Эта статья вдохновлена научными трудами, мемуарами и воспоминаниями об Александре Романовиче Лурии – выдающемся ученом, чьи открытия в психологии и нейропсихологии продолжают влиять на мир.
Эта история произошла в один летний день шестьдесят восьмого года. На дачу к известному учёному решительно явились четверо визитёров. Хозяин работал на втором этаже в кабинете. Жена, что-то заподозрив, попросила незваных гостей подождать и заняла их разговором. Оказалось, они собирали подписи против одного академика.
За хозяином послали няню. К всеобщему удивлению, она спустилась одна. Гостей не приняли, и они, как говорится, несолоно хлебавши, уехали. Позже выяснилось, что учёный, услышав из окна цель визита, спустился по балкону со второго этажа и ушёл к соседям.
И этот человек, который убежал от политического давления, был основоположником целой науки. Он заложил научные основы детектора лжи. Его звали Александр Романович Лурия. Человек, который сделал так много великих открытий, в просвещённом мире был очень известен. А на родине, к сожалению, остался, что называется, в тени.
От рентгена до Фрейда
Родился Лурия в 1902 году в Казани, в семье одного из лучших терапевтов города. Его отец был настолько популярен, что прохожие на улицах, встречая его, снимали шапки. А ещё у него был рентгеновский аппарат, что по тем временам считалось невиданной роскошью.
Когда Лурия поступил в университет, он не сразу нашёл себя в психологии. Он перечитал все книги по этой теме и писал, что они были до невозможности скучны. В них не было «ни намёка на живую человеческую личность». И только труды Зигмунда Фрейда смогли его по-настоящему увлечь.
В 1922 году он, молодой и амбициозный, даже отправляет Фрейду сообщение о создании в Казани своего психоаналитического кружка. И, представьте, получает ответ. Но очень скоро Лурия понимает, что ошибочно считать поведение человека продуктом только глубин подсознания. Он осознаёт, что социальный фактор играет не менее важную роль.
Как наука о лжи стала опасной
В 1924 году, уже в Москве, Лурия начинает уникальные эксперименты. Он проводит опыты на студентах и выясняет: человек в состоянии сильного волнения невольно выдаёт свои эмоции, и это можно записать при помощи специального прибора.
Эти исследования, которые назвали сопряжённой моторной методикой, совершили настоящий переворот. Они стали научной основой для детектора лжи. Сразу же была организована криминалистическая лаборатория, где с помощью этой методики раскрывали преступления.
Но тут же последовал запрет. Исследования пришлось остановить. Идея Лурии была успешно реализована в Америке, где его уже хорошо знали. Его первое большое исследование издадут в США. А на родине оно увидит свет лишь спустя семьдесят лет.
Падение с вершины
Это был период невероятного счастья. Работа кипела. Рядом были единомышленники и друзья. Но настигла его и личная трагедия. Любимая жена Вера оставила его.
В 1931 году Лурия едет в экспедицию в Среднюю Азию. Там он изучает мышление у жителей. Он выяснил, что их мыслительные процессы носят сугубо практический характер. А с повышением образования картина резко меняется.
Неожиданно в институте психологии появилась контрольная комиссия. Статью о его культурно-исторической теории объявили "антимарксистской". Лурию обвинили. Тему тут же закрыли. Материалы экспедиции пролежали нетронутыми сорок лет. Лурия был вынужден уйти из института.
Пережить этот тяжёлый период помогла его вторая жена, Лана Липчина. Она была микробиологом. Но важнее всего для неё были дом и семья. Она создала тёплую гавань, которая обогревала не только их, но и многих его учеников.
Стратегический манёвр
Удары судьбы следовали один за другим. В 1934 году Лурия, хоть и получил новую лабораторию, вскоре снова оказался под угрозой. Начались гонения. Над ним нависла угроза серьёзных неприятностей. И он, недолго думая, круто меняет свою судьбу. Он экстерном заканчивает с отличием медицинский факультет и идёт простым врачом-ординатором к знаменитому Бурденко.
Что это было? Желание получить недостающие знания о мозге или боязнь? Лурия был человеком, который всегда найдёт себе применение. Его талант, его любознательность перекрывали всё остальное.
Именно в этот период он начал бесстрашно соединять медицину и психологию. На стыке этих наук и родилась нейропсихология. Его задача была не только понять, какая функция нарушена в мозге, но и найти обходной путь для восстановления утраченных функций.
Романтическая наука о памяти
Во время войны Лурия организовал нейрохирургический госпиталь на Южном Урале. Это дало ему огромный практический материал. Он мог говорить с пациентами разных национальностей на их родном языке. Его способность к языкам была удивительной.
Он наблюдал двух пациентов, которые стали частью его творческой биографии. Одного он учил вспоминать, другого учил забывать.
Младший лейтенант Лев Заседцкий, получив ранение, потерял память. Его мир разбился на тысячи осколков. Лурия выбрал методику возвращения памяти через письмо. Заседский написал три тысячи страниц, и в результате смог адаптироваться к жизни.
Второй пациент, Соломон Шерешевский, имел феноменальную память. Он запоминал всё. Лурия учил его забывать, чтобы он мог жить. По итогам этих наблюдений он написал две книги в жанре "романтической науки".
Признание пришло с опозданием
В 1950 году, после очередной идеологической сессии, нейропсихологию снова объявили "ненаучной". Лабораторию Лурии закрыли. Он пришёл домой и плакал. Дело его жизни оказалось перечёркнутым.
Удары судьбы следовали один за другим. В пятьдесят третьем началось дело врачей. Лурии указали, что у него работает слишком много сотрудников определённой национальности. В этот период он никогда не уходил с работы один, чтобы в случае чего другой сотрудник мог сообщить домой, а дома стоял наготове чемодан с вещами.
В свои пятьдесят лет он продолжает работать. К нему приходит настоящее признание. Он избирается членом Национальных академий наук США, Франции, Британии. В Москву к нему едут учиться со всего света.
Лурия не только увлечённо работал. Он азартно жил. Он любил хорошо одеваться и всегда был элегантным. Привозил жене и сотрудникам подарки. Когда дочь попросила привезти ему белые чулки, он удивился, но всё-таки привёз их из Франции.
Он не боялся смерти. "Нет ничего проще, чем умереть", говорил он. "Смерть это просто возвращение к тому, что было до рождения. И всё же, как коротка жизнь".
Он умер в 1977 году. После него остались огромный архив рукописей, коллекция великолепных фотографий и, конечно, добрая память друзей и учеников. И ещё сказки, которые он когда-то писал для своей первой жены.
Вот такой был удивительный человек, учёный романтик.