Французский философ, писатель, поэт, сатирик, трагик и историк, вольнодумный проказник, свободолюбивый острослов, заклятый враг церкви, друг русской императрицы Екатерины II и прусского короля Фридриха II – всё это мало кому известный Франсуа-Мари Аруэ или более известный Вольтер.
Родился Вольтер 21 ноября в 1694 году в семье нотариуса. Отец выбрал для сына стезю юриста и отправил его в иезуитский колледж, однако сын, закончив колледж «латыни и всяких глупостей», предпочёл праву литературу и начал свою деятельность в качестве поэта-нахлебника в аристократических домах, в которых даже был бит за свой острый и невоздержанный язык. Но такие наказания Вольтера не останавливают, поэтому за сатирические стишки в адрес регента Французского королевства и его дочери он благополучно попадает в Бастилию.
После освобождения Вольтер продолжает свои издевательства над аристократами и снова попадает в Бастилию. Через две недели острослову предлагают освобождение при условии, что он покинет Францию. Вольтер воспользовался предложением и на три года уехал в Британию, где стал изучать её политический строй, философию и науку. Свои впечатления об Англии Вольтер впоследствии описал в книге «Философские письма», которую издал, уже проживая во Франции. Но французский парламент осудил книгу на сожжение как «соблазнительную, противную религии, добрым нравам и почтению к властям». Арестовать Вольтера не успели, он бежал из Парижа в провинцию. Вместе с ним бежала и его любовница, которая дала ему приют в замке мужа. Вольтер по своему усмотрению и на свои средства перестроил замок, разместил в нём естественнонаучную лабораторию и библиотеку, после чего замок стал местом встречи литераторов, естествоиспытателей, математиков. Однако и здесь философ задерживается ненадолго.
После того как свет увидел его новую поэму «Светский человек», надсмехающуюся над религией, высмеивающую суеверия, чудеса и откровения свыше, он снова вынужден бежать, на этот раз в Нидерланды.
Враждебное отношение к церкви в какой-то момент породило знаменитый девиз «Раздавите гадину!», который Вольтер использовал в переписке с близкими людьми.
Вольтер был церкви истинным врагом.
«Давите гадину!» - в памфлетах он писал
И грозным либеральным кулаком
Французский воздух сотрясал.
Александр Комар. 2024 г.
Но несмотря на сложные отношения с христианской религией, вольнодумец не был атеистом и выступал за сохранение естественной религии, так как считал её полезной для общества. Более того, Вольтер был врагом атеизма, философ всевозможными аргументами старался доказать существование божества, сотворившего вселенную, в дела которой не вмешивается.
В результате нападок на церковь, прямолинейность, сатирические произведения французское правительство запретило «злому языку» въезд в Париж, который не был отменён до конца его жизни.
Постоянные изгнания и скитания по Европе не являлись помехой для зарабатывания. Вольтер издаёт книги, пользующиеся популярностью, в том числе и в аристократических кругах: это и поэмы, и философские размышления, и романы, и новеллы, и сатирические стишки, в которых критикует инквизицию, религиозные суеверия, догматы как абсурдные и противоречащие здравому смыслу; критикует само духовенство за его жадность, властолюбие, лицемерие и стремление к контролю над умами и совестью людей; критикует феодальные порядки, произвол аристократии, управляющей государством ради собственной выгоды. Он подвергает критике и высмеивает, всё, что абсурдно и противоречит рациональному мышлению.
Помимо своих произведений, Вольтер пишет книги на заказ. Так, в 1756-1763 гг. по заказу русского правительства с целью прославления Петра I как творца новой России он пишет двухтомный труд «История Российской империи при Петре Великом». Также занимает государственные должности при дворах некоторых королей, выплачивавших острослову немаленькие жалованья.
Несмотря на свой острый язык, Вольтер находит друзей и среди коронованных особ. Он ведёт переписку с российской императрицей Екатериной Великой, которая после смерти философа выкупает всю его библиотеку у наследников (а это около 7 тысяч книг), и сегодня она хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Он ведёт переписку с прусским королём Фридрихом II, по приглашению которого впоследствии переезжает в Пруссию, а потом покидает её, будучи уличённым в финансовых спекуляциях, на которых сколачивал своё состояние.
Издание книг, государственное жалованье, финансовые спекуляции (вложения в акции, фабрики, торговля предметами роскоши, которые ему часто дарили, займы под проценты деньги аристократам и т.п.), в том числе с государственной казной, – всё это увеличивало капитал философа, сделав его, в конце концов одним из богатейших и влиятельных людей Франции, с которым уже нельзя было не считаться. Философ-вольнодумец не гнушался ничем для приумножения своего богатства, но это не было самоцелью, а было всегда лишь средством обеспечения определённого образа жизни и независимости действий.
«Надо быть бережливым в молодости, тогда в старости у вас будут такие капиталы, что вы сами удивитесь. Пожив в гостях у королей, я сам стал королём у себя дома, несмотря на огромные убытки». Вольтер.
Через четыре года после того, как шестнадцатый Людовик во Франции сменил пятнадцатого, Вольтер, несмотря на запрет, вернулся в Париж, где ему была устроена восторженная встреча. Однако это был уже восьмидесятитрёхлетний старик, который страдал от неизвестных сильных болей и принимал большие дозы опия. Через несколько месяцев он скончался от рака.
P.S. По своим социальным воззрениям Вольтер был сторонником неравенства. Он считал, что общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Поэтому трудящимся незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло».
Уж если вы приверженец Вольтера,
При случае приводите философа слова,
То помните, что он на всю Европу смело
В образованье отказал народу навсегда.
Александр Комар. 2024 г.
P.P.S. Однажды у Вольтера спросили, есть ли на свете предмет, на который не была бы обращена его беспощадная ирония. Писатель ответил, что не стал бы иронизировать сам над собой.
Александр Комар в Телеграмм.
Александр Комар в ВК.
Александр Комар в Дзен.