Найти в Дзене
Школа «Летово»

Поэтические чтения: опыт, который хочется повторять

В школе «Летово» есть события, которые рождаются из личной инициативы учителей и учеников, а со временем становятся маленькой традицией. Второй год подряд среди таких инициатив — поэтические чтения, которые организуют учитель немецкого языка Анна Владимировна Ермольчик и учитель литературы Ульяна Викторовна Кононова. Чтения собирают участников разных возрастов: это не только ученики, но и учителя, и сотрудники школы. Такие мероприятия дают возможность погрузиться в мир литературы, поделиться любимыми текстами и собственными произведениями, а главное — выступить перед теплой, принимающей и понимающей аудиторией. Нам кажется, что это важное событие: ребята задумываются о ценности общекультурного знания, видят готовность кафедр и учителей сотрудничать и объединяться. Мы предложили ученикам и учителям самим выбрать, что им хотелось бы почитать: классические и современные произведения, тексты песен, тексты собственного сочинения. Так, ребята читали тексты Бродского и Пастернака, Гессе, Гете
Оглавление
Фото из школьного архива: ученики на уроке в «Летово»
Фото из школьного архива: ученики на уроке в «Летово»

Что?

В школе «Летово» есть события, которые рождаются из личной инициативы учителей и учеников, а со временем становятся маленькой традицией. Второй год подряд среди таких инициатив — поэтические чтения, которые организуют учитель немецкого языка Анна Владимировна Ермольчик и учитель литературы Ульяна Викторовна Кононова.

Чтения собирают участников разных возрастов: это не только ученики, но и учителя, и сотрудники школы. Такие мероприятия дают возможность погрузиться в мир литературы, поделиться любимыми текстами и собственными произведениями, а главное — выступить перед теплой, принимающей и понимающей аудиторией.

Зачем?

Нам кажется, что это важное событие: ребята задумываются о ценности общекультурного знания, видят готовность кафедр и учителей сотрудничать и объединяться.

Мы предложили ученикам и учителям самим выбрать, что им хотелось бы почитать: классические и современные произведения, тексты песен, тексты собственного сочинения. Так, ребята читали тексты Бродского и Пастернака, Гессе, Гете и даже Ли Бо, китайского классика VIII века.

Помимо выбранного текста, ученики должны были продумать небольшой комментарий о том, почему они выбрали тот или иной текст.

Мы предполагали, что решатся выступить лишь немногие, поэтому были искренне удивлены, когда выстроилась очередь желающих прочитать выбранные тексты — в том числе собственные. Было заметно, что ребята волнуются, но теперь среди участников есть те, кто уже не впервые выходит к слушателям со своими произведениями. Кстати, на Фестивале языков и культур ребята тоже читали стихи на открытом микрофоне, но впервые решились сделать это именно на поэтических чтениях.

Дмитрий Архипов, ученик 11 класса:

Я участвую в поэтических чтениях не первый год, и каждый раз они пробуждают новые эмоции. Многие думают, что чтения – это про навык выучить и выразительно рассказать стихотворение, но на самом деле это мероприятие скорее про общение между людьми, проявление эмоций и обсуждение насущных проблем. Каждый может рассказать все, что угодно в той форме, какой он хочет. Каждый раз поэтические чтения помогают мне как задуматься о каких-то новых вещах, так и просто отвлечься от повседневной школьной жизни и отдохнуть.

Яна Федоровна Мамонова, учитель английского языка:

Участие в поэтических чтениях стало для меня настоящим откровением. Я пришла поучаствовать, чтобы поддержать ребят и показать им: чтение стихов — это не скучная обязанность, а живая, настоящая, дышащая часть жизни. Оказалось, что наши ученики вдохновили меня — больше, чем я могла себе представить. Их драматические инсценировки, выступления на разных языках и искренние стихи собственного сочинения зажгли во мне такой отклик, что я ушла с чувством глубокого восхищения и благодарности. Эти ребята доказали: поэзия живет, пока есть те, кто готов говорить на ней искренне и смело.

Как?

Мы сознательно отказались от жесткого упорядоченного списка выступающих — это помогло нам создать камерную и бережную атмосферу. Ученики и сотрудники выходили тогда, когда были готовы. Выступив один раз, некоторые из них хотели прочесть и другие любимые стихотворения. Мы предоставили такую возможность после того, как выступили все записавшиеся.

А ещё, чтобы привлечь внимание к чтениям, мы решили с помощью учеников организовать зону, где каждый желающий мог опубликовать свои стихотворения с небольшим комментарием. Мы предложили ребятам распечатать QR-коды на свои тексты и наклеить их — так о событии узнали чуть больше людей, а ещё каждый желающий мог поделиться своим любимым текстом.

Подытожим!

Для подготовки чтений мы

  • объявили о событии в школьных СМИ, а также попросили учителей рассказать о мероприятии;
  • уточнили правила (например, учить стихотворение наизусть было не обязательно), попросили записываться и обозначать выбор, при необходимости обсуждали, как лучше выстроить выступления;
  • нашли кураторов-помощников среди учителей;
  • осознанно не составили чёткую последовательность выступающих;
  • договорились, что можно читать, даже если не записался, — но в порядке очереди; можно читать два–три раза, но тоже в порядке очереди.

Эффект

Мы видим, как на поэтических чтениях постепенно формируется пространство доверия, где ученики и взрослые могут говорить о важном, пробовать себя в разных ролях и учиться слышать друг друга.

Кажется, что именно из таких небольших, но искренних инициатив и складывается живая культурная жизнь школы. Мы с интересом наблюдаем, как будет развиваться эта традиция дальше — и кого она вдохновит в следующий раз.