Иногда маленькая деталь на картине может рассказать о большой исторической драме. Рассматривая полотно Василия Верещагина «Осада Троице-Сергиевой лавры», я заметила, что защитники монастыря крестятся тремя перстами. Ну и что? Однако, осада лавры происходила в 1608–1610 годах, а креститься тремя перстами (как шутили староверы, «щепотью») на Руси стали только после реформ патриарха Никона с 1653 года. Вот и получается, что одно полотно показывает нам несколько исторических событий: Смутное время и религиозные противоречия XIX века. Эта картина была написана в 1891 году по заказу императора Александра III. Возможно, Верещагин сознательно изобразил троеперстие, чтобы его работа не вызывала вопросов у властей и не ассоциировалась с «раскольниками». А возможно, художнику просто не позволили быть до конца исторически точным в этом идеологически тонком моменте. Кстати, для всех, кто ждёт экскурсию «Москва старообрядческая», — остались последние штрихи! Остановить нас может только погода. След