Следы на снегу. СССР, 1955. Режиссер Адольф Бергункер. Сценарист Георгий Брянцев (по собственной одноименной повести). Актеры: Владимир Краснопольский, Владимир Гусев, Евгения Тэн, Петр Решетников, Константин Адашевский, Олег Жаков, Михаил Медведев и др. 28,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Адольф Бергункер (1906–1989) поставил 12 фильмов, два из которых («Слуга двух господ» и «Следы на снегу») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
«В «Следах на снегу» острота конфликта мнимая, все герои добиваются своих целей с невероятной легкостью.
Действие начинается очень эффектно, интригующе. Один из пассажиров поезда бреет другому голову и наносит на кожу тайнописью какой-то шифр. Но зритель вскоре убеждается, что такой сложный способ передачи сведений лишен смысла. Человек с бритой головой не преодолевает никаких препятствий, чтобы доставить это донесение. Ему никто ни в чем не помешал, он мог принести с собой целый чемодан записок!
Без всяких трудностей и помех происходит убийство профессора, явно ничем не вызванное, ибо снять карту можно было без всякого труда.
Наивная попытка диверсанта обвинить в этом убийстве невиновного человека (кинув через его дымоход деньги) мгновенно разоблачается.
Четыре с половиной части из восьми отведены погоне героя с его помощниками за врагом. Однообразная ситуация, отсутствие интересных, волнующих событий, подлинных опасностей характеризуют и эту, вторую, половину фильма.
Даже если герои попадают в воду, они успевают спастись прежде, нежели зритель проникнется к ним сочувствием, и т.д.
А в финале с фантастической легкостью положительные персонажи захватывают всех отрицательных, и даже вместе с их самолетом.
Действие большей частью однообразно, события не разработаны, малоинтересны, тайны неоправданны, а драматическое напряжение еле теплится. В фильме нет таких событий, во время которых герои могли бы проявить свои характеры» (Колодяжная, 1956: 39).
Колодяжная В. Сюжет и фабула приключенческого фильма // Искусство кино. 1956. 10: 34-43.
В квадрате 45. СССР, 1956.Режиссер Юрий Вышинский. Сценарист Эмиль Брагинский. Актеры: Всеволод Платов, Маргарита Лифанова, Владимир Гуляев, Иван Кузнецов, Николай Хрящиков, Валентин Брылеев, Владимир Зельдин и др. 25,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Юрий Вышинский (1923–1990) поставил пять полнометражных игровых фильмов, два из которых («В квадрате 45» и «Океан») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
«Еще слабее фабула приключенческого фильма с интригующим названием «В квадрате 45». Здесь много нелепостей, непонятных зрителю происшествий, необычайной поспешности в описании событий и т. д.
История о том, как курсант Волгин дважды прыгает с парашютом, совершенно непонятна и не имеет отношения к поимке диверсантов.
Между Волгиным и инструктором Ириной существуют странные взаимоотношения: одно из действующих лиц даже полагает, что Ирина любит Волгина, но зрителю об этом ничего неизвестно. Это искусственное любовное осложнение должно, по-видимому, как и в «Опасных тропах», «утеплить и углубить характеры», но здесь, как и там, из этого ничего не выходит.
События примитивны, условны, зачастую просто непонятны. Откуда появилась женщина — капитан госбезопасности, ехавшая в телеге под видом колхозницы?
Кто и как «сыграл» в Москве слепого?
Почему опытный лесник раскрыл свои подозрения диверсанту, который сразу же стал его топить?..
Каждое событие дано чрезвычайно сухо и скудно. В мелькании разных сценок, в набегающих друг на друга событиях теряется фабула.
В фильме есть два-три удачных эпизода (например, когда диверсант убивает своего товарища или когда Волгин принимает диверсанта за охотника).
Но эти эпизоды тонут в массе нелепостей.
Два лесных пожара, режиссерски очень плохо поставленных, прерывают и без того достаточно бессвязное действие.
Исполнители не имели возможности создать яркие образы опять-таки потому, что этого не позволяла система событий» (Колодяжная, 1956: 39-40).
Колодяжная В. Сюжет и фабула приключенческого фильма // Искусство кино. 1956. 10: 34-43.
