«Я хочу побыть одна», – сказала однажды девушка с синдромом Дауна своей маме. И та очень обрадовалась. Мамой была Терри Кауэнховен— профессиональный педагог и консультант по вопросам сексуальности, которая в какой-то момент поняла, что объяснять детям с интеллектуальными особенностями про личные границы и вводить понятие «личное» нужно как можно раньше (в три-четыре года). Начинать объяснять про «личное» можно с личного примера: "Когда мои дети были маленькие, они постоянно игнорировали попытки ввести личное пространство в нашем доме. Это обычная ситуация, и особенно сложно создать подходящую обстановку в маленьких квартирах. Постепенно я поняла, что они просто повторяют мое же собственное поведение. Я начала вести себя так, как хотела, чтобы вели себя они:стучалась и ждала разрешения войти в их комнату, а когда дети врывались в мою, просила их так не делать. Принося им полотенце в ванную, я разговаривала через дверь, а не распахивала ее. Если нужна была моя помощь, я помогала и тут же