Мне было немного тревожно садиться за 7-ю серию 4-го сезона. Столько всего навалилось на The Witcher в этом году – и смена главного актёра, и резкий спад интереса у публики. Критики холодны: рейтинг сезона на Rotten Tomatoes еле держится на 58%, а зрители вообще оценили его лишь на 20%. По официальным данным Netflix, премьерные просмотры рухнули более чем наполовину по сравнению с прошлым сезоном – 7,4 млн за первые дни против 15,2 млн. Неприятный знак. Но, признаюсь, лично я все равно настроилась оптимистично. Ведь это предпоследний эпизод сезона, развязка близко – а значит, нас ждут кульминации историй Геральта, Цири, Йеннифер и прочих. И знаете, серия «What I Love I Do Not Carry» («Что люблю, того не ношу») меня в чём-то порадовала, а в чём-то озадачила. Рассказываю подробно, что же случилось и какие впечатления остались.
Император, лже-Цири и тайны при дворе
Начну с линии Императора Эмгыра. В прошлых сериях нам показали, как в Нильфгаард привезли лже-Цири – девушку по имени Терин, выдаваемую за потерянную наследницу Цинтры. Император, узнав, что настоящая принцесса пропала, решил использовать самозванку в политических целях. В 7-й серии эта интрига получила развитие. Йеннифер ворвалась в замок и столкнулась с Терин, предложив ей убежище, но та отказалась бежать. Она, на удивление, прониклась доверием к Эмгыру и теперь предпочитает покровительство самого Императора, а не чародеек. После ухода Йеннифер разгневанный Эмгыр появляется у покоев Терин – и как же жутковато видеть, что он обращается с этой лже-«дочерью» почти нежно. Кажется, у Императора просыпается тревожная симпатия к подменышу. В сериале же зрители-то знают правду, и наблюдать, как Император мягко беседует с Терин, – то ещё удовольствие для нервов.
А вокруг дворца тем временем сгущаются шпионские страсти. Эмгыр подозревает утечку информации: по континенту поползли слухи, что его невеста – фальшивая. Он буквально прижал к стенке своего доверенного человека, шпиона Скеллена, и даже полоснул того по лицу, пытаясь выбить признание. Я уже было подумала – всё, сейчас тайна выплывет наружу! Но Скеллен, хитрая бестия, не выдал себя. Более того, он сумел убедить господина, что в провале поисков Цири виноват вовсе не он. Мол, если судьба связала Цири с Геральтом, то, пока ведьмак жив, девочку не сыскать. И что же делает Император? Вместо казни Скеллена он проникается этой идеей и приказывает: убрать Геральта. Что ж, интрига закручена, в следующем сезоне нас явно ждёт охота Императора на Белого Волка.
Болото, монстр и цена горя
А что же наш ведьмак? Геральт с командой – той самой разношёрстной Ганзой – отправляются в обход войнушки через опасные болота. Забавно, что в книге всё было иначе: когда выяснилось, что их лучница Мильва беременна, Геральт категорически отказался вести отряд через топи – побоялся за Мильву и выбрал другой маршрут. Но шоураннеры решили иначе: ходу через болота быть, ведь как же без монстра недели! Не скрою, мне такой ход понравился. Да, эпизод местами ощущается как «затравка» перед финалом, своего рода подготовка позиций. Зато нам подарили классическую Ведьмачью историю в духе мрачной сказки – жутковатую охоту на чудовище с неожидимой развязкой.
Надо признать, создатели мастерски нагнали саспенса. На Геральта обрушиваются галлюцинации – он видит, как посреди топи умирают в объятиях друг друга Йеннифер и Цири. Ведьмак едва не тонет, бросившись спасать призрак дорогих ему женщин. Оказалось, наших героев заманили в ловушку русалки, вернее, две утопшие души – мать и дочь, погибшие когда-то в этих трясинах. Горе и одиночество буквально превратили этих женщин в монстров – в прямом и переносном смысле.
Тема отцов и детей вообще проходит через весь эпизод. Ведь не случайно серия так называется – «Что люблю, того не ношу». Это же буквально об отцовской доле: папы не вынашивают детей, не кормят грудью, но любят их, живут и умирают ради них. Риддер загадки подтвердил: дело было в отце, который не уберёг свою семью. Да и Геральт у нас по сути приёмный отец Цири, готовый на всё ради «дочери». Да и Император Эмгыр, кстати, тоже биологический отец Цири, пусть она об этом и не знает...