Дело № 306. СССР, 1956. Режиссер Анатолий Рыбаков. Режиссер Анатолий Рыбаков. Сценаристы Матвей Ройзман, Сергей Ермолинский (по повести М. Ройзмана). Актеры: Борис Битюков, Марк Бернес, Татьяна Пилецкая, Константин Нассонов, Ада Войцик, Максим Штраух, Людмила Шагалова, Валентина Токарская, Евгений Весник и др. 33,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Анатолий Рыбаков (1919–1962) прожил, в общем–то, очень короткую жизнь, успел поставить всего четыре игровых фильма, из которых настоящий зрительский успех выпал только на «оттепельный» (правда, с существенным влиянием тематики «холодной войны») детектив «Дело № 306» и драму о летчике «Цель его жизни».
«Значительно лучше других приключенческих картин… «Дело № 306». Фильм занимателен, крепкая фабула рассказывает о благородной и сложной работе советских следователей, распутывающих загадочное дело. Действие развивается стремительно; большей частью события вытекают друг из друга и имеют внутреннюю логику. Многие события обрисованы достаточно полно, благодаря этому могли быть вскрыты мотивы поступков действующих лиц, и зритель увидел не информацию о происшествиях, а художественно воссозданную действительность, ряд хорошо очерченных характеров.
Правда, встречается и «литературщина», отдельные события несколько неправдоподобны. Так, следователь (артист Б. Битюков) с невероятной легкостью выясняет фамилию женщины, которую неизвестные пытались убить (артистка А. Войцик), он долго игнорирует Грунина (артист Е. Весник), который сознался, что видел шофера-преступника, и т. д. Кое-что для зрителя, так и остается загадкой. Какую роль сыграла такая улика, как неоднократно упоминаемый тюбик синего кобальта — неизвестно.
Но это лишь отдельные недостатки. В целом фильм убедителен, его фабула отличается четкой и логичной структурой. События умело сгруппированы, до самого конца растет драматическое напряжение.
В фильме пять четких, крупных событий: первоначальное расследование загадочного преступления, выяснение роли Иркутовой (артистка Л. Шагалова), расследование обстоятельств, предшествовавших покушению на убийство Некрасовой, борьба с Груниным и, наконец, разоблачение шпионки … И в то же время судьбы почти всех действующих лиц тесно переплетены.
Каждое из крупных событий значительно и многообразно: оно включает в себя дополняющие друг друга элементы.
Эпизоды, связанные с Некрасовой, строятся, например, следующим образом: после свидания с ней в больнице следователь Мозарин от домоуправа узнает о ее загадочном поведении, от соседки — о ссоре Некрасовой с таинственной «племянницей», от девочки, ученицы Некрасовой, — о пачках денег и т. д.
В стремительно развивающемся действии раскрываются образы действующих лиц. Очень интересны острые бытовые характеристики небольших эпизодических персонажей: обремененного многочисленными хлопотами домоуправа (артист В. Ратомский), кокетливой пожилой сплетницы (артистка С. Фадеева). Весьма красочны образы двух бандитов (артисты Е. Весник и Н. Хощанов).
Удача этих, а также и ряда других образов фильма в значительной степени обусловлена полнотой описания событий — актеры имеют время и место для глубокого раскрытия мыслей и чувств героев; найдены удачные детали, выражающие смысл происходящего. Когда сообщники-бандиты закуривают после ожесточенной борьбы и один из них ощупывает свой поломанный зуб, когда соседка Некрасовой показывается через сопоставление «домашнего» и «парадного» вида — это раскрывает особенности действующих лиц и оживляет атмосферу действия.
Характеры эпизодических персонажей могли быть интересно раскрыты также и потому, что каждый из них является участником какого-либо события и поставлен в драматическую ситуацию. В результате у большинства оказались интересные роли.
