Отвечает логопед фонда Татьяна Погорелова:
«Это вопрос объемный. Его важно рассмотреть подробнее. Что же нужно, чтобы ребенок мог рассказать о прошедшем дне или ответить на вопросы взрослого?
1. Готовность ребенка обсуждать события, которые уже прошли, а не которые происходят сейчас перед глазами.
2. Иметь возможность вспомнить о том, что было. То есть события должны быть значимы для ребенка настолько, чтобы он их запомнил. А также представление об их последовательности.
3. Чувствовать интерес к собеседнику и интерес от собеседника.
4. У ребенка должны быть средства коммуникации, дающие возможность выразить желаемое. Это могут быть: слова, звуки, жесты или какие-то другие альтернативные средства коммуникации.
В зависимости от возможностей ребенка, работа может быть актуальна над каким-то одним или над несколькими из обозначенных пунктов.
Чтобы приобщать ребенка к обсуждению и рассказу о прошедших событий, понадобится регулярная тренировка в этом вместе с близким взрослым.
Можно начать с того, чтобы по вечерам просматривать фотографии, сделанные в течение дня. Это могут быть фотографии разных активностей ребенка, которые сделал сам взрослый. Ребятам постарше можно предлагать самим делать несколько фото в течение дня. И вечером вместе рассматривать фото, обсуждая запечатленные на них моменты.
Такая регулярность (каждый вечер или почти каждый вечер) поможет ребенку привыкнуть к тому, что есть такие интересные и приятные моменты в режиме дня, когда можно вспомнить, услышать от взрослого и самостоятельно с помощью доступных средств коммуникации выразить то, что получается, по отношению к этим событиям дня.
А также можно вспоминать о недавнем ярком и значимом для ребенка событии с помощью обсуждения и рисования. Так, лучше начать с чего-то, произошедшего совсем недавно. Например: ребенок только что съел вкусное мороженое. Вспомните и схематично изобразите на листе: какое оно было? А кто его ел? А оно понравилось? И постепенно, из раза в раз, количество обсуждаемых вопросов и времени для этого можно увеличивать.
Так ребенок будет учиться дольше удерживать внимание. А также учиться вспоминать и получать опыт обсуждения прошедшего события.
Скорее всего, поначалу ребенок будет слушать взрослого, отвечать коротко на вопросы. Но когда ребенок привыкнет к такому взаимодействию, то можно будет понемногу усложнять его ответы: порционно включать новые звуки, слова, фразы, которые ребенок будет учиться использовать самостоятельно.
Начните с использования тех средств коммуникации, которыми уже владеет ребенок. И по мере возможности усложняйте их, предлагая новые или объединяя имеющиеся в более сложные конструкции (пример: звуки - в слово, слова - во фразы).
Такие совместные моменты могут оказаться приятным временем для проведения всей семьей!
Скоро предстоит летняя пора. Обычно летом происходит много интересного, и это дает много приятных впечатлений! Попробуйте: сделайте фото, порисуйте вместе с ребенком и понаблюдайте: понравится ли Вам и Вашему ребенку такой формат, совмещающий приятное с полезным».