Регис обернулся летучей мышью (да-да, вампир же!) и вывел их из трясин к сухому месту. Друзья спасены, и настало время разойтись путями. Прямо как в книге, группа ненадолго становится меньше: Ярпен Зигрин и гномёнок Персиваль объявляют, что дальше не пойдут. Ярпен, нахлебавшись ужасов, вдруг понял: дома, в Махакаме, его ждёт невеста, и хватит с него подвигов – пора к любимой под венец. В оригинальном романе на этом месте прощались Золтан Хивай и Персиваль, передав Геральту прощальный подарок. В экранизации сделали схожий ход: меч ведьмаку вручает уже Золтан (в сериале он тоже с ними путешествует), а уходит Ярпен вместо него. В результате, ядро “банды Геральта” остаётся: сам ведьмак, бард Лютик, Мильва, Кагыр и верный вампир Регис. Эти тёплые сценки у костра прекрасно передают дух книги – не зря главы про поход Геральта из «Крещения огнём» и «Башни Ласточки» были моими любимыми. Мильва, успокоившись, доверяет Геральту своё настоящее имя – Мария – и делится сомнениями, сможет ли она быть матерью. Ведь ребёнок, по её словам, «изнутри пожирает воительницу Мильву, может, останется только Мария – обычная женщина». А Геральт рассказывает ей о Цири и Йеннефэр, о том, как неожиданно изменилась его жизнь с их появлением.
Замечу, кстати, любопытную деталь. Сценаристы как будто намекают на искорку между Мильвой и Кагыром. В книге он всю дорогу сохнет только по Цири (впрочем, платонически). А вот тут он неожиданно проявляет к Мильве участие: предлагает помочь, подаёт руку – Мильва даже удивляется такой доброте. Посмотрим, рискнут ли авторы сериала развить эту химию. В любом случае, такие отступления – часть творческой свободы адаптации.
Цири и Крысы: прощание с «Фалькой»
Пожалуй, самая важная в эмоциональном плане линия серии – это события на юге, вокруг юной Цири и банды Крыс. Наша львица из Цинтры наконец делает выбор, кем ей быть. В начале эпизода мы видим, как Цири беспечно отдыхает с новообретёнными друзьями-разбойниками. Но идиллию прерывает приход странного гонца по имени Хотспурн (в русском дубляже звучит как Хотборн или Хосборн). Оказывается, этот тип – связной, который снабжал Крыс наводками на выгодные дельца. И вот теперь он приносит новости, от которых у нашей девочки земля уходит из-под ног: всё это время Крысы выполняли заказ лично от Императора Эмгыра! Тот самый похищенный благородный мальчик – не просто ради выкупа, а чтобы доставить его в Нильфгаард по указке Императора. Цири в шоке. Она-то сбежала от Эмгыра, ненавидит его за разрушенное детство, за смерть бабушки… а тут выясняется, что её веселые подружки и дружки работают на него за деньги! Более того, Хотспурн вскользь упоминает, что Эмгыр де собирается жениться на «львёнке из Цинтры». Цири вскакивает: «Какая ещё, если вот она я?!»
В глазах Цири – обида и ярость. Она чувствует предательство. Крысы, по сути, использовали её в тёмную, не сказав, на кого пашут. Хотспурн якобы предупреждает: мол, Бонарт поджидает вас в городе под названием Ревность, лучше держитесь подальше. Ситуация скверная. Цири принимает решение: хватит. Её пытается остановить подруга Мистль – та самая, с кем у Цири были особенно тесные отношения. Но Цири лишь печально улыбается: «Во мне больше нет ни Цириллы… ни вашей Фальки». Она наконец понимает, что не может убегать от своей судьбы. Император узурпировал её имя, её наследство, её прошлое – и это надо исправить. Настоящая Цири проснулась, а маска бесшабашной Фальки умерла.