Последнее крупное событие фильма — разоблачение шпионки Карасевой-Тотгаст, пожалуй, наиболее слабое место фильма. Действие развивается здесь скачками, в ходе событий отсутствуют многие необходимые звенья. В. Токарская частично спасает положение в одном превосходно задуманном сценаристами, насыщенном драматическими перипетиями эпизоде допроса-поединка. Желая обмануть следователей, Карасева играет разные роли: вначале она притворяется оскорбленной незаслуженным арестом; затем разыгрывает отчаяние честной женщины, случайно задавившей человека; когда и эта ложь выясняется, она держит себя как нахальная, дерзкая уголовница; и, наконец, полностью разоблаченная, отказывается от притворства. Актерская задача была здесь интересной, и В. Токарская с блеском показала все превращения своей героини.
Сравнительно бледной драматически оказалась центральная роль следователя Мозарина. В большинстве событий он играет, по существу, довольно пассивную роль. И только в тех эпизодах, где он вступает в борьбу с бандитами, дается интересный материал для игры. Актер Б. Битюков не мог создать яркого, многогранного образа, но все же Мозарин в его исполнении убедителен и симпатичен.
Несомненно, «Дело № 306» гораздо интереснее других приключенческих фильмов последнего времени, но и этот фильм еще далеко не совершенен» (Колодяжная, 1956: 40-41).
Колодяжная В. Сюжет и фабула приключенческого фильма // Искусство кино. 1956. 10: 34-43.
Подвиг разведчика. СССР, 1947. Режиссер Борис Барнет. Сценаристы: Константин Исаев, Михаил Маклярский, Михаил Блейман. Актеры: Павел Кадочников, Амвросий Бучма, Виктор Добровольский, Дмитрий Милютенко, Сергей Мартинсон, Борис Барнет и др. 22,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Борис Барнет (1902–1965) поставил двадцать полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Подвиг разведчика», «Аннушка», «Борец и клоун», «Щедрое лето») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В «Подвиге разведчика» — лучшем послевоенном приключенческом фильме — фабула гораздо интереснее и сложнее. Она-то, в первую очередь, и помогает раскрытию образа главного положительного героя, хотя в этом фильме создано много других чрезвычайно ярких образов.
...Советский разведчик Алексей Федотов проникает в тыл врага во время Великой Отечественной войны. Каждую минуту герою грозят пытки и гибель, он ведет умную и мужественную борьбу с самыми разнообразными противниками. Фильм раскрывает целую серию поединков Алексея с врагами, показывает ряд его подвигов. Алексею удается сделаться… офицером, стать торговым компаньоном и «приятелем» адъютанта начальника охраны Гитлера; он навлекает подозрения гестапо на предателя Медведева, разоблачает и расстреливает убийцу и предателя Бережного, похищает генерала Кюна и т.д.
В фабуле «Подвига разведчика» много резких неожиданных поворотов, острых ситуаций, случайностей и т. д. Но все события ясны, логичны, действие развивается стремительно.
Умный и опасный противник Алексея фон Руммельсбург дает приказ убить честного советского человека Лещука: это математически точный ход, который должен привести Алексея к предателю Бережному, но Алексей разоблачает Бережного. Неожиданная встреча в Виннице с бежавшим из-под ареста шпионом Штюбингом, казалось, обрекает Алексея на верную гибель, однако Алексей блистательно выходит из трудного положения и даже заставляет Штюбинга служить себе. Случайный вызов в полицию, который мог погубить Алексея, он ловко использует, чтобы еще более укрепить свое положение в Германии, и т. д. Многое в фильме строится на приеме тайны: для Алексея вначале тайна, кто такие Лещук и Бережной; для Поммера тайна, что его компаньон — советский разведчик, и т. д.
Преимущество этого добротного фильма по сравнению со слабыми и примитивными вовсе не в том, что авторы отступились от приключенческого жанра, а в том, что они использовали его специфику для глубокого раскрытия идеи и темы, для верного отображения действительности.
Мужество, воля, находчивость, инициатива Алексея, трусость и злоба Бережного, холодная расчетливость и жестокость фон Руммельсбурга, так же как и свойства характеров других героев, раскрываются во время многочисленных перипетий фильма по мере развертывания сложной и четко продуманной фабулы. Вся техника построения приключенческого сценария была здесь использована для создания сложной динамичной фабулы и ярких характеров. В результате получилось значительное, глубоко патриотическое произведение.
