Найти в Дзене
Москва памятная

Новодевичье кладбище, участок №8. Продолжение обзора наиболее известных захоронений новой территории знаменитого некрополя

Все предыдущие публикации цикла можно прочесть, перейдя по ссылке Известный советский кинорежиссёр и сценарист. Дважды лауреат Сталинской премии (1941, 1952). Народный артист РСФСР. Родился в Мариуполе, в семье известного в городе фотографа. В 1928 году окончил рабфак, затем был корреспондентом газет «Наша правда», «Кочегарка», «Комсомолец Украины». Еще, будучи учащимся рабфака, предложил на только создававшуюся в то время Киевскую киностудию сценарий фильма «Ванька и мститель» принятый к производству.
В 1930—1941 годах Луков режиссёр Киевской киностудии, с началом войны и до 1943 года режиссёр Ташкентской киностудии, на которой он снял фильмы «Александр Пархоменко» в котором задействовал целое созвездие великолепных актеров, пребывавших тогда в столицу Узбекистана. Кроме Александра Хвыли, игравшего главную роль в картине, были заняты Петр Алейников, Борис Андреев, Борис Чирков, Татьяна Окуневская и другие великолепные актеры. Настоящим украшением фильма стала Фаина Раневская, появивша
Оглавление

Все предыдущие публикации цикла можно прочесть, перейдя по ссылке

Новодевичье кладбище - главный советский некрополь | Москва памятная | Дзен

Луков Леонид Давидович (1909–1963)

Известный советский кинорежиссёр и сценарист. Дважды лауреат Сталинской премии (1941, 1952). Народный артист РСФСР.

Родился в Мариуполе, в семье известного в городе фотографа. В 1928 году окончил рабфак, затем был корреспондентом газет «Наша правда», «Кочегарка», «Комсомолец Украины».

Еще, будучи учащимся рабфака, предложил на только создававшуюся в то время Киевскую киностудию сценарий фильма «Ванька и мститель» принятый к производству.
В 1930—1941 годах Луков режиссёр Киевской киностудии, с началом войны и до 1943 года режиссёр Ташкентской киностудии, на которой он снял фильмы «Александр Пархоменко»

-2

в котором задействовал целое созвездие великолепных актеров, пребывавших тогда в столицу Узбекистана. Кроме Александра Хвыли, игравшего главную роль в картине, были заняты Петр Алейников, Борис Андреев, Борис Чирков, Татьяна Окуневская и другие великолепные актеры. Настоящим украшением фильма стала Фаина Раневская, появившаяся в кадре буквально на минуту, но сыгравшая свою героиню – старую тапершу так что её запомнили даже те, кто не видели этот фильм.

-3

Следующей работой Лукова снятой в Ташкенте стал фильм, вошедший в золотую коллекцию советского кинематографа «Два бойца», который помнят и любят по сей день.

-4

В 1943 году Луков переезжает в Москву и становится режиссёром киностудии имени М. Горького.
В 1945 году на экраны выходит его фильм «Это было в Донбассе».

В 1946 году Луков выпускает второй фильм дилогии «Большая жизнь», первая часть которого была выпущена ещё в 1940 году и стала лидером предвоенного кинопроката.
Несмотря на то что за первую часть Луков и другие создали фильма были удостоены Сталинской премии вторая часть получила мягко говоря отрицательную оценку в самых верхах.
Вышло специальное постановление ЦК ВКП(б) партии от 4 сентября 1946 года «О кинофильме „Большая жизнь“», где было отмечено «примитивное изображение всякого рода личных переживаний и бытовых сцен».
В итоге фильм был выпущен в прокат только в 1958 году.

Впрочем, можно сказать, что Луков легко отделался и ему даже не запретили снимать.
До 1953 года он выпустил фильмы «Рядовой Александр Матросов» и «Донецкие шахтеры», а затем снял такие известные картины, как «Олеко Дундич», «Разные судьбы», «Две жизни».
24 апреля 1963 года Леонид Давидович Луков скоропостижно скончался на съемочной площадке фильма «Верьте мне люди». Похоронен на 8-м участке Новодевичьего кладбища.
Вместе с ним упокоилась его супруга
Шершнёва Вера Дмитриевна (1906—1978).

-5

Она была не только женой Леонида Лукова, но и актрисой, снимавшейся во многих его фильмах. Самой известной её ролью стала Тася в фильме «Два бойца». Интересный факт. Вера Шершнева была одесситкой и на съемках «Двух бойцов» помогала Марку Бернесу создать правдоподобный образ уроженца «жемчужины у моря».

Скончалась Вера Дмитриевна в ноябре 1978 года. Похоронена на 8-м участке Новодевичьего кладбища рядом с мужем.

-6

Россинский Борис Илиодорович (1884–1977)

-7

Русский лётчик-испытатель, прозванный «дедушкой русской авиации», Заслуженный пилот гражданской авиации, имел значок под № 1.

