Одной рукой баюкать младенца, а в другой держать учебник. Просить близких посидеть с малышом, пока сама мчишься сдавать экзамены. Средний возраст первых родов в России, по данным Минтруда, составляет 26 лет. Но есть мамы, которые в этом возрасте уже ведут своих детей в школу. Жалеют ли они о своем выборе? С какими трудностями сталкиваются «маленькие» мамы? Мешает ли ранний ребенок карьере и самореализации? В рамках проекта «С пополнением!» мы поговорили с женщинами, которые стали мамами в совсем юном возрасте.
А вы точно не сестренки?
Анна Кудрявцева вышла замуж в 2014 году, когда ей было 18 лет, а ее супругу – 23 года. Оба не представляли себе семью без детей, поэтому затягивать с продолжением рода не стали. Через некоторое время на тесте проявились заветные две полоски. Весть о беременности Анна восприняла с огромной радостью.
–Я в тот момент шла на диплом, училась в Нижегородском авиационно-техническом колледже по специальности «бухгалтер-экономист», – рассказывает Анна. – Конечно, это тяжело: был сильный токсикоз, никаких поблажек на положение не было, да я их и не просила. Конечно, планы на жизнь пришлось скорректировать. Я же хотела после колледжа поступать в вуз и получать высшее образование. Но судьба сложилась иначе.
На тот момент молодые супруги жили с родителями мужа. Условия скромные: чтобы помыться, нужно истопить баню, размещались втроем в одной комнате, муж – единственный добытчик в молодой семье. Зато было огромное количество поддержки и любви!
–Наша старшая, Василиса, была очень залюбленной и зацелованной девочкой, – смеется Анна. – Бабушки, дедушки – столько нянек на одну малышку! У меня в бытовом смысле с ней вообще никаких проблем не было – я умела и подгузник сменить, и искупать, и поиграть. У меня есть брат, он на 13 лет меня младше, я, можно сказать, на нем научилась. Да и двор, где я росла, был «детным» и дружным, и мы как-то все с малышами водились, нянчились. Проблемы, с какой стороны к ребенку подойти, вообще не стояло.
До сих пор Анна и ее супруг благодарны старшему поколению, что те облегчили бремя их раннего родительства. Молодых не заставляли постоянно сидеть дома, отпускали провести время вдвоем. Анна вспоминает: никогда она не чувствовала себя несчастной узницей, запертой в четырех стенах с пеленками.
Когда Василисе не было еще и двух лет, супруги решили жить отдельно и ушли на съемную квартиру. Анна вышла на работу, но в 2017 году снова ушла в декрет – в семье появилась девочка Тася.
–И вот тут, конечно, стало посложнее, – вспоминает Анна. – Не всегда на все хватало денег, времени, сил. Но, знаете, вместо ссор, трудностей и раздоров у нас все получилось наоборот: мы стали настоящей командой!
Говорят, дал Бог зайку – даст и лужайку. В случае с Анной это верно. Правда, на этой лужайке придется много работать, чтобы обеспечить любимых заек всем необходимым. Но работы семья Кудрявцевых точно не боится! Анна освоила профессию фитнес-тренера, у супруга – свое дело. В 2020 году сбылась мечта – семья переехала в собственный дом. Уже там в 2021 году на свет появилась третья дочка – Марусенька.
Когда Анна со старшей, Василисой, идут по улице, прохожие иногда принимают их за сестренок – об этом и мама, и дочка рассказывают со смехом. Но весело сейчас, а когда совсем юная Аня вынашивала беременность или после родов шла по улице с коляской, ее нередко провожали осуждающими взглядами и презрительным шепотком: мол, куда так рано родила?
–Я в ответ обычно переспрашивала: «А в каком возрасте вас родила ваша мама?», – парирует Анна. – Ведь тенденция на поздние роды новая, а поколение наших мам, не говоря о бабушках, рожали гораздо раньше! Ну кого 30, 40, 50 лет назад могла удивить 18-летняя беременная? Это же считалось абсолютно нормальным. Так что изменилось? Физически женщины остались такими же, как и были: чем моложе организм, тем легче он справляется с беременностью, родами, послеродовым восстановлением. Вот мне сейчас тридцать: я даже жару переношу хуже, чем в 20!
Конечно, каждая женщина сама решает, когда ей стать мамой, считает Анна. Но в раннем материнстве она видит гораздо больше плюсов, чем минусов. Тем, кто готовится стать молодой мамой, Анна советует: не давать страху победить себя.
