Образ всезнающего сыщика с трубкой и тростью радует не одно поколение читателей и зрителей. Шерлок Холмс, как и многие другие литературные персонажи давно перерос страницы стареньких изданий и стал символом поп-культуры. Артур Конан Дойль подарил не просто "детективное чтиво", а облик не одного десятилетия. Его много критиковали за заимствование, банальность и простоту сюжетов, однако образ Шерлока жив, а критические статьи и замечания остались лишь в прошлом. Почему мы до сих пор любим Шерлока, чему он может нас научить, а чему лучше не подражать и вовсе? Давайте попробуем разобраться.
Как появился Шерлок Холмс?
Первое появление Шерлока состоялось в повести "Этюд в багровых тонах", вышедшей 1 декабря 1887 года в журнале "Рождественский ежегодник Битона". Возможно вы, как и я когда-то, думаете, что образ легендарного сыщика возник в голове автора без каких-либо обоснований. Однако у Шерлока есть вполне реальный протопит — известный врач и профессор Эдинбургского университета Джозеф Белл. В своей книге "Воспоминания и приключения" о знакомстве с Беллом Конан Дойль пишет так:
"Наиболее примечательным был Джозеф Белл, хирург из Эдинбургской больницы. Он был яркой личностью как внешне, так и внутренне. Худой, жилистый, темноволосый, крупный нос, умное лицо, проницательный взгляд серых глаз, квадратные плечи, подпрыгивающая походка. Голос высокий и немузыкальный. Хирург был очень умелый, но самым сильным его качеством было умение поставить диагноз, причём не только болезни, но и занятий и характера человек."
Белл по воспоминаниям Конан Дойля был по истине великим врачом и мастером своего дела. Многие из его методов легли в основу персонажа легендарного сыщика, как и внешность героя. Артур Конан Дойль писал о Холмсе на протяжении 40 лет, создав множество историй и приключений, которыми зачитывались современники. Однако, есть и трагедия в этой истории. Сам автор не воспринимал эти работы всерьёз, он всегда хотел прославиться в жанре исторических романов. Воспользуюсь случаем и скажу, что у Артура Конан Дойля есть ещё масса произведений, которые по-настоящему раскрывают его мастерство, поэтому советую ознакомиться с менее известными его работами. И как часто это бывает, персонаж, который был придуман без особого энтузиазма не просто пережил самого автора, а стал ещё более популярным. Всё в той же книге "Воспоминания и приключения" Конан Дойль писал:
"Но публика по-прежнему требовала истории о Шерлоке Холмсе, и время от времени я старался исполнить её пожелания. Наконец, завершив два сборника, я увидел, что рискую сделаться ремесленником и к тому же полностью связать себя с низшим, как мне представлялось жанром литературы."
Шерлок Холмс в 19 веке стал настоящим сериалом или даже реалити-шоу, если позволите, за ним было интересно наблюдать, а кто-то из читателей верил в его существование. Гениальный сыщик, способный раскрыть любое преступление был для современников супер героем, способным защитить от любых невзгод. Шерлок стал всевидящим оком, на которого можно положиться. Как известно массовому зрителю и читателю такой образ покровителя нравится. Он особенный и всезнающий, а значит спасёт всех нас.
Как Холмс победил своего автора
Артур Конан Дойль решил, что перейти в серьёзный жанр, не отпустив своего популярного героя, будет трудно, поэтому в 1893 году автор решает "убить" Холмса. Однако реакция публики была такой масштабной и яростной, что сегодня мы назвали бы её "культурным скандалом".
"Меня, однако, удивило огорчение публики. Говорят, человека начинают ценить по достоинству только после его смерти, вот и мне стало ясно, как много у Холмса друзей, не ранее, чем бесчисленный хор голосов принялся упрекать меня за скорую с ним расправу. "Скотина!" — так начиналось письмо протеста, посланное одной дамой, и похоже, она говорила не только за себя. Я слышал, многие даже проливали слёзы." — писал Артур Конан Дойль.
И действительно читатели были столь огорчены, что носили траурные повязки, писали письма в редакции, приказывая вернуть сыщика, а некоторые и вовсе проклинали автора. Пожалуй, это было едва ли не первое проявление массовой фанатской культуры, задолго до фандомов в социальных сетях. Давление публики было настолько сильным и долгим, что спустя 10 лет Артур Конан Дойль вернул Шерлока, объяснив, что в той схватке он выжил, показывая ещё большую гениальность сыщика. Сколько бы не было критики и замечаний в сторону автора, что это "пустое бульварное чтиво", любовь массового зрителя была сильнее и, пожалуй, остаётся такой же до сих пор. Вернув Шерлока на страницы Конан Дойль сделал его бессмертным в самом прямом смысле. Он перестал быть персонажем одного автора, а стал достоянием массового воображения.
