Найти в Дзене
FISHINGSEVER

Гибель «Армении» : трагедия Великой Отечественной войны

В истории Великой Отечественной войны есть немало трагических событий, которые оставили глубокий след в памяти народа. Одним из таких событий стала гибель теплохода «Армения» 7 ноября 1941 года. Эта катастрофа унесла жизни тысяч людей и стала одной из самых страшных морских трагедий того времени. В этом тексте мы подробно рассмотрим обстоятельства, предшествовавшие гибели корабля, изучим различные версии произошедшего и проанализируем последствия этой трагедии. Предыстория теплохода «Армения» Теплоход «Армения» был построен в 1928 году на Балтийском заводе как пассажирский лайнер. Его водоизмещение составляло 5770 тонн, длина — 107,7 метра, ширина — 15,5 метра, а высота борта — 7,84 метра. До начала Великой Отечественной войны судно совершало пассажирские рейсы между портами Крыма и Кавказа. С началом войны судьба «Армении» изменилась: 10 августа 1941 года теплоход был передан медслужбе Черноморского флота и переоборудован в плавучий госпиталь. В нём организовали перевязочные и хирург

В истории Великой Отечественной войны есть немало трагических событий, которые оставили глубокий след в памяти народа. Одним из таких событий стала гибель теплохода «Армения» 7 ноября 1941 года. Эта катастрофа унесла жизни тысяч людей и стала одной из самых страшных морских трагедий того времени. В этом тексте мы подробно рассмотрим обстоятельства, предшествовавшие гибели корабля, изучим различные версии произошедшего и проанализируем последствия этой трагедии.

Предыстория теплохода «Армения»

Теплоход «Армения» был построен в 1928 году на Балтийском заводе как пассажирский лайнер. Его водоизмещение составляло 5770 тонн, длина — 107,7 метра, ширина — 15,5 метра, а высота борта — 7,84 метра. До начала Великой Отечественной войны судно совершало пассажирские рейсы между портами Крыма и Кавказа.

С началом войны судьба «Армении» изменилась: 10 августа 1941 года теплоход был передан медслужбе Черноморского флота и переоборудован в плавучий госпиталь. В нём организовали перевязочные и хирургические помещения, палаты для размещения раненых. Каюты, рассчитанные на 950 пассажиров, после переоборудования могли принять лишь около 400 человек.

За время службы в качестве госпитального судна «Армения» успела совершить 15 рейсов и вывезти из Крыма около 15 тысяч человек. Теплоход неоднократно подвергался опасности, но благодаря умелому командованию и оснащённости зенитным вооружением удавалось избежать серьёзных повреждений.

Последний рейс

Последний рейс «Армении» начался 6 ноября 1941 года. Судно вышло из Севастополя, приняв на борт рекордное количество людей. Среди пассажиров были:

  • раненые и больные;
  • работники военно-морских госпиталей и руководство медслужбы Черноморского флота;
  • сотрудники и раненые из нескольких госпиталей;
  • персонал санитарного склада и санэпидлаборатории;
  • военврачи из Приморской и 51-й армий;
  • жители Севастополя.

Посадка на теплоход проходила в условиях хаоса и паники. В порту Ялты началась давка: гражданское население видело в «Армении» последнюю возможность бежать от фашистов. Охранявшие порт сотрудники НКВД пропускали на борт только женщин с детьми, но в суматохе на судно попали и другие категории граждан.

Точное количество людей на борту до сих пор неизвестно. По подсчётам историков, на «Армении» могло быть от 3 до 10 тысяч человек — в несколько раз больше расчётной вместимости.

-2

Обстоятельства гибели

Выход в море был сопряжён с большими рисками. Немецкая авиация активно действовала в регионе, а слабое охранение и прикрытие с воздуха делали теплоход уязвимым. Тем не менее, учитывая угрозу захвата Ялты немецкими войсками, было принято решение о немедленном выходе в море.

«Армения» вышла в море утром 7 ноября в сопровождении двух сторожевых катеров и пары истребителей. Однако этого прикрытия оказалось недостаточно.

