Найти в Дзене

Круг чтения. Блюма Вульфовна Зейгарник «Теория личности Курта Левина»

«Личность живёт в своём психологическом поле, как рыба в воде». Всё его учение - об этом «аквариуме», в котором мы все плаваем. А Блюма Вульфовна Зейгарник, знаменитая своим «эффектом Зейгарник» (когда незавершённые задачи помнятся лучше), была не просто ученицей Левина, а блестящим интерпретатором. В своей книге она не просто пересказывает теорию, а пропускает её через призму клинической практики, показывая, где абстрактные формулы оживают в кабинете врача. Представьте, что вы в комнате, где на столе лежит ваше любимое пирожное. А теперь представьте, что вы на диете и сидите на скучной лекции. Пирожное одно и то же, но его «психологическая сила» в этих двух ситуациях - абсолютно разная. Левин называл это «жизненным пространством» или психологическим полем. Это поле состоит из:
Самого человека со всеми его потребностями, страхами, целями.
Всего, что его окружает - но не в физическом смысле, а в психологическом. То есть не «стул» как объект, а «стул, на который можно сесть, чтобы отдохн

«Личность живёт в своём психологическом поле, как рыба в воде». Всё его учение - об этом «аквариуме», в котором мы все плаваем. А Блюма Вульфовна Зейгарник, знаменитая своим «эффектом Зейгарник» (когда незавершённые задачи помнятся лучше), была не просто ученицей Левина, а блестящим интерпретатором. В своей книге она не просто пересказывает теорию, а пропускает её через призму клинической практики, показывая, где абстрактные формулы оживают в кабинете врача.

Представьте, что вы в комнате, где на столе лежит ваше любимое пирожное. А теперь представьте, что вы на диете и сидите на скучной лекции. Пирожное одно и то же, но его «психологическая сила» в этих двух ситуациях - абсолютно разная. Левин называл это «жизненным пространством» или психологическим полем.

Это поле состоит из:
Самого человека со всеми его потребностями, страхами, целями.
Всего, что его окружает - но не в физическом смысле, а в психологическом. То есть не «стул» как объект, а «стул, на который можно сесть, чтобы отдохнуть» или «стул, который загораживает мне вид».
Важный вывод: чтобы понять поведение человека, нужно понять его поле здесь и сейчас. Что для него важно? Что его манит? Что отталкивает? Прошлое и будущее влияют на нас только постольку, поскольку они присутствуют в настоящем (как память о прошлой неудаче или мечта о будущей поездке).

До Левина психология часто сводила человека к автомату: прозвенел звонок (стимул) - потекла слюна (реакция). Левин сказал: «Ребята, всё не так». Главная формула поведения у него выглядит так: B = f(P, E) - Поведение является функцией (зависит) от Личности и Среды.

Это значит, что один и тот же стимул для разных людей (или для одного человека в разном состоянии) будет иметь разную силу. Для голодного студента пирожное - магнит. Для сытого - просто предмет интерьера. Всё зависит от актуальной потребности.

Левин был физиком по образованию и любил говорить о «психологических силах». Потребность - это внутреннее напряжение, которое стремится разрядиться (проголодался - нужно поесть). А объекты в поле обладают «валентностью».
Положительная валентность - объект нас притягивает. Пирожное для голодного, одобрение начальника для амбициозного сотрудника.
Отрицательная валентность - объект отталкивает. Неприятный разговор, который хочется избежать, критикующий взгляд.
Мы постоянно находимся под воздействием этих сил, как железные опилки в магнитном поле. Наше поведение - это движение к целям с положительной валентностью и уход от негатива.

Уровень притязаний: почему мы выбираем цели посложнее?
Зейгарник особенно подробно разбирает этот феномен. Уровень притязаний - это не просто «хочу быть лучшим». Это сложный баланс между стремлением к успеху и страхом неудачи.
После успеха мы обычно ставим планку выше. После провала - опускаем её. Но самое интересное начинается, когда человек постоянно терпит неудачи. Поле меняется: он может начать выбирать либо нереально высокие цели (чтобы оправдать провал их сложностью), либо нереально низкие (чтобы гарантировать успех). Зейгарник, как патопсихолог, показывает, как это работает при психических расстройствах, когда связь между усилием и результатом нарушается.

Завершённые и незавершённые действия: знаменитый «эффект Зейгарник». Незавершённое действие создаёт напряжение в психике, которое стремится к разрядке. Поэтому мы лучше помним незавершённые задачи. Это не просто курьёзный факт. Это доказательство того, что наша психика - это не статичная картина, а динамическая система, стремящаяся к равновесию.

ОТКРЫТ НАБОР НА КУРС "ПЬЕСА"

СЛЕДУЙТЕ ЗА БЕЛЫМ КРОЛИКОМ!

Ваш

Молчанов