Найти в Дзене
Профессор Дум

Пр7: ЗОФ. Тема: Этапы философии. Методы философии

Дисциплина Основы Философии

Практическое занятие 7

Тема: Этапы философии. Методы философии
Цель, вывод и основная часть (добавить рисунки, таблицы)
Сделать в тетради для практических работ и сдать

Вопросы:

1. Этапы философии и их характеристика.

2. Методы философии и их характеристика.

Примерный ответ, посмотреть ниже.

Аудиофайл тут.

Тема: Этапы философии. Методы философии

Цель: проанализировать историческую динамику философской мысли через призму ее основных этапов и исследовать инструментарий философии – ее ключевые методы, определяющие способы поиска и обоснования истины.

Основная часть

1. Этапы философии и их характеристика

Историю философии принято делить на крупные периоды (этапы), каждый из которых обладает своей специфической проблематикой, стилем мышления и доминирующими направлениями.

1.1. Античная философия (примерно VI в. до н.э. – V в. н.э.)

  • Основная характеристика: Зарождение и становление философии как рационального способа познания мира, противопоставленного мифологии. Формирование основных философских категорий и проблем.
  • Ключевые черты:
  • Космоцентризм: Центральный объект размышлений – космос как упорядоченное и гармоничное целое. Человек рассматривается как часть этого космоса.
  • Объективизм: Стремление постичь мир таким, каков он есть сам по себе, независимо от познающего субъекта.
  • Зарождение всех основных дисциплин: онтология (учение о бытии у Парменида, Демокрита, Платона), гносеология (учение о познании у Сократа, Аристотеля), этика (учение о добродетели у стоиков, эпикурейцев).
  • Основные этапы внутри периода: Натурфилософский (досократики), Классический (Сократ, Платон, Аристотель), Эллинистически-римский (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм).

1.2. Средневековая философия (V – XIV вв.)

  • Основная характеристика: Философия становится «служанкой богословия» (philosophia est ancilla theologiae). Ее главная задача – рациональное обоснование религиозных догматов.
  • Ключевые черты:
  • Теоцентризм: Центр мироздания – Бог. Все проблемы (бытия, познания, этики) рассматриваются через призму отношения к Богу.
  • Креационизм: Учение о творении мира Богом из ничего.
  • Провиденциализм: Вера в то, что история мира и человека – это реализация божественного плана.
  • Основные проблемы: Спор об универсалиях (реализм vs номинализм), доказательства бытия Бога (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский), соотношение веры и разума.

1.3. Философия Возрождения (Ренессанс) (XIV – XVI вв.)

  • Основная характеристика: Переходный этап от средневековой теоцентрической модели к антропоцентрической философии Нового времени.
  • Ключевые черты:
  • Антропоцентризм: Человек становится центральной фигурой и высшей ценностью (идеи гуманизма).
  • Секуляризация: Освобождение философии и культуры от безраздельного влияния церкви.
  • Культ творчества и индивидуальности: Человек – творец самого себя и своего мира (Дж. Пико делла Мирандола).
  • Интерес к натурфилософии и пантеизму: Одушевление природы, отождествление Бога с природой (Н. Кузанский, Дж. Бруно).

1.4. Философия Нового времени (XVII – начало XIX вв.)

  • Основная характеристика: «Эпистемологический поворот» – центр внимания переносится с проблем бытия на проблемы познания. Вера во всемогущество человеческого разума.
  • Ключевые черты:
  • Гносеоцентризм: Проблема познания (гносеология) становится главной.
  • Формирование двух основных гносеологических направлений:
  • Эмпиризм (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм): источник знаний – чувственный опыт. Критика «идолов» разума, метод индукции.
  • Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц): источник знаний – разум, обладающий врожденными идеями. Метод дедукции, критерий истины – ясность и отчетливость.
  • Социально-политическая философия: Теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).

1.5. Немецкая классическая философия (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.)

  • Основная характеристика: Вершина философии Нового времени, попытка создания всеобъемлющих систем на основе активности человеческого сознания.
  • Ключевые черты:
  • Идея историчности: Рассмотрение действительности и мышления в их развитии.
  • Активность субъекта: Мир конституируется деятельностью трансцендентального субъекта (И. Кант), Абсолютного Духа (Г.В.Ф. Гегель).
  • Систематичность и диалектика: Создание грандиозных философских систем, где центральным методом становится диалектика как учение о развитии через противоречия (особенно у Гегеля).
  • Основные фигуры: И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель.

1.6. Современная философия (вторая половина XIX – XXI вв.)