–Молодые девочки иногда боятся сказать родителям, боятся остаться без поддержки. Я тоже боялась, но все обошлось! Да, не всегда бывает легко, в моей жизни было время, когда на хлеб денег не хватало. Но все в прошлом, все преодолимо! Некоторые девочки боятся остаться с ребенком без мужа, но разве мало у нас одиноких бездетных женщин? Верьте в Бога, верьте в себя, и тогда вы на своем примере убедитесь: дети – это самое большое счастье в жизни!
Нужно быстро повзрослеть
Сейчас Наталья Волкоморова – сильная, успешная, уверенная в себе женщина. Но когда-то, в середине 90-х, она, 17-летняя сельская девочка из строгой семьи, замирала от страха, не зная, как сказать родителям: под ее сердцем теперь бьются еще два.
–Родители всегда воспитывали нас в строгости, в семье царили послушание и дисциплина, – вспоминает она. – А теперь сложите вместе все факторы: небольшое село, строгие родители и я, забеременевшая близнецами в 17 лет. Конечно, я была совершенно не готова к материнству. Но раз уж так случилось, то вариантов не оставалось. В июне 1996 года мне исполнилось 18 лет, а в октябре я стала мамой.
Наталья не скрывает – первые годы жизни ее сыновей (сейчас им по 28 лет) были очень тяжелыми. Девочке пришлось моментально повзрослеть и стать очень сильной. Коммунальных удобств в небольшой квартирке, где жила молодая семья, не было. Воду нужно было принести и нагреть на электроплитке, отопление в квартире (оно же сушилка для белья) – печное, стирать необходимо вручную – о машинке-автомате не приходилось даже мечтать. И еще с одной мечтой пришлось проститься: в юности Наталья очень хотела стать врачом и посвятить свою жизнь медицине. Но вместо учебы в вузе, посиделок с подружками, танцев по выходным ее ждали пеленки, бессонные ночи и сильнейшая, не проходившая усталость.
–Мне запомнился один момент. Мальчикам было тогда, наверное, год и два месяца, – делится Наталья. – Я присела на диван и начала вспоминать, что еще нужно сделать. Перебирала в уме: белье я постирала, все развесила, еду приготовила, уборку закончила… И вдруг поняла, что сижу – просто сижу, ничего в эту секунду не делая – впервые после рождения детей.
90-е годы были очень тяжелыми для всей страны, молодая семья также прошла испытание безденежьем. Выручали огород и небольшое хозяйство, по мере сил старались помочь родители Натальи. Когда мальчики пошли в садик, девушка поступила в педагогическое училище на специальность «педагог начальных классов», хотя еще до рождения детей получила профессию мастера сельского хозяйства. В этот период отец детей оставил семью, и Наталья поняла: теперь она, студентка, осталась совсем одна с двумя трехлетками на руках. С благодарностью вспоминает: мама тогда очень помогла ей, настояв, что учебу нужно закончить.
–Но я же человек неугомонный, двух образований мне мало – пошла получать третье, – шутит Наталья. – Окончила юридический факультет (сначала в колледже, потом получила высшее образование), работала в судебной системе и до сих пор тружусь в сфере юриспруденции.
Почти перед каждым вопросом интервью Наталья задумывалась, прежде чем ответить. Не задумалась только перед одним: не жалеет ли она о том, что в ее жизни так рано появились сыновья?
–Ни секунды! Как бы ни было сложно, мои дети, Андрей и Сергей, – это мое счастье и моя гордость! Сейчас у них свои семьи, у меня растет внучка-первоклассница. Сыновья выросли в настоящих профессионалов, в замечательных людей.
Даже в сложные времена можно найти счастье и радость, если уметь видеть его вокруг. Так, Наталья с улыбкой вспоминает детские шалости мальчиков.
–Они у меня непоседливые были, а воспитатели в садике их не различали, сыновья в детстве как две капли воды похожи были, – вспоминает Наталья. – И вот один что-нибудь натворит, воспитатель спрашивает: «Кто это сделал? Андрей или Сережа?», а они просто друг на друга показывают. Ну и наказание вдвоем получали. Я точно знала: если проснулся один, тут же проснется второй. Если один упал и ушиб колено – точно такая же рана появится у другого, в том же месте. Они и сейчас очень близки друг с другом.
Наталье есть с чем сравнивать – в возрасте 36 лет она стала мамой третьего сына, Ивана. На этот раз решение было осознанным: готова финансовая подушка безопасности, решены жилищные вопросы. Конечно, быть мамой в таких условиях намного проще. Тем не менее для нее раннее материнство не стало кандалами: она реализовалась и в профессии, и в любимом хобби – спорте (Наталья – кандидат в мастера спорта по дзюдо, мастер спорта по пауэрлифтингу). Девушкам, которые оказались на ее месте, Наталья советует: нужно срочно повзрослеть.
