Найти в Дзене

На что жалуетесь? Россияне поставили рекорд по жалобам в ЦБ.

На недавней конференции ЦБ "Фокус на клиента", главный банкир страны Эльвира Набиуллина, признала, что противодействую мошенничеству банки слегка "перегнули палку". Речь шла о том, что жалобы от клиентов на мошеннические действия снизились, а вот жалобы на необоснованные (с точки зрения клиентов) блокировки счетов - значительно выросли. Неделей ранее, регулятор опубликовал статистику обращений населения на финансовые услуги, согласно которому, россияне, за три квартала уходящего года, обновили рекорд по жалобам с 2019 года. На что же жаловались потребители финансовых услуг - расскажем в нашей статье. По итогам девяти месяцев 2025 года число жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов выросло на 15,8% год к году и достигло 280 тыс. Основная волна недовольства, в этом году, досталась банкам - на них написали более 170 тыс. гневных обращений. В основном, негодование наших сограждан вызывала необоснованная блокировка счетов, карт и проблемы с дистанционным банковским обслуживание
Оглавление
Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

На недавней конференции ЦБ "Фокус на клиента", главный банкир страны Эльвира Набиуллина, признала, что противодействую мошенничеству банки слегка "перегнули палку". Речь шла о том, что жалобы от клиентов на мошеннические действия снизились, а вот жалобы на необоснованные (с точки зрения клиентов) блокировки счетов - значительно выросли.

Неделей ранее, регулятор опубликовал статистику обращений населения на финансовые услуги, согласно которому, россияне, за три квартала уходящего года, обновили рекорд по жалобам с 2019 года. На что же жаловались потребители финансовых услуг - расскажем в нашей статье.

Так, на что жалуемся?

По итогам девяти месяцев 2025 года число жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов выросло на 15,8% год к году и достигло 280 тыс.

Основная волна недовольства, в этом году, досталась банкам - на них написали более 170 тыс. гневных обращений. В основном, негодование наших сограждан вызывала необоснованная блокировка счетов, карт и проблемы с дистанционным банковским обслуживанием (о чём, как раз, и говорила госпожа Набиуллина).

Эксперты поясняют, что текущая ситуация, связанная с почти "параноидальной" борьбой с мошенничеством и, как следствие, усилением мер безопасности в отдельно взятых банках по противодействию этому самому мошенничеству, приводят к росту «ошибочных положительных» срабатываний систем безопасности и различным блокировкам. Потребителю, конечно, это крайне неудобно, во-первых; и абсолютно непонятно, во-вторых, почему, с его точки зрения, безобидная операция воспринимается как мошенническая. Вместе с тем, эксперты сходятся во мнении, что борьба с мошенничеством является, всё же, приоритетной и лучше "перетерпеть" временные трудности с блокировкой, нежели потерять всё, "что нажито непосильным трудом".

Более 27 тыс. обращений было получено ЦБ в отношении наших "любимых" микрофинансистов. В данном случае, причины жалоб стабильны: коллекторы, кибермошенничество и, конечно же, незаконные начисления, МФО "радует" постоянством.

Остальная масса жалоб пришлась на действия страховых компаний и субъектов рынка ценных бумаг.

Жалоба на МФО и коллекторов: что важно помнить.

Жалобы в ЦБ - это, конечно, хорошо, однако важно помнить, что чем выше инстанция, тем дольше придётся ждать ответа и выше вероятность получения "отписки", вместо решения проблемы. Куда ещё можно пожаловаться, если Ваши права нарушены:

  • СРО "МиР". Саморегулируемая организация "Микрофинансирование и Развитие" является неким профсоюзом микрофинансистов, в котором состоят все крупные (и не очень) игроки рынка. СРО рассматривает все категории жалоб: от незаконных условий договора до действий коллекторов. Реагирует оперативно и, в большинстве случаев, можно добиться адекватного ответа. Подать можно как заказным письмом, так и через электронную приёмную;
  • НАПКА. Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств - профессиональное сообщество коллекторов. Как ни крути, а рынок взыскания в России, медленно, но верно становится более цивилизованным. Жалоба в НАПКА - вполне рабочий инструмент, если Вы считаете, что Ваши права были нарушены коллекторами;
  • ФССП. Федеральная служба судебных приставов - это уже надзорный, осуществляющий правомерность работы коллекторов и МФО.

В любом случае, подавая жалобу, необходимо запастись крепкой доказательной базой, чтобы все потраченные усилия не пропали зря.