Найти в Дзене
Сретенский монастырь

СОХРАНЕННЫЙ ЛЮДСКОЮ ЛЮБОВЬЮ И СВЯТОЙ МОЛИТВОЙ

Cтарые фотографии, запечатлевшие Москву... Фото Николая Найденова 1883 года. Замоскворечье. Овчинники. Храм Архангела Михаила стоит на просторном участке земли и четко вырисовывается на фоне московского неба: то безмятежно голубого, то серого тревожного, то затканного облаками легкими, как перо птицы, или пышными, как всклокоченная вата. В советские времена длинный, высокий и напыщенно важный дом скрыл храм от взглядов людей, заслонил от свежего ветра, летящего от Москвы-реки, почти зачеркнув как достопримечательность Овчинниковской набережной. Его словно поставили в тупик, отделив от переулков. Наверное, для того, чтобы не все дороги вели в храм. В 1998 году все изменилось. Ведь даже если останется одна узкая тропинка, она непременно приведет к Божией церкви. Москва. Север Замоскворечья. Во второй половине XV столетия здесь начинают появляться слободы. В XVII веке по соседству с Садовыми слободами, на правом берегу старицы Москвы-реки, в бывшем урочище Руновка, за болотом, находились
Оглавление

Храм Архангела Божия Михаила, что в Овчинниках

Cтарые фотографии, запечатлевшие Москву... Фото Николая Найденова 1883 года. Замоскворечье. Овчинники. Храм Архангела Михаила стоит на просторном участке земли и четко вырисовывается на фоне московского неба: то безмятежно голубого, то серого тревожного, то затканного облаками легкими, как перо птицы, или пышными, как всклокоченная вата. В советские времена длинный, высокий и напыщенно важный дом скрыл храм от взглядов людей, заслонил от свежего ветра, летящего от Москвы-реки, почти зачеркнув как достопримечательность Овчинниковской набережной. Его словно поставили в тупик, отделив от переулков. Наверное, для того, чтобы не все дороги вели в храм. В 1998 году все изменилось. Ведь даже если останется одна узкая тропинка, она непременно приведет к Божией церкви.

Фото Н. Найденова
Фото Н. Найденова

Дворцовая овчинная слобода

Москва. Север Замоскворечья. Во второй половине XV столетия здесь начинают появляться слободы. В XVII веке по соседству с Садовыми слободами, на правом берегу старицы Москвы-реки, в бывшем урочище Руновка, за болотом, находились Овчинники. Название произошло от слова «овчинник» – мастер по выделке овечьих шкур. Овчинная слобода представляла крупное поселение ремесленников, занимающихся закупкой сырья, изготовлением, поставкой шерсти и овчины царскому двору. Овчинно-шубный промысел был развитым, товарным и важным для российского климата. Так из шерсти делались епанчи (войлочные накидки), сукманки (юбки), колпаки (шапки), валенки. Выделанные шкуры шли на изготовление шуб.

Интересен вопрос о тех далеких временах: носил ли царь шубу из овчины? Оказывается, носил. И была она распашной, расширялась книзу, имела длинные широкие рукава, меховой воротник и обшлага. Сверху такая шуба покрывалась дорогой тканью – сукном, отласом (атласом), алтабасом (парчой), сизелью (бархатом), имела вышивку и пуговицы из золота или серебра с каменьями. Носилась шуба не только как теплая одежда, но и как статусная: на пирах, посольских приемах, царской охоте даже летом. Для коронации на царство и особых случаев шуба шилась из дорогих мехов.

Минуло не одно столетие. И сегодня о старых Овчинниках напоминают названия трех переулков и набережной, а также два строения. Одно из них – палаты конца XVII века. Об их назначении до сих пор спорят. Возможно, это была Приказная или Съезжая изба. Но более вероятно, что на нижнем этаже размещался кожевенный двор, то есть мастерские, о чем свидетельствуют археологические находки, на верхнем – конторы. Второе строение – церковь Архангела Михаила. Ведь как и положено, в каждой слободе существовал храм.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в слободе на старице, за болотом

В Овчинниках деревянная церковь с главным приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы стояла с 1551 года. В начале декабря 1613 года в центре слободы освятили новый храм с тем же посвящением. Старица Москвы-реки была сильно заболочена, и потому в народе храм часто называли «на болоте». А позднее – по второму приделу: Архангела Михаила. Это была первая церковь, освященная при царе Михаиле Федоровиче Романове, венчанном на царство в июле того же года. В 1913 году этот факт с фотографиями храма освещался в газете «Московский листок» в связи с 300-летием Дома Романовых.

Церковь Архангела Михаила, небесного покровителя царя, строилась довольно долго – с 1603 по 1612 годы, что объясняется периодом Смутного времени и тяжелым экономическим положением страны. На постройку храма нужны были немалые деньги, которые предоставил житель Овчинной слободы и прихожанин слободской церкви Симеон Потапов. Именитый московский купец, в 1659 году он получил царскую жалованную грамоту Гостя, то есть стал купцом, исполняющим государственную функцию и являющимся членом привилегированного общества русских купцов. Симеон Потапов был среди тех, кто подписывал в 1667 году важнейший документ – «Новоторговый устав», российский закон о внешней и внутренней торговле и защите отечественного рынка. В 1671–1672 годах он являлся Таможенным головой Архангельска.

В 1669 году Потапов выделил деньги на строительство еще одного храма – великомученика Георгия, что на Всполье, или на Сполье (ныне это улица Малая Никитская), в вечное поминовение себя и своих родных. Кстати, на Всполье в начале XVII века находился большой двор боярина Николы Романова, двоюродного брата царя Михаила. После смерти неженатого и бездетного царского родственника его двор в Москве и городок Скопин перешли казне. В Москве же на месте романовского двора построили Георгиевский храм.