«Подвиг разведчика» дает превосходный материал для изучения техники приключенческого сценария. И очень жаль, что опыт этого фильма не был освоен. Произошло так главным образом в силу застарепых предрассудков. Достоинства фабулы этого фильма приписывались сюжету, их взаимовлияние не рассматривалось и т. д. Многие рецензенты, предубежденные против сложной фабулы, но высоко оценившие фильм, утверждали, что его фабула (или, как они писали, интрига) несложна, что здесь нет приключений и т. д. Так, в предисловии к выпушенному Госкиноиздатом литературному сценарию написано об этом в ироническом тоне следующее: «Идейный замысел сценария реализован в сюжете, в котором внешняя суета, внешний динамизм (будто бы обязательный для кинематографа), всякого рода внешние эффекты, тайны, внезапные сюжетные повороты, словом, все традиционные приемы детективной интриги не играют решительно никакой роли».
А ведь многое из того, что пренебрежительно названо здесь «традиционными приемами детективной интриги» и что является не более как техникой построения приключенческого сценария, как раз весьма широко использовано в сценарии.
Как известно, основные фабульные ходы «Подвига разведчика» воспроизводят эпизоды из биографии украинского партизана Н. Кузнецова. Любопытно, что в его жизни и деятельности было больше внезапных сюжетных поворотов, эффектов, тайн, случайностей, нежели во всех приключенческих фильмах последнего времени вместе взятых. Кузнецов прекрасно знал немецкий язык, так как вырос по соседству с деревней, где жили немецкие колонисты. После тщательного изучения порядков фашистской армии он выдает себя за прусского офицера… Рассказы о «своем имении» и щедрость (партизаны снабжали его рейхсмарками) помогают Кузнецову завоевать симпатии гестаповцев и армейских офицеров. В дружеских беседах он узнает имена агентов гитлеровской контрразведки, планы командования и т. д. (в сценарии этот мотив повторяется в изображении взаимоотношений Алексея и Вилли Поммера).
Жизнь Кузнецова изобилует острыми положениями. Чего стоит один визит… к рейхскомиссару Украины Эрику Коху, который запрещает ему жениться на девушке неарийской крови (разведчице Вале Довгер), так как это не пристало заслуженному офицеру германской армии, да еще родом из Пруссии...
Много раз Кузнецов оставался в живых только благодаря своей необычайной находчивости. Так было, например, когда после осуществленного им покушения на одного важного гитлеровца началась облава. Чтобы отвлечь от себя подозрение, Кузнецов стал сам проверять документы... По сравнению с этим фактом «острые» эпизоды фильма, когда Алексей принимает доносы Медведева или вместе с офицерами Кюна ищет того, кто открыл сейф (то есть самого себя), гораздо менее эффектны.
Один из поразительнейших подвигов Кузнецова — это похищение генерала Ильгена, командующего особыми войсками на Украине. Это происходило следующим образом: Валя Довгер передает Кузнецову через подростка Колю сведения о времени прибытия генерала. К назначенному часу Кузнецов с двумя партизанами подъезжает к особняку Ильгена. Войдя в кабинет, Кузнецов вынимает револьвер и заявляет генералу, что тот арестован. Ильген оказывает отчаянное сопротивление. Кузнецов связывает его, затыкает рот платком и с товарищами несет к автомобилю. Когда генерала вталкивают в машину, ему удается выбросить платок и закричать. Крик привлекает внимание проходивших немецких офицеров, они приближаются к машине. Тогда Ильгену снова затыкают глотку, а Кузнецов, показав бляху гестапо, объясняет, что поймал партизана, который хотел убить генерала... Кузнецов проверяет документы у офицеров и «отпускает» их, кроме одного, которому велит ехать с ним в гестапо. По дороге он обезоруживает этого офицера, и т. д.
Похищение Ильгена, как видим, было гораздо драматичнее, нежели описанное в фильме похищение Кюна. А сколько таких занимательных подвигов и приключений не нашли еще отражения в кино! Эта тема поистине неисчерпаема. Можно создать много фильмов, которые будут еще острее и занимательнее, чем «Подвиг разведчика» (Колодяжная, 1956: 41-43).
Колодяжная В. Сюжет и фабула приключенческого фильма // Искусство кино. 1956. 10: 34-43.