Его выводила из себя любая неудача, любой неправильно выполненный элемент. Сразу же начинался крик, а потом следовали удары. Бить старался так, чтобы никто не видел. К тому времени, как 14-летняя Лена Бережная встала в пару с 19-летним фигуристом из Латвии Олегом Шляховым, он сменил уже 7 партнёр. Работать с ним уже никто не соглашался.
Однажды известный тренер Тамара Москвина увидела, как Шляхов обращается с партнершей. По ее словам, Лена словно находилась в рабстве. Она посоветовала ей уйти от Шляхова, но та почему-то продолжила тренироваться. Вскоре это едва не стоило ей жизни.
Партнер-тиран
14-летняя Лена переехала в Москву из Невинномысска в 1991 год году, чтобы пробиться в большой спорт. В столице ей сразу повезло – в ЦСКА ей предложили кататься в паре с девятнадцатилетним фигуристом из Латвии, Олегом Шляховым, имевшим международный опыт выступлений.
Для юной спортсменки, мечтавшей о стабильности и признании, возможность обрести постоянного партнера была счастьем. И она решила кататься с олегом несмотря на его дурную славу и даже переехала вместе с ним в Латвию, чтобы представлять на соревнованиях местную сборную.
Сначала Олег извинялся перед ней за частые вспышки гнева и старалдся скрывать свой нрав при посторонних. Но со временем его поведение стало неконтролируемым.
Любая ошибка на льду вызывала ярость. Он начинал кричать, мог даже ударить маленькую хрупкую Лену. С каждым месяцем становилось все яснее, что рядом с ним опасно, но Елена продолжала терпеть, полагая, что это неизбежные трудности спортивной карьеры. Она маниакальным упорством продолжала изматывающие тренировки. Ни близкие, ни коллеги, ни даже мать её партнера не понимали, как она терпит его постоянные приступы гнева.
Но Лена не слушала ни советы матери Олега, ни рекомендации тренера Тамары Москвиной. Она продолжала тренироваться со Шляховым.
Трагедия на льду
В 1993 году их дуэт дебютировал на чемпионате Европы, заняв восьмое место. В 1994 году пара переехала в Санкт-Петербург, чтобы тренироваться у Москвиной.
Уже тогда Елена заметила, что во время исполнения сложных элементов Шляхов намеренно задерживает лезвие коньков над ее головой. Это было очень опасная грубость.
В результате в январе 1995 года произошла трагедия. До чемпионата Европы оставалась неделя. Пара усиленно тренировалась в Риге, отрабатывая элементы до изнеможения, и приступила к параллельному вращению – либеле, где важна идеальная дистанция. Внезапно, Елена увидела приближающийся конёк партнера, хотела предупредить, крикнуть, но не успела.
- Неожиданный удар в висок – и я теряю равновесие, видя, как на льду растекается алое пятно. Не ощущая острой боли, я оставалась в сознании и воспринимала происходящее как сквозь туман», – вспоминала Елена.
Лезвие рассекло ей череп. Но Лена оставалась в сознании и словно наблюдала за всем со стороны. Олег в ужасе подхватил окровавленную партнершу и отнёс в машину скорой помощи. В больнице врачи оперативно наложили швы и попытались стабилизировать состояние фигуристки, а потом стало ясно, что все еще хуже.
Елена не могла говорить – лезвие повредило область мозга, отвечающую за речь. Диагноз был серьезным: требовалась трепанация. Позже понадобилась вторая операция для восстановления жизненно важных функций.
Когда угроза миновала, начался долгий период реабилитации. О продолжении спортивной карьеры не могло быть и речи. Олег сначала появлялся в больнице, раскаивался, уверял, что всё наладится. Но когда стало очевидно, что их совместное будущее невозможно, и Елену хотят вернуть в Россию, он пришел в ярость.
-Вы понимаете, сколько в неё вложено денег? У вас нет права уезжать! Вы никогда не сможете расплатиться!, - кричал он в больнице на родителей Елены. Для него она была просто неудачным вложением.
Спас Антон Сихарулидзе
Спас Бережную Антон Сихарулидзе. Узнав о том, что случилось, он приехал в госпиталь и был поражен, увидев Елену. Выйдя на улицу, Антон, с нервным видом, закурил и обратился к врачам с единственным важным вопросом:
- К ней вернется речь?
- Гарантий нет, шансы 50 на 50.
Однако он не сдался. Он фактически заменил сиделку, сменив мать спортсменки, помогавшую ей заново учиться говорить и восстанавливать координацию. Антон был с ней постоянно: гулял, читал вслух, терпеливо повторял упражнения, поддерживал и учил не бояться своих слабостей. После переезда в Россию они стали жить вместе, и его забота стала главным фактором ее постепенного выздоровления. Она все еще заикалась, путала слова, иногда теряла равновесие, но с каждой неделей чувствовала себя все лучше.
Постепенно к Бережной вернулось и желание выйти на лед. Рядом был Антон, готовый поддержать ее как физически, так и морально, и именно он делал ее возвращение возможным.
Тамара Москвина первым делом подумала: "Я окажусь за решеткой, случись что". Но желание Елены было столь сильным и осознанным, что отказать было невозможно. Москвина тщательно все продумала, разработала осторожную, поэтапную программу, где каждая мелочь была учтена. Благодаря любви, верности и настойчивости, случилось почти невозможное: вскоре после серьезной травмы, Елена Бережная и Антон Сихарулидзе завоевали бронзу на европейском первенстве. Этот результат стал не столько победой в спорте, сколько олицетворением невероятной силы воли. Впоследствии они стали чемпионами мира и олимпийскими чемпионами, превратившись в одну из самых ярких пар в истории фигурного катания.
В 2002 году, завершив спортивную деятельность, Елена и Антон решили расстаться, но сохранили теплые дружеские отношения.
Новая любовь
Новая любовь пришла к Бережной во время гастролей в США с ледовым шоу. Там она встретила британского фигуриста-одиночника Стивена Казинса. Он был женат, ради Елены он ушел отжены. Вскоре они поженились. В 2007 году у них родился сын Тристан, а через два года – дочь София-Диана.
Но и эти отношения не продлились долго. Елена собрала вещи, забрала детей и подала на развод. С 2012 года она самостоятельно воспитывает сына и дочь.
Со временем Казинс перестал интересоваться детьми и даже не звонит им по праздникам.
Несмотря на это, Елена не сдалась. Она живет в Санкт-Петербурге, растит детей и работает тренером в своей школе. На ледовых шоу она иногда выступает с Антоном Сихарулидзе, и зрители всегда встречают их восторженно, видя две части легенды, которые все еще идеально чувствуют друг друга на льду.
По материалам канала "Спорт-Экспресс".