После кончины Симеона Потапова в 1675 году он был погребен на погосте церкви Архангела Михаила в Овчинниках. Отпевал его Патриарх Московский Иоаким. У храмов, построенных усердием Потапова, разная судьба: Георгиевский разрушили в 1933 году, Архангела Михаила сохранился, но лишился своего погоста.

Храм Архангела Михаила, что в Овчинниках

Каменный храм XVII столетия, освященный в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, был небольшого размера, имел форму куба и три главы, которые символизировали Святую Троицу, а также трехчастный алтарь. К церкви примыкала трапезная. Под главками находилась «горка» кокошников, что так свойственно архитектурному стилю узорочье. Позднее с южной стороны четверика пристроили придел Архангела Михаила, что повлияло на название церкви – по новому приделу. В конце века у храма Архангела Михаила появилась не только каменная колокольня в три яруса и восьмигранной звонницей. Кроме того, он был значительно перестроен. От трех главок осталась одна, центральная. Основной четверик стал выше, получил новое перекрытие, отчего часть кокошников исчезла. Окна же на апсидах обрели красивое барочное обрамление. Трапезная стала длиннее, протянувшись на запад и образуя переход из церкви в колокольню.

Во второй половине шестидесятых годов XVIII века в храме перестроили трапезную: в ней обустроили придел священномученика Харалампия, епископа Магнезийского.

-2

Во время Отечественной войны 1812 года церковь Архангела Михаила значительно пострадала: французские солдаты ее не только разграбили и подожгли, но и устроили в ней скотобойню, поэтому в послевоенное время храм долго стоял закрытым и нуждался в восстановлении. В 1820–1830 годы отреставрировали фасад, украсив его в ампирном стиле. Большой ремонт смогли провести только в 1832 году. Скорее всего, средства выделил староста Николай Тимофеевич Ремезов, купец, владелец бумажной фабрики, потомственный почетный гражданин, храмоздатель. В это время купец жил на Земляном валу, в Гусятниковом переулке. Однако на Овчинниковской набережной, бывшей частью промышленной зоны Москвы, могла находиться его фабрика. Можно выдвинуть и такую версию: старостой был кто-то из семьи писателя Алексея Михайловича Ремизова. Семья жила в Толмачах и была в родстве с московским банкиром, краеведом, меценатом, потомственным почетным гражданином Николаем Найденовым, сделавшим фото храма Архангела Михаила в Овчинниках в 1883 году. Он проживал в усадьбе «Высокие горы» на Земляном валу. Как бы то ни было, у храма обновилась трапезная, а в 1842 году – колокольня.

Закрытие церкви

Информация о жизни храма после Октябрьского переворота 1917 года не сохранилась. Известно, что священник Иван Марков служил с 1916 по 1928 годы в храме Архангела Михаила в Овчинниках, а с 1942 по 1955 годы – в церкви Положения Ризы Божией Матери во Влахерне в селе Леоново и почил в 1959 году. В 1922 году клириком храма был священник Иван Левшин.

В 1930 году, а по другим источникам – в 1932 или 1933 году церковь Архангела Михаила сняли с юридической регистрации как религиозное объединение и закрыли. Москворецкий районный совет депутатов трудящихся выступил за снос древней церкви, так как участок земли под ним и погостом закрепили под жилищное строительство. Московский отдел народного образования поддержал инициативу. Однако нашлись и те, кто был против сноса. Среди них, в первую очередь, прихожане храма. Здание церкви не снесли, но убрали кресты, колокола… Теперь в храме размещались различные конторы, а одно время пекли хлеб. Передавался храм и под общежитие. Можно опять-таки предположить, что здесь жили студенты Музыкального училища имени Октябрьской революции, что находилось рядом с храмом в Среднем Овчинниковском переулке. Так продолжалось до 1955 года.

До закрытия в церкви Архангела Михаила в Овчинниках сохранялся пятиярусный иконостас XVII века. Судьба большинства икон, среди которых было много древних, неизвестна. Среди них – образ Покрова Пресвятой Богородицы, который находился в храме с XVII столетия. Образ «Собор Архангела Михаила» с 26-ю клеймами оказался в Русском музее Санкт-Петербурга. Третьяковская галерея в Москве приняла икону Владимирской Божией Матери работы Симона Ушакова 1652 года и икону «Собор Всех Святых», выполненную художниками царских мастерских в 1642 году.

Дом-стена у храма

В 1955–1961 годах почти вплотную с Архангельской церковью развернулось строительство административного дома-гиганта – Госкомитета по внешним экономическим связям при Совете министров СССР. В 1963 году к нему пристроили корпус в 12 этажей. Проект дома был частью Генерального плана перестройки Москвы 1935 года. В этом месте должно было сомкнуться Бульварное кольцо. По Овчинниковской набережной планировали возвести несколько больших домов. Архангельский храм и погост мешали. Кладбище все-таки снесли. Храм как памятник архитектуры предлагалось передвинуть или вообще перенести. Но церковь уцелела и осталась стоять на своем месте, что в хрущевские времена было чудом. Имена людей, отстоявших храм, так и остались неизвестными, что может говорить об их высоком государственном статусе. Церковь же оказалась не только во дворе этого здания, но и в распоряжении организации. В ней разместились архив и библиотека. Здесь же шло и уничтожение ненужных документов. В 1970 году прошла первая реставрация древнего храма.

-3

В 1998 году церковь Архангела Михаила, Архистратига Небесных Сил бесплотных, была освящена, и вскоре в ней начались богослужения. В 2000 году палаты Овчинной слободы передали храму. В них разместились притч и воскресная школа для детей. И дорога вновь ожила, потому что вновь ведет к действующему храму.

Ольга Сокиркина

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм