Дисциплина Основы Философии
Практическое занятие 7
Тема: Этапы философии. Методы философии
Цель, вывод и основная часть (добавить рисунки, таблицы)
Сделать в тетради для практических работ и сдать
Вопросы:
1. Этапы философии и их характеристика.
2. Методы философии и их характеристика.
Примерный ответ, посмотреть ниже.
Аудиофайл тут.
Тема: Этапы философии. Методы философии
Цель: проанализировать историческую динамику философской мысли через призму ее основных этапов и исследовать инструментарий философии – ее ключевые методы, определяющие способы поиска и обоснования истины.
Основная часть
1. Этапы философии и их характеристика
Историю философии принято делить на крупные периоды (этапы), каждый из которых обладает своей специфической проблематикой, стилем мышления и доминирующими направлениями.
1.1. Античная философия (примерно VI в. до н.э. – V в. н.э.)
- Основная характеристика: Зарождение и становление философии как рационального способа познания мира, противопоставленного мифологии. Формирование основных философских категорий и проблем.
- Ключевые черты:
- Космоцентризм: Центральный объект размышлений – космос как упорядоченное и гармоничное целое. Человек рассматривается как часть этого космоса.
- Объективизм: Стремление постичь мир таким, каков он есть сам по себе, независимо от познающего субъекта.
- Зарождение всех основных дисциплин: онтология (учение о бытии у Парменида, Демокрита, Платона), гносеология (учение о познании у Сократа, Аристотеля), этика (учение о добродетели у стоиков, эпикурейцев).
- Основные этапы внутри периода: Натурфилософский (досократики), Классический (Сократ, Платон, Аристотель), Эллинистически-римский (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм).
1.2. Средневековая философия (V – XIV вв.)
- Основная характеристика: Философия становится «служанкой богословия» (philosophia est ancilla theologiae). Ее главная задача – рациональное обоснование религиозных догматов.
- Ключевые черты:
- Теоцентризм: Центр мироздания – Бог. Все проблемы (бытия, познания, этики) рассматриваются через призму отношения к Богу.
- Креационизм: Учение о творении мира Богом из ничего.
- Провиденциализм: Вера в то, что история мира и человека – это реализация божественного плана.
- Основные проблемы: Спор об универсалиях (реализм vs номинализм), доказательства бытия Бога (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский), соотношение веры и разума.
1.3. Философия Возрождения (Ренессанс) (XIV – XVI вв.)
- Основная характеристика: Переходный этап от средневековой теоцентрической модели к антропоцентрической философии Нового времени.
- Ключевые черты:
- Антропоцентризм: Человек становится центральной фигурой и высшей ценностью (идеи гуманизма).
- Секуляризация: Освобождение философии и культуры от безраздельного влияния церкви.
- Культ творчества и индивидуальности: Человек – творец самого себя и своего мира (Дж. Пико делла Мирандола).
- Интерес к натурфилософии и пантеизму: Одушевление природы, отождествление Бога с природой (Н. Кузанский, Дж. Бруно).
1.4. Философия Нового времени (XVII – начало XIX вв.)
- Основная характеристика: «Эпистемологический поворот» – центр внимания переносится с проблем бытия на проблемы познания. Вера во всемогущество человеческого разума.
- Ключевые черты:
- Гносеоцентризм: Проблема познания (гносеология) становится главной.
- Формирование двух основных гносеологических направлений:
- Эмпиризм (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм): источник знаний – чувственный опыт. Критика «идолов» разума, метод индукции.
- Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц): источник знаний – разум, обладающий врожденными идеями. Метод дедукции, критерий истины – ясность и отчетливость.
- Социально-политическая философия: Теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).
1.5. Немецкая классическая философия (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.)
- Основная характеристика: Вершина философии Нового времени, попытка создания всеобъемлющих систем на основе активности человеческого сознания.
- Ключевые черты:
- Идея историчности: Рассмотрение действительности и мышления в их развитии.
- Активность субъекта: Мир конституируется деятельностью трансцендентального субъекта (И. Кант), Абсолютного Духа (Г.В.Ф. Гегель).
- Систематичность и диалектика: Создание грандиозных философских систем, где центральным методом становится диалектика как учение о развитии через противоречия (особенно у Гегеля).
- Основные фигуры: И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель.
1.6. Современная философия (вторая половина XIX – XXI вв.)
- Основная характеристика: Плюрализм школ и направлений, критика классических метанарративов, «антропологический поворот», лингвистический поворот.
- Ключевые направления:
- Марксизм: Материалистическое понимание истории, теория классовой борьбы, практика как критерий истины.
- Иррационализм и «философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон): Критика классического рационализма, обращение к воле, инстинкту, интуиции как основам жизни.
- Феноменология (Э. Гуссерль): Изучение структур сознания и феноменов, данных нам в непосредственном опыте. Лозунг «Назад к самим вещам!».