От печатных страниц к культурному символу
В 20 веке Холмс начал постепенно отрываться от своих литературных корней: "Элементарно, Ватсон", шляпа с козырьком, клетчатый плащ/пальто — всё это не детали Конан Дойля, а эстетика театра и раннего кино. Так рождается тот самый "каноничный образ", который сегодня легко можно узнать по одному лишь силуэту. Персонаж дошёл до нас переработанным и каждый автор, будь то театральная постановка, сериал или фильм, предлагал и добавлял новые детали, которые прижились и стали воплощением образа. Теперь Шерлок Холмс больше, чем просто персонаж, сошедший со страниц книги, он стал общим "конструктором", который каждый творец собирает самостоятельно и по-новому.
Почему Холмс так легко превратился в символ? Причина проста: он идеально попадает в человеческий запрос. На рубеже веков общество столкнулось с хаусом мегаполисов, ростом преступности, техническими новинками, которые пугали и восхищали одновременно. И вот появляется человек, который способен всё объяснить, установить порядок и распутать любую загадку. Причём он не обладает супер способностями, получаемые от него же объяснения кажутся столь же очевидными, как если сказать, что трава зелёная, а снег белый. Кажется, что любая сложная задача решается просто аналитикой, проницательностью и умением подмечать детали. Будто каждый человек, способен на такие подвиги, если постарается смотреть внимательнее.
Каждая эпоха создавала своего Шерлока:
- в 1930-40-е годы — кинематографический разведчик во время второй мировой войны. Холмс впервые шагнул на экран как символ британской стойкости. В фильмах с Бэзилом Рэтбоуном (выдающимся актёром того времени) он становится не просто сыщиком, а участником борьбы с реальными политическими угрозами. Во время Второй мировой войны персонажа сознательно «переселили» в современность, превратив в кинематографического разведчика, который противостоит шпионам, диверсантам, нацистским агентам. Этот образ впервые сделал его не литературным персонажем, а фигурой национального мифа.
- в 1960-70-е — методичный английский интеллектуал. К середине ХХ века мир устал от войны и искал стабильности, порядка и академичности. Так появляется Холмс в классических постановках BBC: методичный, сдержанный, почти профессорский. Он воплощение британской интеллигентности: строгое произношение, выверенные жесты, процесс расследования, похожий на научное исследование. Такой образ отвечал тому, что тогда ценили зрители: уважение к знаниям, интерес к науке, тягу к системе. Именно благодаря адаптациям этого периода сформировался тот самый «канон Холмса»: шляпа-деерстокер, трубка, уютные викторианские интерьеры, хотя многое из этого в книгах Дойля встречается редко или вовсе не упоминается.
- в 2000-е — дерзкий гений с оттенками антигероя. С началом XXI века меняются и герои: идеальные, безупречные персонажи больше никому не интересны. Мир хочет видеть гениев с пороками, людей, которые нарушают правила, спорят с обществом и одновременно завораживают талантом. Именно так появляется новый тип Холмса более нервный, более жесткий, более «живой». Его черты ярко воплощают разные адаптации:
• Роберт Дауни-младший в фильмах Гая Ричи — это почти панк-версия Холмса: он дерётся, прыгает с крыш, живёт на грани хаоса, но его мозг работает быстрее всех.
• Бенедикт Камбербэтч — это цифровой Холмс: человек, который мыслит со скоростью алгоритмов, исследует мир как поток данных и страдает от невозможности «замедлиться».
• Джонни Ли Миллер («Элементарно») — наиболее уязвимая версия: Холмс как человек с зависимостью, травмой, но феноменальной интеллектуальной одарённостью.
Почему именно так? Потому что зритель XXI века живёт в мире перегрузок, скоростей, интернет-хаоса и хочет видеть героя, который умеет управлять этим хаосом, но не сверхчеловека, а сложную личность, в которой гениальность соседствует с уязвимостью. Помимо этого Холмс создаёт и также отражает облик десятилетий. В последних адаптациях всё больше уделяется внимание его внутреннему миру и психологическому состоянию, что как нельзя лучше отражает современную тенденцию на самоанализ и рефлексию. Мы пытаемся разобрать каждого персонажа по косточкам, вот и Шерлок сегодня больше чем гений с феноменальным мозгом, мы лучше изучаем его детство, отношение с семьёй и внутренний мир.
Советский Шерлок: человек, который стал ближе, чем оригинал
Отдельной главой в истории Холмса стоит его советская интерпретация. Феномен, который невозможно назвать иначе как культурное чудо. В стране, далёкой от викторианского Лондона, в иной системе ценностей и эстетик, Шерлок Холмс неожиданно обрёл новую жизнь. Более того, именно советская версия для миллионов зрителей стала самой каноничной, затмив собой и британские, и голливудские экранизации. Когда в 1979 году режиссёр Игорь Масленников начал работу над циклом «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», никто не предполагал, что эти фильмы станут частью культурного кода Советского Союза. Они оказались слишком английскими, чтобы быть «своими», но вместе с тем стали столь гениальными, что затмили собой многие предыдущие интерпретации.