Существует несколько версий о том, что именно привело к гибели теплохода:

  1. Атака бомбардировщиков. По одной из версий, «Армению» атаковали более десятка вражеских бомбардировщиков. Уцелевшая пассажирка Анастасия Попова подтверждает, что на теплоход налетели восемь «Юнкерсов-87». Сначала фашисты поливали палубу огнём из пулемётов, а когда моряки расчехлили зенитки, разбомбили теплоход.
  2. Атака торпедоносца. Другая версия предполагает, что корабль был атакован одиночным торпедоносцем «Хенркель-111». Согласно этой версии, из двух торпед, сброшенных немцем, одна попала в носовую часть «Армении».
  3. Другие предположения. Есть и иные гипотезы, например, о возможном подрыве на мине. Однако большинство исследователей склоняются к версии об авиаударе.

Катастрофа произошла в 11:25. После попаданий неприятельских снарядов (бомб или торпеды) корабль получил серьёзные повреждения и затонул всего за 4 минуты.

Спастись из нескольких тысяч людей удалось лишь единицам. Холод, низкая температура воды, сильное волнение и отжимной ветер сделали своё дело: даже те, кто сумел выбраться из тонущего судна, зачастую не имели шансов выжить.

-3

Поиски и обнаружение останков корабля

Поиски «Армении» велись на протяжении нескольких десятилетий. Координаты, приведённые в рапорте о её гибели, оказались ошибочными. Лишь в 2020 году специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества обнаружили останки теплохода в 15 морских милях от берега на глубине 1500 метров.

Осмотр показал, что корпус покрыт толстым слоем донного ила, но при этом не имеет очевидных пробоин в борту. Это исключает вероятность гибели судна от попадания торпеды. В то же время надстройки и палубы имеют явные следы разрушений, что может свидетельствовать об авиабомбардировке.

Последствия трагедии

Гибель «Армении» стала серьёзным ударом для медслужбы Черноморского флота: погибли врачи и медсёстры из четырёх госпиталей. На фоне наступления фашистов и общих огромных потерь эта трагедия прошла почти незамеченной.

Поисками теплохода не спешили заняться и после войны: страна лежала в руинах, в каждой семье оплакивали погибших, и в этой ситуации властям было не до «Армении». За годы официального «забвения» гибель теплохода обросла легендами.

Легенды и мифы, связанные с гибелью «Армении»

Вокруг гибели «Армении» возникло немало легенд и мифов:

  • Ослушание приказа капитаном. Ходили слухи, что капитан Плаушевский ослушался приказа и вышел из Ялты днём, хотя должен был идти ночью. Однако после гибели капитана посмертно наградили орденом Боевого Красного Знамени, что опровергает эту версию.
  • Уничтожение архивов сотрудниками НКВД. Ещё одна легенда гласила, что сотрудники НКВД после гибели «Армении» специально уничтожили все архивы. Хотя множество документов действительно погибло во время войны, другие разбросаны по архивам, а 11 страниц из дела до сих пор находятся под грифом «совершенно секретно».

Анализ причин трагедии

К гибели «Армении» привело стечение трагических обстоятельств:

  • готовность немцев атаковать корабль с символом «Красного Креста»;
  • неспособность советского командования организовать прикрытие перегруженного транспорта;
  • шторм, который не дал кораблям защищаться и не позволил людям спастись вплавь.

Кроме того, перегруженность судна и отсутствие точных данных о количестве людей на борту усложнили ситуацию. В условиях военного времени и хаоса эвакуации принятие решений было особенно сложным.

Память о трагедии

Трагедия «Армении» долгое время оставалась засекреченной. Лишь с наступлением Перестройки о ней стало можно говорить открыто. Сегодня гибель теплохода рассматривается как одна из крупнейших морских катастроф Великой Отечественной войны.

Память о погибших на «Армении» живёт в сердцах людей. Эта трагедия — напоминание о жестокости войны и важности сохранения мира. Она также подчёркивает значимость гуманитарных аспектов в военное время и необходимость защиты медицинских учреждений и транспорта.

-4

Гибель теплохода «Армения» — это трагическая страница истории Великой Отечественной войны, которая напоминает нам о страшных последствиях военных конфликтов. Эта катастрофа подчёркивает важность гуманизма и необходимости защиты гражданских лиц и медицинского персонала в условиях войны. Память о погибших на «Армении» должна служить предостережением будущим поколениям о цене войны и ценности человеческой жизни.