Найти в Дзене
Дизайн с Алексом Маком

Художник Франтишек Купка, открывший миру много стилей, и его удивительные картины. Любуемся вместе.

Франтишек Купка - интереснейший художник конца девятнадцатого - первой половины двадцатого веков. Его творчество - удивительное открытие для многих современных зрителей. Его картины абсолютно разные и, кажется, написаны совершенно разными людьми. Он не только творил, но и фактически придумал большинство из направлений искусства ХХ века. Он это делал очень профессионально, но быстро остывал и переключался на новые направления. Увы, настоящими звездами живописи, становились последователи, развивавшие одно выбранное ими направление живописи. Франтишек Купка был одним из пионеров абстрактного искусства. Его творческая эволюция отразила ключевые сдвиги в европейской живописи начала XX века. Художник родился 23 сентября 1871 года в городке Дворжи-над-Сазавой (Австро‑Венгрия, сегодня это - територия Чехии). С юности он проявлял интерес к искусству и в 1889 году поступил в Академию изобразительных искусств в Праге. В 1891 году художник продолжил обучение в Венской академии изящных искусств,

Франтишек Купка - интереснейший художник конца девятнадцатого - первой половины двадцатого веков. Его творчество - удивительное открытие для многих современных зрителей. Его картины абсолютно разные и, кажется, написаны совершенно разными людьми.

Взрыв II, 1923 год.
Взрыв II, 1923 год.
Вавилон
Вавилон

Он не только творил, но и фактически придумал большинство из направлений искусства ХХ века. Он это делал очень профессионально, но быстро остывал и переключался на новые направления. Увы, настоящими звездами живописи, становились последователи, развивавшие одно выбранное ими направление живописи.

Желтые линии. 1913 год. Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж
Желтые линии. 1913 год. Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж

Франтишек Купка был одним из пионеров абстрактного искусства. Его творческая эволюция отразила ключевые сдвиги в европейской живописи начала XX века.

Автопортрет. 1905 год. Национальная галерея в Праге. Чехия.
Автопортрет. 1905 год. Национальная галерея в Праге. Чехия.

Художник родился 23 сентября 1871 года в городке Дворжи-над-Сазавой (Австро‑Венгрия, сегодня это - територия Чехии). С юности он проявлял интерес к искусству и в 1889 году поступил в Академию изобразительных искусств в Праге. В 1891 году художник продолжил обучение в Венской академии изящных искусств, где увлёкся символизмом и декоративным искусством. В 1895 году переехал в Париж. Тогда это был художественный центр Европы, где прожил большую часть жизни.

Всегда бедный. 1902 год.
Всегда бедный. 1902 год.

В Париже Купка начал сотрудничать с журналами как иллюстратор и карикатурист, посещал Академию Жулиана и Академию Коларосси, сблизился с кругом авангардистов, включая Робера Делоне и Фернанду Леже.

Дорога безмолвия (Сфинксы).
Дорога безмолвия (Сфинксы).

Художник активно писал картины и выставлялся. Его работы появлялись на Салоне Независимых художников, Осеннем салоне и других значимых площадках Парижа. В 1919 году он вернулся в Чехию. Но здесь его искусство не находило понимания и вскоре художник снова обосновался во Франции.

Идол
Идол

Творческий путь Купки — это постепенный переход от фигуративной живописи к абстракции. Исследователи выделяют в его творчестве несколько периодов.

1. Ранний период (1890–1900‑е) — влияние символизма и модерна. Купка создавал мифологические и аллегорические композиции с насыщенной декоративной стилистикой (например, его "Автопортрет", "Рождение жизни").

Рождение жизни. 1900 год. Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж
Рождение жизни. 1900 год. Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж

2. Переход к абстракции (1909–1912 годы) — художник начал экспериментировать с цветом и формой, отказываясь от повествовательности. Ключевая работа этого этапа — "Фуга в двух цветах", где очертания предметов исчезают в ритмических линиях синего и красного.

Три исследования. Фуга в двух цветах, 1912
Три исследования. Фуга в двух цветах, 1912
Три исследования. Фуга в двух цветах, 1912
Три исследования. Фуга в двух цветах, 1912
Три исследования. Фуга в двух цветах, 1912
Три исследования. Фуга в двух цветах, 1912

3. Зрелый абстракционизм (1910–1920‑е годы) — Купка разработал собственный вариант абстрактной живописи, основанный на геометрических формах и линиях, динамических композициях, передающих движение, контрастных цветовых сочетаниях.

Кафедральный собор 1913 год.
Кафедральный собор 1913 год.

Важнейшие работы этого периода "Вертикальные планы"(1913 год), "Диски Ньютона" (1912–1928 годы).

Белый круг, 1946 год.
Белый круг, 1946 год.
  • 4. Поздний период (1930–1950‑е годы) — художник продолжал исследовать абстракцию, добавляя элементы биоморфных форм и более мягкую цветовую палитру.

Купка выработал уникальный художественный язык, для которого характерны синтез науки и искусства. Художник интересовался физикой, оптикой и теорией цвета. Его абстракции отражают идеи о структуре материи и динамике Вселенной.

Музыка, 1932 год.
Музыка, 1932 год.

Многие его картины отличает музыкальность композиции. ("Фуга", "Симфония"). В этих картинах запечатлено стремление художника передать визуальными средствами музыкальные ритмы и гармонии.

Клавиши фортепиано (Озеро), 1909 год.
Клавиши фортепиано (Озеро), 1909 год.

Динамика форм - еще одно отличие картин художника. Даже в статичных композициях ощущается движение благодаря диагональным линиям, вращающимся элементам и контрастным цветовым зонам.

Часто художник использовал ограниченную палитру. Купка часто использовал сдержанный набор цветов. Часто это были чёрный, белый, красный, синий цвета. Так он добивался выразительности за счёт контрастов. Художник также экспериментировал с техникой нанесения краски, создавая рельефные поверхности.

Первый шаг», 1909 год
Первый шаг», 1909 год

Франтишек Купка — стал одной из ключевых фигур раннего абстракционизма. Его работы предвосхитили развитие орфизма (направление, связанное с Робером Делоне), повлияли на формирование геометрической абстракции, продемонстрировали возможность выхода живописи за пределы подражания реальности.

Индусский мотив, 1919 год.
Индусский мотив, 1919 год.

Сегодня его картины хранятся в крупнейших музеях мира (Центр Помпиду в Париже, Национальная галерея в Праге) и считаются важнейшими образцами авангардного искусства XX века.

Механизм. 1928 год. Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж
Механизм. 1928 год. Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж

Надеюсь, дорогие читатели, Вам было интересно. А какие из представленных картин Вам понравились? А нажав эту кнопку, вы сможете

Поддержать автора

Заранее спасибо Вам, самым преданным читателям моего канала. До новых встреч, всегда Ваш Алекс.