Знали ли вы, что в Новосибирске работает настоящая фабрика игрушек и настолок, которые мастерят не взрослые, а дети? Любой желающий может прийти сюда и создать изделие, которое подсказала ему фантазия. Корреспонденты «Новосибирских новостей» побывали в цехах и увидели, как на специальном станке оживают персонажи сказок и появляются на свет уникальные игры, аналогов которым нет нигде.
Уруйдаана Каженкина
Руководит проектом Надежда Андреева — психолог по образованию, чей подход к работе и творчеству можно назвать по-настоящему научным. Под кураторством специалистов в области образовательных игр, дизайнеров и технологов подростки создают настолки по мотивам сказок разных народов. По словам руководителя фабрики, так в ребёнке закладываются основы духовности, которые сложно развить без опосредованного образа.
«Формирование национальной идентичности у детей — наша первостепенная задача. И неважно, какая это сказка: узбекская, таджикская, татарская или русская — в каждой есть общие ценности: помощь, забота, искренность, справедливость. Именно это и составляет духовно-нравственный фундамент культуры. У каждого героя есть своя миссия: отправиться в путь, добыть что-то важное, пройти испытания, преодолеть трудности, помочь советом или дать волшебный предмет», — объясняет Надежда Андреева.
«Фабрика игрушек» расположена на улице Ленина, 90. Комплекс включает в себя цех с лазерным станком для резки деревянных деталей, мастерскую для росписи и придания нужного облика фигуркам, учебные и игровые комнаты. Здесь проходят экскурсии и групповые занятия с полным циклом изготовления игрушек — от задумки на листе А4 до её воплощения.
Главные эксперты по играм
Сотрудники «Фабрики» — подростки, прошедшие обязательное трёхмесячное обучение. Именно в этом месте у них начинается большой творческий путь и появляется первая запись в трудовой книжке — «оформитель художественных работ». По мнению Надежды Андреевой, если речь идет об играх, то нет более продвинутых экспертов, чем сами дети.
«Они могут быть экспертами по самолётам? Нет. А по приготовлению еды? Тоже нет. А по играм — точно могут, потому что сами в них ещё играют и знают, как должна выглядеть по-настоящему интересная игра, — уверена руководитель проекта. — Дети — эксперты там, где мы, взрослые, уже проигрываем со своими сформировавшимися шаблонами. Мы построили своё производство на трёх важных преимуществах возраста: быстрая обучаемость новому, креативность и игровой потенциал».
Именно подростки, анализируя детали сказки, самостоятельно придумывают концепцию игры: с нуля создают эскизы персонажей, разрабатывают механику настолки и отправляют её в работу на лазерный станок. Производственный цикл продолжается сборкой, склейкой и ручной росписью. На каждом этапе проект проходит экспертизу у наставников. Весь процесс создания одной игры занимает не менее трёх месяцев.
Результаты ничуть не уступают продуктам опытных разработчиков. Всё пространство фабрики наполнено разнообразными головоломками, пазлами и другими играми, которые тренируют логику, коммуникативные навыки, внимательность и стратегическое мышление.
«Игра — язык, на котором ребёнок говорит»
Все изделия выполнены из дерева — берёзовой фанеры. По словам Надежды Андреевой, в нём заложен огромный потенциал для работы: этому материалу можно придать любую форму, на нём можно рисовать, и, что немаловажно, он экологичен и безопасен. На стеллажах рядом с зайцами, былинными богатырями и машинками соседствуют и сложные конструкции, собранные из мелких деталей: танк Т-34, квадроцикл и даже миниатюрный Бугринский мост.
«Игра — это язык, на котором ребёнок говорит. Так они познают мир. Если мы не предоставим условий для этого, мы многое потеряем в их развитии. И ни один список энциклопедических знаний или выученных английских песенок не покроет того дефицита, если ребёнок не будет играть», — убеждена Надежда Андреева.
С некоторыми созданными играми и их правилами руководитель фабрики познакомила и нас:
- Пазл с медведями из Новосибирского зоопарка: Ростиком, Шилкой и другими любимчиками публики. В этой головоломке нужно правильно расположить фигурки зверят. На дне нанесён QR-код, отсканировав который дети могут узнать историю косолапых: в какие страны мира они уехали, когда и как празднуют дни рождения и даже чем питаются на новом месте жительства.
- Пазл «Коты в сапоге». Это головоломка-метафора, собрать которую не так-то просто: внутри сапога спрятаны коты, которых также нужно правильно разместить.
- Деревянный настольный лабиринт. Подходит для игр с мамой. Один из игроков с закрытыми глазами, держа персонажа, следует указаниям напарника. Цель — вывести бедолагу из лабиринта. Простое развлечение решает сложную задачу: развивает пространственное мышление, учит ребёнка вслушиваться в слова и доверять близкому.
- Мозаика с орнаментом. Игра для самых маленьких. Собирая русский народный узор, дети с ранних лет приобщаются к родной культуре.
- «Рыбалка». Нужно не просто поймать рыбку из ведёрка, но и найти для неё подходящую форму на палетке. Если своей формы нет, приходится договариваться с соперником и меняться. Игра развивает внимательность, умение выстраивать диалог и идти на компромисс, а также учит правильному использованию имеющегося ресурса.
В общей сложности коллекция фабрики насчитывает более 70 авторских игр. Это настоящая методическая сокровищница для любого воспитателя.
«Подростки у нас проходят курс промышленного дизайна, изучают мировую художественную литературу, так как мы имеем дело со сказками. А ещё нужно понимать, что дети сейчас живут в совершенно других реалиях: по-другому понимают сказки, часто знают их по мультфильмам. Чтобы сказку расшифровать, нужны специальные „ключи“, ведь в ней всегда есть послание, передающее важную информацию. При работе каждую сказку мы сначала расшифровываем, а потом преобразуем в образы и сюжеты игр. В этом ребятам помогают наставники: Антон Метельков, наш новосибирский поэт, Михаил Вершинин, эксперт по образовательным играм, технолог, дизайнер художник», — рассказывает Надежда Андреева.
«Лучше любых наставлений»: важная миссия игрушек
Все созданные здесь игрушки можно приобрести. Одним из «заказчиков» фабрики стала школа «Русский кот». По словам руководителя семейных классов Анастасии Жильцовой, игры заметно помогли детям развить усидчивость и улучшить навыки общения.
«Мы работаем по методике Русской классической школы. Детям на уроке приходится часто писать пером и чернилами, для чего требуется умение сосредоточиться, быть в роли ученика. У некоторых ребят были проблемы с концентрацией. Надежда Александровна порекомендовала нам игры, которые учат взаимодействовать с напарником. И мы сначала просто доставали эти игры на перемене, а потом дети сами ими увлеклись. Вскоре мы заметили, что на уроках у нас повысилась дисциплина, ребята стали более вовлечёнными. Это сработало куда лучше любых дисциплинарных мер», — говорит Анастасия Жильцова.
В 2025 году «Фабрика игрушек» вошла в число победителей национальной премии «Золотой медвежонок» в номинации «Лучшее пространство для детей и семей с детьми». Наряду с масштабными московскими центрами небольшая новосибирская студия завоевала награду благодаря своей необычной концепции.
Также у фабрики есть торговый знак «100 лучших товаров России». Несколько игр победили на всероссийском конкурсе качества в номинации «Народные промыслы».