От ледовой арены до телевизионной студии — Эмма Гаджиева знает спорт по обе стороны камеры. Мастер спорта по фигурному катанию, участница чемпионатов мира и Европы, сегодня она — один из самых узнаваемых голосов спортивной журналистки. В интервью спецпроекту «Лёд вне льда» Эмма рассказала, как настраивается на эфир, за какими видами спорта следит и какое место в её жизни занимает фигурное катание.
— Вы перешли из спорта — в телевизионную журналистику. Что оказалось сложнее: физические нагрузки тогда или напряжение во время прямого эфира сейчас?
— На мой взгляд, напряжение и физическая нагрузка во время выступления на многотысячную арену и работа в прямом эфире очень похожи: у тебя нет права на ошибку, ты собираешься, ты должна быть в тонусе и при любых раскладах готова выдать свой максимум. Поэтому мне кажется, что многие фигуристки, гимнастки и вообще спортсменки, которые выступают на большую аудиторию, в дальнейшем пытаются уйти на телевидение или в кино. Ощущения и правда схожи.
Не могу сказать, где мне сложнее. Одинаково вообще. В начале карьеры ловила себя на мысли, что настраиваюсь на прямой эфир как на выступление. Я быстро пробегала в голове программу, выпуск новостей и психологически готовилась так же, как к Чемпионату мира.
— Как выглядит ваш ритуал подготовки к эфиру и офлайн-мероприятиям? Что вы делаете в последние минуты перед выходом?
— Четких ритуалов нет, но есть моменты, которые я никогда не упускаю. Например, всегда ем перед работой. Знаю, что большинство моих коллег вообще работают на голодный желудок, чтобы было легче говорить. А я не люблю состояние голода. Поэтому перед эфиром и любым мероприятием должна что-то перекусить.
А ещё мне обязательно нужно «разговориться» и «разогнать» мозги, особенно если встала рано и чувствую себя уставшей. Обычно я общаюсь, шучу, слегка подкалываю коллег и в последний раз пробегаюсь глазами по сценарию.
— Какое событие стало самым ярким и запоминающимся в карьере журналиста?
— Я даже долго думать не буду — сразу назову Олимпийские игры 2022 года в Пекине. Хотя это была не моя первая Олимпиада в качестве журналиста, она запомнилась мне больше других, потому что тогда я стала первой, кого допустили в Олимпийскую деревню. Обычно это приватная территория: там атлеты могут чувствовать себя как дома, не опасаясь, что их кто-то заснимет или подойдёт брать интервью.
А вот благодаря Олимпийскому комитету России меня туда пригласили. Это огромное доверие с их стороны. Я искренне люблю наших атлетов, со многими хорошо знакома, поэтому они понимали, что я смогу создать интересный, по-настоящему эксклюзивный контент и не выложу ничего, что могло бы испортить репутацию спортсменов.
Один из ключевых результатов — за время Олимпиады аудитория в соцсетях Олимпийского комитета России выросла на 300 тысяч человек. Это огромный рост за такой короткий период! Я считаю, что мы с командой проделали потрясающую работу, которая оправдала все возможные риски.
А для меня лично самое запоминающееся — это церемония открытия. У меня была мечта — пройтись в колонне команды вместе со спортсменами. И она исполнилась. Я до сих пор помню те эмоции, когда нас объявили и мы вышли из узкого коридора на огромный стадион в Пекине. С трибун нам аплодировали, махали руками и флагами. Блин, это было невероятно круто!
— Абсолютно все сценарии пишутся заранее или вы всегда оставляете место для импровизации? Насколько важен для вас личный контакт с аудиторией и гостями?
— На самом деле всё зависит от того, где я работаю. Например, в выпуске новостей нет места импровизации. Я читаю по суфлёру текст, который пишется заранее, и делаю паузы там, где они прописаны. А вот на мероприятиях и не новостных эфирах я очень люблю импровизировать, хотя любая импровизация — всё равно хорошо подготовленная история. Я заранее накидываю себе тезисы, которые я хочу озвучить, а дальше уже идёт импровизация.
Что касается офлайн-мероприятий, то там, понятное дело, есть сценарий. Но здесь тоже многое зависит от формата. Если это протокольная история, то лучше идти по сценарию, звать всех в той очередности и приглашать теми словами, которые написаны заранее.
Если формат развлекательный — премия или Новый год, соревнование или презентация формы— то здесь, конечно, я очень люблю ориентироваться на аудиторию. Часто начинаю с какой-нибудь шутки или комплимента в адрес аудитории — и смотрю, как она реагирует. Если хорошо, то вообще «пляши-гуляй».
