Это моя любимая серия во всём сезоне, если не во всём сериале! Да что там, я бы дала ей 100 из 10 возможных. Знаю, звучит гиперболично, но у меня по-другому не выходит: финал 4 сезона настолько хорош, что я готова простить ему все огрехи сезона и сериала вообще. Сейчас расскажу, почему – спойлеры впереди (осторожно, они не для слабонервных!).
Когда я читала книгу «Крещение огнём» Анджея Сапковского, та самая кульминационная битва при Яруге казалась мне сумбурной и неразберихой. Автор, похоже, сознательно не расписывал крупные батальные сцены в деталях – и я его понимаю. На бумаге масштабный бой часто превращается в хаос: кто где, кто против кого – разобраться трудно, особенно если читатель далёк от военного дела. Сериал же показал эту битву наглядно и зрелищно. Битва на мосту, которая завершает книгу «Крещение огнём», в экранизации стала, пожалуй, самой чёткой и напряжённой крупномасштабной схваткой во всем шоу. Я наконец без труда понимала, кто есть кто и где находится, а динамика сражения чувствовалась прекрасно. Видно, что создатели учли прошлые претензии к съемкам экшена и на финал сезона выложились по полной – и музыкой, и хореографией боя.
При этом нашлось место и юмору. Путешествие Геральта и его компании («ханзы») на пароме получилось на удивление забавным. Спасибо за это Регису-вампиру и Лютику: их шуточки разрядили обстановку в то время, как герои отчаянно переправлялись через реку Яруга под носом у врагов. Один только диалог о «бабуинах», которые на самом деле оказались партизанами (путаница слов, смешная для нас, хотя не очень для бедных паромщиков), чего стоит. А сцена, где Мильва драматично возвращается к друзьям, сиганув со скалы прямиком в реку – чистое золото! Да, немного глупо, что героиня покинула отряд всего за серию до этого, а потом через пару минут экранного времени эффектно вернулась, но даже сами персонажи подметили этот момент.
Вообще, линия Мильвы в сериале меня приятно удивила, хоть и пошла по другому пути, чем в книге. В сериале Мильва на время покидает своих спутников, чего не было у Сапковского – там она не бросала отряд. Это был неожиданный поворот, и я даже погоревала: неужели мы потеряем Мильву? Но нет, она вернулась триумфально и продолжила путь с хансой. Увы, сериал не обошёл стороной и самый тяжёлый для неё момент: сцену с выкидышем всё же показали, хоть, возможно, кому-то хотелось бы уберечь бедняжку от этой участи. Прямо посреди боя на мосту она внезапно чувствует резкую боль, кровь на ногах – и становится ясно, что ребёнка не спасти. В этот момент мне искренне её жаль. Сцену сделали очень деликатно, без излишней жестокости, но эмоционально. Интересно, что остаётся открытым вопрос, отчего случился этот выкидыш – приняла ли Мильва тайком снадобье для прерывания беременности или всё произошло из-за перегрузки? Авторы никак это не озвучивают. В книге же было понятно, что Мильва, хоть и боялась материнства, в итоге решила оставить ребёнка и потом тяжело переживала его потерю.
Теперь про бой на мосту – главный аттракцион эпизода и, пожалуй, всей 4-й главы. Как я уже отметила, он шикарно поставлен и понятен зрителю. Но кроме визуальной стороны, меня порадовал и сюжетный нюанс: Геральт и Кагыр впервые сражаются плечом к плечу против общих врагов. Картина маслом: ведьмак и бывший враг-нильфгаардец вместе обороняют мост от нильфгаардской же армии. Кагыр в сериале даже берёт на себя командование северянами, проявляя свой военный талант. В итоге они вдвоём, бок о бок, удерживают позицию – выглядит это эпично, недаром им дают эффектный кадр в замедленном действии после победы. Тут я чуть ли не пустила слезу умиления: из смертельных врагов эти двое стали боевыми товарищами, полностью доверяющими друг другу. Кстати, в оригинале Сапковского Кагыр вообще-то не хотел убивать соотечественников и лишь обстоятельства вынудили его участвовать в той битве, тогда как в сериале он без сомнений идёт в атаку на своих бывших сослуживцев ради спасения Мильвы. Разница существенная, но, на мой взгляд, оправданная – так сцена дружбы Геральта и Кагыра получилась ещё более однозначной и сильной. После боя королева Мэва даже посвящает Геральта в рыцари (да, он официально стал сэром Геральтом из Ривии!), невольно присягнув ей на верность – забавный нюанс, который фанаты книг оценят. Геральт, впрочем, не слишком рад такому повороту: его финальное ворчливое «Зараза...» при осознании новых обязательств заставило меня улыбнуться.
Но вернёмся к самой битве. Здесь шоураннеры решили добавить перчика – в самый разгар сражения на поле выходит неожиданный монстр! Словно по расписанию, перед финальным натиском врага появляется некий огр (или тролль?) и начинает сеять хаос. Честно скажу, уж очень эта сцена напомнила мне другой фэнтези-сериал. Помните, в «Кольцах власти» (спин-оффе «Властелина колец») в одной из серий орки при штурме эльфийского царства выпустили пещерного тролля? Здесь всё будто один в один – здоровенный чудила, вырывающийся под конец осады. Может, создатели позаимствовали идейку у коллег или даже поделились наработками по CGI? 😉
Возникает вопрос – что это вообще было за монстр? В книге такого эпизода не было, так что гадать можем только по сериалу. Обычный зверь из наследия Сопряжения Сфер, которого разбудили шум и запах крови? Или нечто, созданное магией? Ведь буквально в параллельных сценах нам показывают мага-злодея Вильгефорца, который после побоища на Танедде собрал жуткие трофеи – отрезанные части тел павших чародеев – и явно мастерит из них нового монстра. Может, именно этого «зверя Франкенштейна» он и отправил на мост? Хотя скорее нет – Вильгефорц тогда ещё залечивал раны где-то далеко. А может, это сам император Эмгыр что-то замышляет? Недаром в самой последней сцене эпизода нам показали Эмгыра, который вместе с придворным чародеем спускается в пещеру и навещает странное чудовище. Император дал ему ту самую брошь из первой серии про «мясника из Блавикена», пропитанную запахом Геральта, и велел найти Геральта из Ривии.