–Постарайтесь заручиться поддержкой родителей, близких людей. Поймите: вы больше не ребенок, отныне вы взрослый человек, отвечающий за другую жизнь. Будьте сильной, найдите свой внутренний стержень. Не обращайте внимания на пересуды – люди сплетничали и будут сплетничать всегда. Меня тоже осуждали, но…поговорили и перестали. И помните: с рождением ребенка жизнь не заканчивается, все только начинается!
Сейчас-то что не рожать?
–Сейчас у женщин есть декреты, выплаты, материнские капиталы, садики на каждом шагу. А у нас-то что было? Маме как многодетной (нас у нее было семеро) в 1959 году по 8 рублей в месяц давали. Слезы, конечно, но и то хоть какие-то деньги.
Анна Прокопьевна Частова родилась в глухой мордовской деревушке. Дочка фронтовика, старшая из семи детей в семье, она очень рано, в 16 лет, вышла замуж. Вспоминает: тогда в деревне это было нормой, в девках долго не засиживались. Беременность не заставила себя долго ждать. Освобождать будущую маму от тяжелой работы в колхозе никто, конечно, и не думал – страна приходила в себя после трудной, разрушительной войны, и о социальных гарантиях, которые есть в современной России, приходилось только мечтать.
–Я же еще была звеньевой – ходила по нашей улице, по дворам, распределяла людей на работу: кому навоз грузить, кому на кукурузу или на просо идти. Труд-то был ручной, не было ничего, бедно жили – считай, одной картошкой спасались, – вспоминает Анна Прокопьевна.
На той самой картошке в сентябре 1958 года Аня и работала, когда почувствовала схватки. Срок беременности был маленьким, всего семь месяцев, до ближайшего роддома – 7 километров по осенней распутице. Из медпомощи – только сельский фельдшер, которая и приняла эти внезапные роды.
Девочка – ее назвали Марией – родилась совсем слабенькой. Настолько, что даже есть самостоятельно не могла. Кроху обложили подушками и положили на печку – осень выдалась холодной и промозглой, сквозняк мог убить и без того едва живого младенца. Кормили малышку материнским молоком, которое через пипетку закапывали в нос.
Позже муж Анны уехал в столицу Мордовии, Саранск, оттуда по комсомольской путевке направился в холодный Красноярск. Когда дочке исполнился годик, вслед за мужем отправилась и Анна.
–Он путейцем работал, зарплата 80 рублей – разве хватит на семью? Ну, думаю, надо и мне на работу идти, а Марию-то куда девать? Это ведь сейчас садики, а тогда не было ничего: как хочешь, так и живи. Договорилась с бабушкой одной, чтобы она с Машей сидела. Вышла на работу, но через два месяца та отказалась нянчиться.
Бедность, тяжелейший быт (комната в коммуналке с печным отоплением и «удобствами» на улице), взаимные претензии – для молодой семьи все это оказалось слишком тяжелым испытанием. Пара развелась, Анна переехала на другой берег Енисея, устроилась на работу, а за девочкой присматривала знакомая из той же деревни родом, по случайности оказавшаяся в Красноярске. Вскоре молодая женщина познакомилась со вторым мужем, снова забеременела и родила вторую дочку, но та скончалась в больнице в возрасте двух недель.
–Питание плохое было, условия сибирские, работали много, жили тяжело, – рассказывает Анна Прокопьевна. – С тем, как сейчас, и не сравнить!
Молодым девушкам, оказавшимся в положении, Анна Прокопьевна уже из статуса прабабушки советует: если так случилось – не брать греха на душу, не прерывать зародившуюся жизнь.
–Родители поругаются и перестанут, все равно помогут, поддержат. Берегите здоровье, молитесь и верьте в Бога – Он не оставит!
* * *
Быть молодой мамой – это не про возраст. Это про бесконечную любовь, которая не стала ждать принятых обществом сроков. Женщины трех поколений, прошедшие через раннее материнство, ни на миг не пожалели о своем решении. Да, это непросто. Порой кажется, что не справляешься, что мир требует от тебя слишком многого. Но потом малыш улыбается тебе, маме, – и ты понимаешь: этот миг стоит любых испытаний. И каждый шаг на этом пути, даже самый неуверенный, ведет женщину к главной победе – быть нужной, быть любимой, быть… мамой.
Наталья Романова, фото из личных архивов героинь