Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам
Хочешь сдать ЕГЭ по химии и биологии на 90+? WhatsApp репетитора Богуновой В.Г. +7(903)186-74-55
Репетитор Богунова В.Г. ВК
Телеграмм-канал репетитора Богуновой В.Г.
Дзен-канал репетитора Богуновой В.Г.
Среди моих курсов, одним из важнейших является "Погружение в ЕГЭ" (авт.). Название я придумала очень давно. ЕГЭ тогда еще даже в проекте не существовало (до ЕГЭ этот курс назывался "Погружение в экзамен").
Смысл "Погружений" - имитация реального экзамена (в плане заданий), анализ каждой позиции КИМа, формирование навыков выполнения тестов и решения задач.
Тесты 1-й части обучающего КИМа я беру у СтатГрада. 2-ю часть я составляю из реальных заданий ЕГЭ последних лет. Особенно трепетно я отношусь к 34-м задачам (моим самым любимым).
С недавнего времени я вернулась к "хорошо забытому старому" - предложила "рисовать" модель алгоритма. Моим ученикам эта идея очень понравилась! Не только потому, что подключается эстетический процесс (которого, к сожалению, очень не хватает в точных науках), но и потому, что происходит абсолютная визуализация проблемы и система взаимосвязанных тайн и секретов комбинированной 34-й задачи проявляется перед нами во всей красе (как вскрытое тело на секционном столе патологоанатома, простите за столь ужасно креативное сравнение).
Пока не буду раскрывать секреты "рисования алгоритмов". Всему свое время. Но... такой подход к решению задач также позволил мне, как преподавателю и методисту, кое-что рассмотреть "из неочевидного".
Рискну высказать "первичный эмпирический вывод" - при сравнении 34-х задач 2019 - 2025 для многих из них условия абсолютно разные (естественно), но "рисунки алгоритмов" очень похожи, я бы даже сказала, одинаковые. Пока я выделила около 5 групп "рисунков" (плюс-минус)
Конечно, каждый год задачи дополнялись "маркерными фишками". Например, некоторые из них: "атомистика" (2020), "протоны" (2022), "растворимость" (2024), "молярная концентрация" (2025)
Что из этого следует? "Рисование алгоритмов" позволяет многим ребятам "видеть" путь решения задачи, а преподавателям-методистам - прогнозировать алгоритмы задач будущего ЕГЭ, составлять предполагаемые задачи и учить "желторотиков".
Рассмотрим реальную 34-ю задачу ЕГЭ 2019
34 задача ЕГЭ по Химии 2019 (реальная)
Растворимость безводного карбоната аммония при некоторой температуре составляет 96 г на 100 г воды. При этой температуре приготовили насыщенный раствор, добавив необходимое количество карбоната аммония к 250 мл воды. Раствор разлили в две колбы. К раствору в первой колбе добавили избыток твёрдого гидроксида натрия и нагрели до прекращения выделения газа. К раствору во второй колбе добавили 250 г раствора соляной кислоты, также взятой в избытке. При этом, объём газа, выделившийся из первой колбы, оказался в 3 раза больше объёма газа, выделившегося из второй колбы. (Объёмы газов измерены при одинаковых условиях). Определите массовую долю хлорида аммония в конечном растворе во второй колбе. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения и обозначения искомых физических величин).
Анализ алгоритма:
1) Задача - комбинированная, включает четко выраженные две части
2) Связь между частями - одинаковая массовая доля насыщенного раствора
3) Массовую долю насыщенного раствора карбоната аммония определяем по коэффициенту растворимости (s).
4) Массу исходного вещества карбоната аммония определяем по массовой доле насыщенного раствора и массе добавленной воды.
5) Вводим два неизвестных.
Х - количество вещества карбоната аммония в 1-й колбе
Y - количество вещества карбоната аммония во 2-й колбе
В системе уравнений:
1-е уравнение закрываем на общем количестве вещества карбоната аммония (рассчитываем по массе исходного вещества карбоната аммония)
2-е уравнение закрываем по соотношению объемов газов, представленному в условии задачи (количества веществ газов рассчитываются в общем виде по уравнениям реакций).
6) Модель алгоритма строим по вопросу задачи: "Определите массовую долю хлорида аммония в конечном растворе во второй колбе"
Количество вещества хлорида аммония рассчитываем по уравнению реакции. Определяем его массу.