Родился в Москве.
В 1904 году поступил в Императорское Московское техническое училище, ныне МГТУ имени Баумана. Активный член Воздухоплавательного кружка, созданного при ИМТУ профессором Николаем Егоровичем Жуковским.
В 1909 году Россинский построил первый планер собственной конструкции из бамбука на котором совершил полет перед специально созданной комиссией.
В 1910 году едет во Францию где проходит обучение в школе авиаторов знаменитого авиаконструктора и пилота Луи Блерио. Его успехи в обучении были настолько впечатляющими, что после окончания обучения он получил от хозяина школы в подарок самолет «Блерио XI».
Именно на этом самолете он совершал регулярные полеты в России пропагандируя успехи авиации.
Работал инструктором Московской школы авиации.
С 1912 — летчик-испытатель одного из первых российских авиационных заводов — «Дукс» (ныне Производственный центр им. П.А.Воронина ВПК «МАПО «МИГ»). В обязанности испытателя входила проверка летных качеств собираемых на заводе «Фарманов», «Ньюпоров» и других самолетов. Во время первой мировой войны Россинский испытывал по 5-6 самолетов в день.
С декабря 1917 по февраль 1918 — председатель Военно-Революционного комитета по авиации. С марта 1918 года — начальник «Летучей лаборатории», научным руководителем которой был Н.Е. Жуковский.
1 мая 1918 года, во время воздушного парада на Московском аэродроме, Россинский, демонстрируя чудеса высшего пилотажа, сделал восемнадцать «мертвых петель» — в честь восемнадцатого года.
На земле летчика лично приветствовал В.И. Ленин который воскликнул: «Браво, браво, дедушка русской авиации!».

Прозвище данное летчику вождем стало почти официальным титулом.

В конце лета 1919 года отправился добровольцем на фронт. Служил в отряде особого назначения, действовавшего против генерала К. К. Мамонтова. Летал на истребителе Ньюпор-XXIV.

В 1923 в честь 15-летия его авиационной деятельности, Россинский был награжден орденом Трудового Красного Знамени, получил звание заслуженного пилота-авиатора СССР.

С 11 ноября 1934 года — Персональный пенсионер СССР.

К своему 50-летию «дедушка русской авиации» получил в подарок от государства самолет По-2, на котором он летал по всей стране, выступая с лекциями и устраивая показательные выступления. Вел большую пропагандистскую работу среди молодежи по линии Осоавиахим (ДОСААФ). Во время Великой Отечественной войны был преподавателем.

Скончался Б.И. Россинский 23 марта 1977 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок №8.

-9

Наверное, достаточно символичным является тот факт, что на одном участке с дедушкой русской авиации похоронен

Туполев Андрей Николаевич (1888–1972)

-10

Человек, не нуждающийся в особом представлении.
Всемирно известный авиаконструктор, академик АН СССР (1953). Генерал-полковник инженерных войск (1968).
Под его руководством создано свыше ста типов военных и гражданских самолетов, в том числе АНТ-25, Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-144 (пассажирский сверхзвуковой), Ту-154. На самолетах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе В. Чкаловым и М. Громовым на АНТ-25 через Северный полюс в США. Под руководством Туполева созданы также торпедные катера Г-4 и Г-5.
Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Четырежды лауреат Сталинской (1943, 1948, 1949, 1952), и Государственной (1972) премий. Лауреат Ленинской премии (1957). Награждён восьмью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды.
Отец авиаконструктора А. А. Туполева. Учениками Туполева были такие выдающиеся авиаконструкторы как В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, М. Л. Миль, С. А. Лавочкин и многие другие.
Скончался А. Н. Туполев 23 декабря 1972 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок № 8.

-11

Тиссэ Эдуард Казимирович (1897–1961)

-12

Всемирно известный кинооператор, основатель русской операторской школы. Заслуженный деятель искусств РСФСР, преподаватель ВГИКа.

Родился 1 (13) апреля 1897 года в латвийском городе Либава. В 1913 году окончил мореходное училище и по совету двоюродного брата поступил в частную студию живописи и фотографии в Либаве.
В кино — с 1915 года. Снимал видовые фильмы и хронику первой мировой войны.
В 1916–1918 годах — военный корреспондент действующей армии. Ему удалось запечатлеть одно из важных событий того времени — братание русских и немецких солдат.
Был ранен, отравлен ядовитыми газами.
В 1918–1923 годах — оператор-хроникер Всероссийского кинокомитета, снимал репортажи о событиях гражданской войны, документальные и научно-популярные фильмы.
В 1918-1924 годах Тиссэ неоднократно снимал В. И. Ленина.

-13

Работал в качестве кинооператора на всех фильмах Сергея Эйзенштейна: "Стачка" (1924), "Броненосец Потемкин" (1925), "Октябрь" ("Десять дней, которые потрясли мир") (1927), "Старое и новое" (1929), "Бежин Луг" (1937), "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1945).

В 1929–1932 совместно с Сергеем Эйзенштейном и Григорием Александровым был в заграничной командировке (Франция, США, Мексика).

Голливуд. Советские кинематографисты в гостях у Уолта Диснея на его студии. Г. Александров, С. Эйзенштейн, У. Дисней, Э. Тиссэ и Мики Маус
Голливуд. Советские кинематографисты в гостях у Уолта Диснея на его студии. Г. Александров, С. Эйзенштейн, У. Дисней, Э. Тиссэ и Мики Маус

В числе других наиболее известных его фильмов -"Аэроград" Александра Довженко (1935), "Встреча на Эльбе" (1949) и "Композитор Глинка" (1952), снятые Григорием Александровым, "Серебристая пыль" (1953) Абрама Роома.
С 1921 года — педагог Государственной киношколы, с 1943 — профессор ВГИКа.
Трижды лауреат Сталинской премии (1946, 1949, 1950).
Скончался 18 ноября 1961 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок №8.

Памятник работы Льва Кербеля композиционно представляет собой мраморный барельеф вполоборота на вертикальной прямоугольной плите.

-15

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В ближайшее время наша виртуальная экскурсия будет обязательно продолжена, ну а пока всего вам доброго и до скорой встречи.