Я в целом не очень люблю работать с ведущими, которые читают всё по сценарию. На мой взгляд, если формат предполагает дружескую, теплую, семейную атмосферу, то чтение с листа просто недопустимо. Настоящую связь с аудиторией так не создать.
— Вам довелось работать и в студии, и на больших стадионах. Где вы чувствуете себя комфортнее — в камерной атмосфере или в эпицентре большого спорта?
— На самом деле, я обожаю работу и в студии, и на спортивных объектах. Это разные эмоции и ощущения. Но если вынудят выбирать, то я, конечно, человек-эпицентр события. Если это хоккей — мне очень нравится работать на льду, если футбол — на поле. В общем, люблю «щупать» всё, что происходит в спорте, своими руками.
— Как часто вы посещаете турниры и различные спортивные мероприятия в роли зрителя или участника, а не ведущего или модератора?
— Я хожу на хоккей, футбол и баскетбол. Конечно, была бы счастлива попадать на фигурное катание, но все самые интересные старты проходят на выходных. А я в это время работаю — либо на футболе, либо на каких-то других финалах. Поэтому на фигурное катание, к сожалению, выбираюсь редко.
Зато хоккей, который в Москве проходит практически каждый день, позволяет в свободный будний вечер надеть джерси «Динамо», купить билет и отправиться на игру. Да, я покупаю билеты и хожу сама, потому что по аккредитации болеть за клуб нельзя. А так — надеваю свою форму, занимаю место на трибуне и болею за любимую команду от всей души.
— Вы освещаете разные виды спорта, но что вам кажется самым уникальным именно в фигурном катании, чего нет в других дисциплинах?
— Все виды спорта хороши, но фигурное катание — конечно, номер один в рейтинге видов спорта в моём сердце. А в чём отличие? Во-первых, в других видах спорта нет такой опасной обуви, как в фигурном катании. Из-за узких лезвий — холодного оружия, как я их называю, — коварных зубцов, которые могут тебя подставить в любой момент, ты можешь просто споткнуться на ровном месте. Понятное дело, и на футбольном поле можно оступиться о бутсу, да и вообще что угодно может случиться. Но в фигурном катании этот риск, конечно, максимальный.
К тому же это сложнокоординационный вид спорта, который здорово развивает человека. Я всегда говорю родителям: «Отдавайте детей в фигурное катание». Оно развивает и руки, и ноги, и спину — вообще весь мышечный каркас. А ещё фигурное катание отлично подтягивает общее развитие. Если ты катаешься под музыку из фильма — ты должен его посмотреть; если под музыку из балета — сходить на балет. Ты не можешь замыкаться в коконе одного лишь спорта, ты начинаешь понимать, что происходит в мире, что популярно и какие есть тенденции. Так что фигурное катание развивает не только тело, но и кругозор.
— Если бы вам дали возможность сделать программу о «незвёздных» героях фигурного катания, о ком бы вы рассказали в первую очередь? Чью невидимую зрителям работу вы считаете самой ценной?
Незвёздные герои фигурного катания — это, конечно, родители наших чемпионов, тех фигуристов, которые уже стали олимпийскими чемпионами, чемпионами мира. Большинство из них — мамы, папы — полностью перекраивают свои жизни и подстраивают отпуска, работу, праздники под график фигуриста, который растёт в их семье.
— За какими видами спорта вы следите активнее всего? И какое место для вас занимает фигурное катание?
Я спортивный ботан и слежу за всеми видами спорта, но, конечно, чаще и внимательнее — за теми, на которых работаю. В первую очередь, это футбол, хоккей и, безусловно, фигурное катание — спорт номер один для меня.
У меня в телеграме закреплен канал «Матч! Фигурное катание» — он прямо на первом месте. С утра я всегда читаю их дайджест: коллеги удобно собирают главные новости к утру, и я изучаю их с большим удовольствием.
А так я в курсе событий в футболе, хоккее, художественной гимнастике, плавании и легкой атлетике — всех видах, на которых работаю.
— Как человек, который прошел и спорт, и журналистику, какой совет вы могли бы дать спортсменам, которые думают о будущем в медиа?
— Советы я вообще считаю делом неблагодарным. Но раз спросили — я желаю всем, не только спортсменам, но и вообще всем-всем-всем в этой жизни любить, обожать, фанатеть от того, чем вы занимаетесь. Пусть работа будет делом, которое доставляет невероятное удовольствие и доход, потому что, как показывает практика, если человек не любит то, чем занимается, это никогда не принесёт успеха.