  • Основная характеристика: Плюрализм школ и направлений, критика классических метанарративов, «антропологический поворот», лингвистический поворот.
  • Ключевые направления:
  • Марксизм: Материалистическое понимание истории, теория классовой борьбы, практика как критерий истины.
  • Иррационализм и «философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон): Критика классического рационализма, обращение к воле, инстинкту, интуиции как основам жизни.
  • Феноменология (Э. Гуссерль): Изучение структур сознания и феноменов, данных нам в непосредственном опыте. Лозунг «Назад к самим вещам!».
  • Позитивизм и аналитическая традиция (логический позитивизм, Л. Витгенштейн): Анализ языка как средства выражения знания, борьба с метафизикой.
  • Экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс): Анализ человеческого существования (экзистенции), проблем свободы, выбора, ответственности и абсурда.
  • Постмодернизм (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко): Критика «логоцентризма», деконструкция, недоверие к единым теориям и идеям прогресса.

2. Методы философии и их характеристика

Метод в философии – это путь познания, система принципов и приемов, позволяющих упорядочить процесс философского исследования.

2.1. Метафизический метод

  • Сущность: Рассмотрение явлений как неизменных, статичных, раз и навсегда данных. Вещи и их свойства изучаются в отрыве друг от друга, вне их взаимосвязи и развития.
  • Характеристика:
  • Абсолютизация: Поиск неизменных, вечных первооснов бытия.
  • Антиисторизм: Игнорирование процесса развития.
  • Односторонность: Анализ объекта вне его сложных и противоречивых связей.
  • Пример: Рассмотрение человека как исключительно «разумного животного» без учета его исторической и социальной эволюции.

2.2. Диалектический метод

  • Сущность: Противоположность метафизики. Рассмотрение явлений в их взаимосвязи, развитии и через призму внутренних противоречий.
  • Характеристика:
  • Принцип всеобщей связи: ничто не существует в изоляции.
  • Принцип развития: Мир находится в постоянном движении и изменении, переходе от низшего к высшему.
  • Принцип противоречия: Источником развития является борьба противоположностей.
  • Основные законы (у Гегеля, Маркса): Единства и борьбы противоположностей; Перехода количественных изменений в качественные; Отрицания отрицания.
  • Пример: Анализ общества как сложной системы, развивающейся через разрешение внутренних социально-экономических противоречий.

2.3. Феноменологический метод

  • Сущность: Метод, разработанный Эдмундом Гуссерлем. Призыв «назад к самим вещам!» означает описание явлений (феноменов) такими, какими они даны в нашем непосредственном опыте, до каких-либо теоретических построений.
  • Характеристика:
  • Эпохэ (скобки): «Вынесение за скобки» вопроса о существовании внешнего мира для сосредоточения на чистом содержании сознания.
  • Интенциональность: Сознание всегда есть сознание о чем-то, направлено на объект.
  • Описательность: Задача – не объяснять, а описывать структуры переживаемого опыта.

2.4. Герменевтический метод

  • Сущность: Искусство и теория интерпретации текстов и смыслов. Первоначально применялся к священным и юридическим текстам, позже стал универсальным методом гуманитарных наук.
  • Характерика:
  • «Герменевтический круг»: для понимания целого необходимо понять его части, но части могут быть поняты только в контексте целого.
  • Диалог: Понимание – это диалог между интерпретатором и текстом (или традицией).
  • Пред-понимание: Любое понимание всегда обусловлено нашими предварительными знаниями и культурно-историческим контекстом (Х.-Г. Гадамер).

2.5. Аналитический метод (логико-лингвистический анализ)

  • Сущность: преобладает в англо-американской традиции. Сведение философских проблем к проблемам языка. Задача философии – прояснение языковых выражений и устранение концептуальной путаницы.
  • Характеристика:
  • Логический анализ: Использование аппарата формальной логики для анализа философских утверждений.
  • Лингвистический анализ: Анализ обыденного языка с целью решения философских головоломок, возникающих из-за неправильного употребления слов.
  • Пример: Анализ того, что мы на самом деле подразумеваем, когда используем слова «знать», «верить», «добро», «зло».

2.6. Специфические методы: Интуиция, Сомнение, Трансцендентальный метод

  • Интуиция: Прямое, непосредственное усмотрение истины без обоснования с помощью доказательств (А. Бергсон, философия жизни).
  • Сомнение (Методическое сомнение): используется как инструмент для нахождения несомненного основания знания (Р. Декарт: «Cogito ergo sum»).
  • Трансцендентальный метод (И. Кант): Исследование не самих объектов, а условий их возможности для познающего субъекта (априорные формы чувственности и рассудка).

Вывод:

Историческое развитие философии представляет собой не линейную прогрессию, а сложный, многогранный процесс смены парадигм: от натурфилософского космоцентризма античности через теоцентризм Средневековья и гносеоцентризм Нового времени к плюрализму и проблематизации самого человека и его языка в современную эпоху. Каждый из этапов вырабатывал и отдавал предпочтение определенным философским методам – от диалектики Платона и Аристотеля до метафизики Нового времени, и далее – к диалектике Гегеля, феноменологии, герменевтике и аналитике XX века. Многообразие методов не означает их взаимной исключительности; они часто дополняют друг друга, образуя богатый инструментарий для решения фундаментальных вопросов человеческого существования и познания мира. Философия, таким образом, предстает как живой, развивающийся организм, чья история и методология неразрывно связаны.