Но самое главное – это, конечно, столкновение Лео Бонарта и банды Крыс, а затем Бонарта и Цири. У меня до сих пор мурашки по коже, стоит только вспомнить эти сцены. Если вы читали сагу, то знаете, насколько жестоким и судьбоносным был этот эпизод для Цири. Я, если честно, волновалась, осмелятся ли авторы сериала показать всё без цензуры. Осмелились – и как же я им благодарна за это! Бойня, устроенная Бонартом, вышла едва ли не самой кровавой и шокирующей сценой за всю историю «Ведьмака» на экране. Банда «Крыс» нападает на Бонарта в городке с ироничным названием Ревность, надеясь его убить, а в итоге попадает в его ловушку. Дальше происходит настоящий кошмар: Бонарт методично убивает всех Крыс одного за другим самыми разными способами. Каждую смерть он словно нарочно ставит Цири напоказ, смакуя её боль. Причём последней на глазах у Цири погибает Мистле – та самая девушка, с которой у Цири вспыхнули нежные чувства.
После расправы над Крысами Цири в ярости бросается на Бонарта – не на жизнь, а на смерть. Но, увы, даже все её ведьмачьи тренировки не помогают: Бонарт гораздо опытнее и сильнее. Он легко её одолевает, жестоко избивает, и наша львица из Цинтры оказывается в беспомощном положении. Когда Цири приходит в себя, она видит, что связана по рукам и ногам у столба, а перед ней разворачивается поистине жуткая картина: Бонарт, насвистывая, спокойно отрубает головы мёртвым Крысам и складывает их в бочку – чтобы отвезти заказчикам и получить награду.
Выдохнем. Как видите, финал сезона вышел поистине мощным и эмоциональным. Как пишет один из популярных фан-сайтов, «“Крещение огнём” завершает четвёртый сезон “Ведьмака” на высокой ноте... с этим эпизодом сериал выдал свой лучший финал сезона на сегодняшний день и заложил основу для того, чтобы последняя глава стартовала на полной скорости». Полностью согласна. После такого яркого эпизода мне стало даже немного обидно: оказывается, сериал может быть отличным – когда очень захочет. Так почему же не всегда хотели?..
Не секрет, что 4-й сезон в целом получился неоднозначным, мягко говоря. Многие зрители и критики уже окрестили его худшим в истории «Ведьмака» от Netflix. На Rotten Tomatoes у четвёртого сезона при выходе был всего около 50% положительных рецензий (самый низкий результат франшизы на данный момент). А пользовательский рейтинг и вовсе рухнул до жалких ~20% одобрения – настоящий разгром. Да и цифры просмотров соответствующие: Netflix зафиксировал лишь 7,4 миллиона просмотров за первые четыре дня показа – на 51% меньше, чем набирал предыдущий сезон за аналогичный период! Это колоссальное падение интереса. Стриминг даже похвастаться новым «Ведьмаком» в топ-чартах не смог: премьера 4 сезона 30 октября 2025 года еле зашла на второе место в рейтинге англоязычных сериалов Netflix (впервые в истории проекта новому сезону не досталось первого места). Причины? Думаю, вы знаете. Главная – отсутствие Генри Кавилла в роли Геральта. Лиам Хемсворт, конечно, старался, но публика восприняла замену болезненно.
Признаюсь, я и сама садилась смотреть 4-й сезон настороженно. И вдруг – такая концовка. Как же она выделяется на общем фоне! Финальная серия буквально вернула меня в те времена, когда я впервые влюбилась в «Ведьмака» – напомнила, за что я вообще ценю эту историю. Здесь было всё: смех сквозь слёзы, верность первоисточнику и смелость креативных отступлений, героизм и трагедия, эпичный размах и глубокие эмоции.
Что же ждёт нас в 5 сезоне? Пока сложно сказать. Шоураннер Лорен Шмидт Хиссрич интригует: финальная пятая глава станет, по её словам, второй частью этой истории, и семейство Геральта, Цири и Йеннифэр наконец сможет воссоединиться – «если, конечно, всё закончится счастливо, а в нашем шоу такого почти не бывает». Известно, что 5 сезон уже отснят и выйдет в 2026 году – он станет заключительным для «Ведьмака». Очень хочется верить, что создатели учтут уроки и завершат сагу достойно. Потенциал явно есть – ведь они доказали в этой 8-й серии, что способны на большое фэнтези с большим сердцем. Если они удержат эту планку целый сезон, то у Геральта есть шанс уйти красиво и вернуть расположение зрителей.
Лично для меня финал 4 сезона уже стал маленькой победой. Возможно, я излишне оптимистична – а что думаете вы? Понравилась ли вам эта серия так же, как мне, или, может, вы разочаровались в сериале окончательно?