И Цири не теряет времени даром. Уже к концу серии мы видим эффектную сцену: тележка Хотспурна перевёрнута где-то на тракте, связанный мальчишка-аристократ освобождён, а сам гонец лежит с вывихнутой ногой и воет от боли. Цири разбила планы Императора – не дала доставить похищенного ребёнка в его руки. Тут-то из поломанного Хотспурна и вылазит вся правда: никакого предупреждения он Крысам не нес, это всё ловушка Скеллена. Их специально направили не в ту сторону – по сути, толкнули прямиком в объятия того самого палача Бонарта. Оказывается, Бонарт заключил контракт и с имперской разведкой (Скелленом), и с местным бароном – одному нужна Цири живая, другому её голова. А бедных Крыс используют как живца. Услышав это, Цири буквально цепенеет: друзья в смертельной опасности из-за неё! Она оставляет Хотспурна на дороге (с негодяем церемониться незачем) и вскакивает на его чёрную кобылу. Да-да, ту самую прекрасную лошадку, чьей грацией она любовалась с утра – и которая в книге станет её верным конём по кличке Кельпи.
Кстати, сценаристы Netflix изменили одну спорную деталь по сравнению с книгой. В оригинале на этом этапе была сомнительная сцена: раненый Хотспурн перед смертью вынуждает Цири заняться с ним любовью, пользуясь моментом, но умирает, толком ничего не успев. Многие фанаты сходились во мнении, что эпизод лишний и грязноватый. И я рада, что в сериале эту двусмысленную сцену убрали – согласна, ничего особенно полезного в ней не было, кроме дополнительной травмы для Цири. Шоу обошлось без лишней гадости, и слава богам.
Ну и, конечно, обсуждая эту серию, нельзя не упомянуть нежданное появление Йеннифер. Признаюсь, для меня это был самый большой сюрприз эпизода. Ночью, когда Геральт уже пошел спать после всех приключений, вдруг перед ним открывается портал – и из него выходит Йен! Они не виделись весь сезон, с того самого боя на Танедде, а тут такая встреча...
Йен сообщает, что Цири в Нильфгаард не попадала и вообще неизвестно где сейчас. Она переживает, успеют ли они найти девочку. Геральт тоже мучается снами о потерянной дочери – словом, оба на нервах. Но Йеннифер – женщина решительная: недаром же она наколдовала огромный шатёр с удобствами. В лучших традициях ведьмачьей романтики она затаскивает Геральта в ванну– ну а что, раз на дворе Netflix, то хотя бы одна страстная сцена за сезон обязана быть! 😉
Всё красиво, но есть нюанс: весь эмоциональный контекст будто провалился мимо. Буквально минутой раньше Йен сообщила, что умерли их друзья – чародей Истредд и наставник ведьмаков Весемир. А Геральт – внимание – вообще никак на это не отреагировал! Он промолчал про гибель приёмного отца Весемира. Что? Неужели создатели настолько торопились устроить фан-сервис, что пожертвовали логикой персонажа? Ведь Геральт из книг бы так не поступил, 100%.
К тому же такой внеплановый романтический ужин на болоте слегка портит эффект от предшествующей разлуки. В оригинале Йеннифер и Геральт после битвы на Танедде встречались уже только в самом финале саги, что делало тот момент мощным эмоциональным взрывом. Здесь же они как бы расслабленно встретились на привале, уютно поболтали и разбежались.
Йеннифер обещает скоро вернуться, а пока советует ведьмаку идти к некоему кругу друидов – мол, те в ближайшее равноденствие смогут наколдовать способ отыскать Цири. Такой вот удобный сюжетный ход. Геральт и компания решают так и сделать, прощаются с Йен, и она растворяется в портале. И я сижу и думаю: зачем же было вводить её именно сейчас, если всё равно тут же вывести? Только ради постельной сцены? Надеюсь, что нет и что Йеннифер ещё сыграет свою роль в финале, а не просто отметилась для галочки.
Интересно будет узнать, как оценят этот эпизод остальные. В прессе отзывы разнятся: кто-то ставит среднюю оценку (например, 3 из 5 звёзд от Vulture), кто-то хвалит за динамику – тот же WinterIsComing дал примерно B+, а кто-то ругает отдельные моменты. Среди фанатов тоже споры: на IMDb зрительская оценка вообще скатилась около 3,8 баллов из 10, видимо, сказывается обида за уход Кавилла. Я же постаралась взглянуть непредвзято. Лично для меня эта серия тянет на твёрдую 7 из 10. Не идеал – но добротно, атмосферно и по-настоящему цепляет эмоции. Предпоследний шаг перед финалом сделан, и сделан достойно.
Теперь ждём решающую битву в финальной 8-й серии! А пока делитесь вашими впечатлениями: понравилась ли вам болотная история и поступок Цири? Что думаете о возвращении Йеннифер?