Главное чудо случилось благодаря Василию Ливанову. Его Холмс — это не холодная машина дедукции, не отстранённый социопат и не циничный интеллектуальный хищник, каким его любят изображать современные адаптации. Ливановский Холмс: теплый, ироничный, слегка рассеянный, абсолютно живой. Он обладает талантом наблюдателя, но не кичится им, он любит своё дело, но не прячет человечность за заносчивостью, являясь таким добропорядочным советским гражданином даже в рамках викторианского Лондона.
С ним рядом Виталий Соломин, сыгравший, пожалуй, одного из лучших Ватсонов в истории кино. Его персонаж вовсе не простак, как это часто бывало в других экранизациях. Советский Ватсон уравновешенный, воспитанный, умный мужчина, способный быть настоящим партнёром, а не тенью гениального друга.
Советские улицы Лондона (снятые, по большей части, в Риге и Таллине) получились удивительно атмосферными: туман, мокрые мостовые, кареты, огни газовых фонарей. Художники по костюмам сделали невозможное воссоздали эпоху так скрупулёзно, что англичане принимали фильм за собственную продукцию. Этот Холмс стал для советского зрителя воплощением того, чего не хватало в реальности: порядочности, ума, мягкой иронии, уверенности, что справедливость в конце концов восторжествует. Когда в 2006 году Ливанов получил орден Британской империи за создание одного из лучших экранных образов Холмса, для России это стало подтверждением очевидного: советский Шерлок занял своё место в мировой культурной традиции, став не просто адаптацией, а полноценной версией великого сыщика.
Чему нас учит Шерлок Холмс и чему точно не стоит подражать
Мы восхищаемся им не только за блестящий ум. В Холмсе есть соблазн интеллектуального превосходства ощущение, что, научившись анализировать мир достаточно тонко, можно избежать ошибок и получить силу, в какой-то степени даже намного выше, чем физическую. Популярная фраза «кто владеет информацией, тот владеет миром» полностью отражает превосходство сыщика. От страниц книги до больших экранов от Шерлока сквозит уверенностью, которая очень привлекает. Конечно, именно такую силу не получить большинству, но персонаж очень мотивирует на познание окружающего мира и расширение кругозора. Люди с миллионом интересов из разных сфер, думаю прекрасно видят себя в Холмсе. Иногда область его знаний поражает специфичностью и углублённостью изученного. Пожалуй, то чему стоит поучиться у Холмса — это жажда знаний на протяжении всей жизни.
С другой стороны, что в оригинальной серии книг, что в киновоплощении Шерлока нельзя назвать однозначно положительным персонажем. Его образ жизни не то чтобы сильно восхищает, и если знания поражают и мотивируют, то зависимости, эмоциональные качели и жизнь в замкнутом пространстве, уже не кажутся столь привлекательными. Пожалуй, такова цена за гениальность. Да, он видит больше других, но платит за это отдельной человеческой ценой. Лично я, читая о Шерлоке задумалась именно об этом. Холмс вряд ли пример для подражания, он гений, который стал им потому что имеет ряд таких особенностей. Между гениальностью и безумством тонкая грань, и Артур Конан Дойль хорошо это показывает. Возможно, главный парадокс Шерлока в том, что мы восхищаемся им, но не хотели бы на самом деле прожить его жизнь.
Почему мы всё ещё любим Шерлока?
Ответ на это вопрос простой, потому что нам нравятся наблюдать за сложными людьми, негативными персонажами или особенно за теми, кто столь гениален, но столь же эмоционально нестабилен. Шерлок зависим, но не только от запрещенных веществ, табака, а от головоломок и стоящих задач. Настоящая его ломка начинается тогда, когда вокруг нет стоящего дела для расследования. Он абсолютный фанатик своего дела, гениальный безусловно, но всё же фанатик. Поэтому нам так интересно смотреть на человека, который страдает от собственных знаний и умений.
Мне кажется Шерлок Холмс, стал символом, отказаться от которого трудно. Лично я очень люблю всё что связано с этим персонажем и с огромным удовольствием смотрю разные интерпретации. Видя целые баталии в интернете о том "Какой Шерлок лучше?", мне становится смешно, потому что нет лучше или хуже. Холмс растёт вместе с нами и из викторианского Лонда выходит в наш современный мир, становится балагуром или остаётся добрым человеком. В таком огромном количестве прочтений и кроется его популярность, каждый может найти себе образ по душе.
Делитесь в комментариях, какой образ шерлока ваш любимый? Как вы считаете в чём секрет успеха этого персонажа?