Массу конечного раствора во второй колбе определяем по массе исходного насыщенного раствора карбоната аммония, массе добавленного раствора соляной кислоты и массе улетевшего углекислого газа.
Остается только разделить массу вещества на массу раствора и... задача решена! Ура!
Сравните представленную задачу ЕГЭ 2019 с реальными задачами ЕГЭ 2025.
34 задача ЕГЭ по Химии 2025 (реальная)
Массовая доля элемента азота в навеске нитрата магния и нитрата серебра равна 0,1148. При прокаливании навески этой смеси до постоянной массы образуется кислород объемом 6,72 л. Такую же навеску растворили в 500 мл воды, после чего добавили 200 мл хлорида бария с молярной концентрацией растворенного вещества 0,3 моль/л. Плотность всех растворов - 1 г/мл. Найти массовую долю ионов магния в полученном растворе. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения и обозначения искомых физических величин).
Что "роднит" задачу 2025 с представленной выше задачей 2019? Все те же две части, связанные друг с другом одной и той же массовой долей элемента азота.
Анализ и решение задачи вы можете найти в статье Богунова В.Г. "ЕГЭ по Химии 2025. Выпускники в ступоре от "букета ужастиков" в 34-й задаче на атомистику и молярную концентрацию! Что делать?!"
34 задача ЕГЭ по Химии 2025 (реальная)
При нагревании образца нитрата алюминия часть вещества разложилась. В результате образовался твердый остаток, который разделили на две части. Первую часть твердого остатка массой 73,2 г добавили к 15%-ному раствору карбоната натрия массой 663,6 г. При этом массовая доля соды в растворе уменьшилась в полтора раза. Вторую часть твердого остатка массой 24,4 г растворили при нагревании в 20%-ном растворе серной кислоты массой 245 г. Вычислите массовую долю серной кислоты в получившемся растворе. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения и обозначения искомых физических величин).
Что "роднит" задачу 2025 с представленной выше задачей 2019? Все те же две части, связанные друг с другом одним и тем же составом твердого остатка, образовавшегося после частичного разложения нитрата алюминия.
Анализ и решение задачи вы можете найти в статье Богунова В.Г. "ЕГЭ по Химии 2025. Анализ реальных заданий. Найдена страшная 34-я злодейка, виновница "завалов"!
34 задача ЕГЭ по Химии 2025 (реальная)
Массовая доля элемента кислорода в смеси нитратов цинка и серебра составляет 0,4234. При нагревании навески этой смеси до постоянства массы выделяется 5,6 л (н.у.) кислорода. Такую же навеску смеси растворили в 300 мл воды и к полученному раствору добавили 200 мл раствора хлорида стронция с концентрацией 0,75 моль/л. Плотности всех растворов примите равными 1 г/мл. Рассчитайте массовую долю ионов цинка в образовавшемся растворе. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения и обозначения искомых физических величин).
Что "роднит" задачу 2025 с представленной выше задачей 2019? Все те же две части, связанные друг с другом одной и той же массовой долей элемента кислорода.
Анализ и решение задачи вы можете найти в статье Богунова В.Г. "ЕГЭ по Химии 2025. Анализ реальных заданий. Несправедливо легкая 34-я задача, которую мало кто решил. Предлагаю более интересный вариант"
Думаю, вы поняли мой тонкий намек на очень толстые обстоятельства.
Хотите научить "желторотиков" решать 34-е задачи ЕГЭ по Химии?
Берете задачи ЕГЭ 2019 (они, на мой взгляд, являются классическим шаблоном), "рисуете алгоритмы" и решайте их. Затем вносите разнообразные фишки (благо, их много появилось с 2020 года) и... вуаля! Готова "куча" гипотетических задач ЕГЭ 2026!
Не верите? Попробуйте! И вам понравится, и ученики получат 100 баллов!
ПРОФИ по Русскому языку!
Есть очень крутой репетитор по Русскому языку для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, Сочинению - Елена Владимировна! Хотите сдать Русский на 100? Срочно пишите на WhatsApp +7(925)061-31-70
Понравилась статья? Скоро будет продолжение. Самое интересное, как всегда, впереди! Успехов и удачи! До встречи на Яндекс Дзен! Не забывайте подписаться на мой канал и поставить лайк!
Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова