Найти в Дзене

Как подделывают моторное масло в 2025 году. И причём тут «Честный знак»?

В 2025 году рынок моторного масла в РФ взял на контроль «Честный знак». С 1 сентября каждая канистра обязана иметь цифровой код, по которому можно увидеть весь путь конкретного товара от производителя до места продажи. Мера актуальная, ведь по данным Союза автосервисов, поддельные моторные масла занимали до 50% рынка. Но рабочая ли она? До появления «Честного знака» мошенники достигли значительных успехов – «левые» канистры выглядели практически неотличимо от оригинала. Чтобы их распознать, надо было держать в руках две канистры (подлинную и поддельную) и сверять буквально с лупой, да и то гарантии никакой – настоящий производитель тоже периодически чуть-чуть меняет упаковку, стопроцентных улик нет. Вы вдумайтесь только – практически КАЖДАЯ ВТОРАЯ канистра масла на полках была поддельной! Естественно, «сливки снимали» с раскрученных брендов, которые покинули Россию в 2022 году и не контролировали, что там продаётся под их именем. Система цифровой маркировки «Честный знак» обязала произ
Оглавление

В 2025 году рынок моторного масла в РФ взял на контроль «Честный знак». С 1 сентября каждая канистра обязана иметь цифровой код, по которому можно увидеть весь путь конкретного товара от производителя до места продажи. Мера актуальная, ведь по данным Союза автосервисов, поддельные моторные масла занимали до 50% рынка. Но рабочая ли она?

До появления «Честного знака» мошенники достигли значительных успехов – «левые» канистры выглядели практически неотличимо от оригинала. Чтобы их распознать, надо было держать в руках две канистры (подлинную и поддельную) и сверять буквально с лупой, да и то гарантии никакой – настоящий производитель тоже периодически чуть-чуть меняет упаковку, стопроцентных улик нет.

Вы вдумайтесь только – практически КАЖДАЯ ВТОРАЯ канистра масла на полках была поддельной! Естественно, «сливки снимали» с раскрученных брендов, которые покинули Россию в 2022 году и не контролировали, что там продаётся под их именем.

Как «Честный знак» усложнил жизнь контрафакту?

Система цифровой маркировки «Честный знак» обязала производителей и импортеров наносить уникальные коды на каждую канистру с моторным маслом. Эти коды так просто не получить – они продаются в системе, но купить код может только официальный производитель, предоставивший при регистрации нужные документы.

Теоретически схема выглядит надёжно: если ты разливаешь масло нелегально, то тебе просто неоткуда взять коды для своих канистр, а поддельные коды (не зарегистрированные в системе) не будут считываться. Навести смартфон на код и увидеть происхождение продукта может любой покупатель, но если это сделает «тайный покупатель» (контролирующий орган), то штрафы для юридических лиц достигают 300 000 рублей с конфискацией товара, а за подделку кодов предусмотрен штраф до 1 миллиона рублей и лишение свободы на срок до 5 лет.

-2

А можно ли обойти эту систему?

Печально, но факт – можно.

Во-первых, чтобы проверить data matrix код, его надо отсканировать специальной программой. Она бесплатная, но все ли покупатели хотят так заморачиваться? Некоторым хватит просто какого-то кода на канистре, визуально похожего на настоящий. Однако сам по себе код ничего не значит, важно, чтобы он был зарегистрирован в базе «Честного знака» и имел правильный статус.

Во-вторых, рынок был бы не рынок, если бы на нём не появились «помощники». Один из популярных приёмов – использование подставных российских производителей. Некие ИП Пупкины регистрируются в системе и делают вид, что они – производители. Заказывают на своё имя нужное количество кодов для необходимого товара, продают их желающим и вуаля – коды маркировки на канистре легитимные, а внутри – контрафакт.

В этом легко убедиться самим – введите где-нибудь на Avito фразу «купить коды для Честного знака» и увидите немало таких подрядчиков, которые называют себя «дилерами Честного знака» и «помогают бизнесу работать легально».

Так что да, сложности у серых поставщиков есть, риски тоже, но это не означает, что рынок очистился полностью. Возможно, ребята из гаражей и побоятся влезать в это дело (но их «труды» и раньше было несложно отличить от оригинала), а вот крупный «серый» бизнес адаптируется и продолжит дальше гнать непонятно что в красивых упаковках. С рабочими кодами.

-3

Ещё один нюанс - сейчас проходит маркировка остатков (продукции, которая была произведена ДО начала работы с Честным знаком и находится на руках у продавцов). И в данный момент выпуск кодов маркировки доступен всем зарегистрированным в Честном знаке пользователям, а не только производителям. То есть, магазины, сервисы, дилеры и другие имеют возможность сами выпустить тысячи кодов маркировки на заведомо поддельный товар. Так что наличие правильной марки в данный момент - не гарант оригинальности товара.

Как распознать фальшивое моторное масло?

  • Во-первых, проверьте код маркировки – у кустарной «палёнки» его может просто не быть.
  • Если код есть и показывает «зелёный» результат, сравните информацию о производителе и импортере из базы с тем, что известно о бренде: странно, если на канистре написано made in Germany, а производителем числится ИП Иванов из Читы.
  • Осмотрите канистру – неровные швы, нечеткий текст и повреждения пломбы должны насторожить, хотя подделывают тары сейчас качественно, и нужен оригинал для сравнения.
  • Главное же – обратите внимание на поведение автомобиля после заливки масла. Увеличение расхода масла и топлива, посторонние металлические шумы, ухудшение запуска на холодную, плавающее давление масла, появление шлама и нагара спустя короткий пробег – всё это признаки того, что мотору залили некачественную или поддельную смазку, которая не обеспечивает надлежащей защиты и приводит к ускоренному износу двигателя.
-4

Как не нарваться на подделку?

  • Выбирайте бренды, которые официально представлены в РФ (и имеют представительство для защиты прав своих покупателей).
  • Покупайте продукцию или в официальном магазине на маркетплейсе или в точках продаж, указанных на фирменном сайте. Не гонитесь за скидками – разница в 200р по сравнению с официалом может дорого обойтись мотору.

Материал предоставлен брендом Havens

Havens – премиальный бренд моторных масел родом из ОАЭ. Продукт легально представлен на российском рынке, его напрямую с завода везёт единственный официальный дистрибьютор – ООО «АМП».

-5

Автомасла Havens производят на крупнейшем на Ближнем Востоке заводе смазочных материалов, который расположен в соседнем с Дубаем эмирате Аджман. В них применяются высококачественные базовые масла от крупнейшей нефтедобывающей компании Saudi Aramco и присадки от мировых лидеров (Lubrizol, Infineum).

Отлаженная технология производства – программируемая система логического управления (PLC) и защита от подделок позволяют контролировать качество масел Havens от партии к партии, от начала производства до попадания в двигатель авто потребителя. Масла Havens официально поставляются в Россию, проходят маркировку, их не коснулись никакие санкции. Поэтому поставщик отвечает перед клиентами за качество продукции.

Ознакомиться с ассортиментом можно на нашем официальном магазине на OZON.

-6