1970-е годы — пик Холодной войны. Советские и американские солдаты смотрели друг на друга через прицелы в десятках локальных конфликтов. Но даже в разгар глобального противостояния случались истории, которые напоминали: за политическими системами и ядерными арсеналами оставались люди. Одна из таких драматичных историй развернулась в ледяных водах у берегов Камчатки.
Роковой полет
Ирония судьбы порой бывает зловещей. Всего за несколько дней до событий, о которых пойдет речь, лидеры СССР и США подписали соглашение о взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях на море. Никто не думал, что его придется применять так скоро.
27 октября 1978 года самолет-разведчик ВМС США с 15 членами экипажа на борту вылетел с Аляски для патрулирования нейтральных вод. Их стандартная миссия — разведка и поиск советских подлодок. Но в этот день рутина обернулась кошмаром. При запуске одного из двигателей произошла катастрофа: лопасть пропеллера перекосило, вспыхнул пожар. Капитан 3-го ранга Джерси Григсби не растерялся и совершил почти невозможное — посадил огромную машину на бушующие волны.
У экипажа было всего 90 секунд. За это время они успели уничтожить секретные документы, надеть гидрокостюмы и перебраться в два надувных плота. Оказавшись посреди Тихого океана в шторм силой 8 баллов, под ледяным дождем со снегом, они понимали: шансы на выживание стремятся к нулю.
Спасательная операция
Получив сигнал бедствия, две сверхдержавы привели в действие свои военные машины.
В район чрезвычайного происшествия советской стороной были направлены атомная подводная лодка, пограничный корабль «Дунай», сторожевик «Ретивый», а также рыболовецкое судно «Мыс Сенявин». Американцы для спасения своих соотечественников выделили атомную субмарину «Лос-Анджелес», сторожевой корабль «Чермиз», катер «Джервис», а также два самолета морской авиации.
Ямантау: почему эта гора считается самой секретной в России
При этом было совершенно очевидно, что в шторм мощностью восемь балов спасти летчиков мог только экипаж рыбаков судна «Мыс Синявин», находящийся неподалеку от места крушения самолета. Дольше американские моряки на двух надувных плотах просто не продержались бы.
Капитан судна Александр Арбузов развернул судно и решительно сквозь непогоду направился к месту крушения самолета. Вовремя. На борт рыболовецкого судна из ледяной воды были подняты десятерых живых членов экипажа самолета и трое мертвых. Причем, если первый плот с четырьмя американцами находился на плаву, то второй, на котором скопилось девять человек, начинал тонуть.
Самое интересное, что пока летчики находились на волосок от смерти в открытом море, власти Советского Союза и США делали все для их спасения, но затем позиция американцев резко изменилась. Над рыбацким траулером появился военный самолет США, который, сбрасывая фальшвееры, пытался заставить рыбаков следовать на военно-морскую базу американцев.
Лишь когда в заданный квадрат подошел советский сторожевик «Ретивый», намереваясь сбить незваного «провожатого», самолет улетел. Тем не менее, провокации американцев на этом не закончились. К рыболовецкому судну подошел американский сторожевой корабль «Чермиз», который угрозой применения оружия также попытался развернуть советский траулер.
Однако Александр Арбузов, невзирая на угрозы, упрямо вел судно в сторону родного порта. Неизвестно чем закончилось данная история, если бы между двумя кораблями не появилась советская подводная лодка. Сторожевик США, решив не искушать судьбу, удалился. В Москве неблагодарное поведение американцев вызвало недоумение, переходящее в тихий гнев.
После того, как американские летчики были доставлены в Петропавловск-Камчатский, им оказали первую помощь, после чего отправили в Японию для передачи американской стороне.
Фантом ДНК: как советский ученый доказал существование души
Главный йог СССР: чем смерть Владимира Шуктомова так поразила сотрудников КГБ
«Отрицательные»: что не так с людьми у которых «минусовая» кровь
The post «Крушение у берегов Камчатки»: почему американцы мешали спасению своих летчиков в 1978 году appeared first on Русская семерка.