- Позитивизм и аналитическая традиция (логический позитивизм, Л. Витгенштейн): Анализ языка как средства выражения знания, борьба с метафизикой.
- Экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс): Анализ человеческого существования (экзистенции), проблем свободы, выбора, ответственности и абсурда.
- Постмодернизм (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко): Критика «логоцентризма», деконструкция, недоверие к единым теориям и идеям прогресса.
2. Методы философии и их характеристика
Метод в философии – это путь познания, система принципов и приемов, позволяющих упорядочить процесс философского исследования.
2.1. Метафизический метод
- Сущность: Рассмотрение явлений как неизменных, статичных, раз и навсегда данных. Вещи и их свойства изучаются в отрыве друг от друга, вне их взаимосвязи и развития.
- Характеристика:
- Абсолютизация: Поиск неизменных, вечных первооснов бытия.
- Антиисторизм: Игнорирование процесса развития.
- Односторонность: Анализ объекта вне его сложных и противоречивых связей.
- Пример: Рассмотрение человека как исключительно «разумного животного» без учета его исторической и социальной эволюции.
2.2. Диалектический метод
- Сущность: Противоположность метафизики. Рассмотрение явлений в их взаимосвязи, развитии и через призму внутренних противоречий.
- Характеристика:
- Принцип всеобщей связи: ничто не существует в изоляции.
- Принцип развития: Мир находится в постоянном движении и изменении, переходе от низшего к высшему.
- Принцип противоречия: Источником развития является борьба противоположностей.
- Основные законы (у Гегеля, Маркса): Единства и борьбы противоположностей; Перехода количественных изменений в качественные; Отрицания отрицания.
- Пример: Анализ общества как сложной системы, развивающейся через разрешение внутренних социально-экономических противоречий.
2.3. Феноменологический метод
- Сущность: Метод, разработанный Эдмундом Гуссерлем. Призыв «назад к самим вещам!» означает описание явлений (феноменов) такими, какими они даны в нашем непосредственном опыте, до каких-либо теоретических построений.
- Характеристика:
- Эпохэ (скобки): «Вынесение за скобки» вопроса о существовании внешнего мира для сосредоточения на чистом содержании сознания.
- Интенциональность: Сознание всегда есть сознание о чем-то, направлено на объект.
- Описательность: Задача – не объяснять, а описывать структуры переживаемого опыта.
2.4. Герменевтический метод
- Сущность: Искусство и теория интерпретации текстов и смыслов. Первоначально применялся к священным и юридическим текстам, позже стал универсальным методом гуманитарных наук.
- Характерика:
- «Герменевтический круг»: для понимания целого необходимо понять его части, но части могут быть поняты только в контексте целого.
- Диалог: Понимание – это диалог между интерпретатором и текстом (или традицией).
- Пред-понимание: Любое понимание всегда обусловлено нашими предварительными знаниями и культурно-историческим контекстом (Х.-Г. Гадамер).
2.5. Аналитический метод (логико-лингвистический анализ)
- Сущность: преобладает в англо-американской традиции. Сведение философских проблем к проблемам языка. Задача философии – прояснение языковых выражений и устранение концептуальной путаницы.
- Характеристика:
- Логический анализ: Использование аппарата формальной логики для анализа философских утверждений.
- Лингвистический анализ: Анализ обыденного языка с целью решения философских головоломок, возникающих из-за неправильного употребления слов.
- Пример: Анализ того, что мы на самом деле подразумеваем, когда используем слова «знать», «верить», «добро», «зло».
2.6. Специфические методы: Интуиция, Сомнение, Трансцендентальный метод
- Интуиция: Прямое, непосредственное усмотрение истины без обоснования с помощью доказательств (А. Бергсон, философия жизни).
- Сомнение (Методическое сомнение): используется как инструмент для нахождения несомненного основания знания (Р. Декарт: «Cogito ergo sum»).
- Трансцендентальный метод (И. Кант): Исследование не самих объектов, а условий их возможности для познающего субъекта (априорные формы чувственности и рассудка).
Вывод:
Историческое развитие философии представляет собой не линейную прогрессию, а сложный, многогранный процесс смены парадигм: от натурфилософского космоцентризма античности через теоцентризм Средневековья и гносеоцентризм Нового времени к плюрализму и проблематизации самого человека и его языка в современную эпоху. Каждый из этапов вырабатывал и отдавал предпочтение определенным философским методам – от диалектики Платона и Аристотеля до метафизики Нового времени, и далее – к диалектике Гегеля, феноменологии, герменевтике и аналитике XX века. Многообразие методов не означает их взаимной исключительности; они часто дополняют друг друга, образуя богатый инструментарий для решения фундаментальных вопросов человеческого существования и познания мира. Философия, таким образом, предстает как живой, развивающийся организм, чья история и методология неразрывно связаны.