туалет; стремительный проход Германа через спальню мертвой графини; ночной визит призрака; роковой проигрыш у Чекалинского и завершающее символическое изображение смерти.

Иллюстрируя «Пиковую даму», А. Н. Бенуа создает живописные акварели, напоминающие театральные декорации, тщательно работает над интерьерами, костюмами. Это связано с многолетним опытом работы художника в качестве сценографа. Вместе с тем рисунки динамичны, отражают психологию героев повести.

Книгу с рисунками выпустили в двух вариантах: в белом шелковом переплете с золотым тиснением и в темно-зеленом кожаном переплете с золотым и блинтовым (бескрасочным) тиснением.

-3
-4

Еще одним шедевром отечественного книгоиздания стал выход в 1923 году поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» с великолепными иллюстрациями Александра Бенуа. Это издание альбомного формата увидело свет стараниями Комитета популяризации художественных изданий, который был создан в 1918 г. на базе знаменитого издательства Общины Св. Евгении, открытого еще в 1896 г. при Петербургском попечительном комитете о сестрах Красного Креста, названное в честь покровительницы комитета принцессы Евгении Ольденбургской, внучки императора Николая I. Над иллюстрациями к этой поэме Бенуа работал почти 20 лет. Первый заказ на иллюстрации художник получил в 1903 г. от Кружка любителей русских изящных изданий, однако работу тогда не стали печатать – серию из 33 рисунков признали декадентской. Иллюстрации выкупил Сергей Дягилев и вместе с поэмой опубликовал их в 1904 г. в журнале «Мир искусства».

-5

Еще раз «Медного всадника» переиздавали перед Октябрьской революцией 1917 года, но после национализации типографии выпуск остановили. В 1923 г. вышел последний вариант поэмы – все иллюстрации, которые Бенуа создавал для первого издания, он сделал заново. Тушью и акварелью он перерисовал 29 цельнополосных иллюстраций и 37 рисунков, увеличил их в размере и обвел контурной линией. Отличительной чертой этого «Медного всадника» стало еще и то, что текст напечатали в редакции Пушкина – без цензуры.

-6
-7

Отдельное место в творчестве Бенуа-иллюстратора занимает «Азбука в картинках» – первая книга, при работе над которой Бенуа выступил не только как оформитель и иллюстратор, но и как автор. Он придумал ее для двухлетнего сына Коли, который со старшими сестрами любил рассматривать сборники сказок. Работа началась в 1903 г., а в следующем году книга вышла тиражом 2 500 экземпляров.

-8

Каждую букву художник поместил на отдельную страницу, вписав в сказочную или театральную сценку, часто с шуточным сюжетом. Например, страница с буквой «З» представляет собой миниатюру, на которой знатные дамы и господа на красивом балконе наблюдают за звездами в телескоп, а у буквы «Ф» был рисунок с изображением фокусника на сцене, из шляпы которого бьет гигантский фонтан. Позже некоторые герои «Азбуки» с книжных страниц перебрались на театральную сцену – Арап, с которого начинается «Азбука», стал героем балета Игоря Стравинского «Петрушка».

При всем разнообразии творчества художника «Азбука в картинах», пожалуй, – единственная крупная работа Александра Бенуа для детей. Художник трудился над ней около года, но создается впечатление, что все иллюстрации сделаны за один раз и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.

Выдающихся иллюстраторских работ у А. Н. Бенуа случилось еще немало, но в 1926 г. он покинул советскую Россию. В эмиграции Александр Николаевич продолжал активно работать, в том числе в Париже и Брюсселе вышло несколько книг с его иллюстрациями. Но того графического успеха, который украсил историю отечественного книгопечатания, уже не было и, наверное, не могло быть.

-9
-10
-11
-12