Найти в Дзене
Уютный уголок | "Рассказы"

Брошь в виде бабочки

— Ты не забыл, что завтра тебе придётся вести Павлика в школу? — Жанна вопросительно посмотрела на мужа, а на её лице явно читалось, что возражение она не примет.

— Я всё помню, — кивнул Володя, но не удержался от вопроса: — Только мне непонятно одно. Неужели ты не можешь отпроситься с работы ради такого случая? Павлик первый раз идёт в школу, и для него важно, чтобы мы были рядом.

— Линейка начинается в десять утра. Ты один час побудешь с сыном, а потом поедешь на свою работу. Или ты думаешь, что без тебя там всё развалится?

— Именно так — развалится, — невозмутимо ответила Жанна. — Меня недавно повысили до начальника отдела, а это значит, что теперь у меня нет ни больничных, ни внеплановых отгулов. Володя, мы с тобой уже это обсуждали.

— Ладно, не начинай, — махнул рукой Володя, не желая дальше спорить с женой. — Просто с тех пор, как ты устроилась в эту фирму, ты стала совсем другой.

Глава 1

Жанна три года назад устроилась логистом в небольшую компанию грузоперевозок. Она старалась работать на совесть, везде активно себя проявляла и всегда была на виду у начальства. Если возникали какие-то срочные вопросы, которые никто не мог решить, Жанна первая вызывалась помочь. Естественно, руководству было по душе такое рвение молодой сотрудницы. И вот полгода назад Жанну повысили до начальника отдела.

Теперь Жанне катастрофически не хватало времени на семью. Владимир занимался установкой кондиционеров и пластиковых окон — у него был более свободный график. Ему пришлось практически полностью взять на себя заботу о ребёнке. Он отводил и забирал Пашу из садика, водил гулять по выходным, готовил еду на всю семью.

Правда, Володе часто помогала его мама, Вера Сергеевна. Если Павлика не с кем было оставить, она с радостью забирала внука к себе. Жанна, как это часто бывает, не слишком тепло относилась к своей свекрови. Она говорила, что Вера Сергеевна слишком простая женщина, без хорошего образования, и может плохо повлиять на Павлика. Иногда она даже закатывала Володе скандалы по этому поводу.

— Павлик опять полдня был у твоей мамы. Надеюсь, она его нормально покормила. В прошлый раз она нажарила сыну каких-то жирных драников, а мне не нравится такая еда.

— Жанна, нормально моя мама готовит, — оправдывался Володя. — Павлик всегда ест с удовольствием. Что ещё нужно? А ты, кстати, уже давно перестала готовить и даже в воскресенье не испекла вафли, которые просил Паша.

— Ой, мне некогда. Я воскресенье провела целый день на телефоне. И чувствую, в следующие выходные будет так же.

— Ладно, с едой всё понятно. Но ещё мне не нравится, что твоя мама постоянно употребляет всякие устаревшие словечки, а Паша потом это всё запоминает и повторяет в садике.

— Ну и что? Мы должны сказать маме спасибо, что она присматривает за Пашей. Тебя практически не бывает дома, а я один тоже не успеваю и работать, и заниматься ребёнком. Так что сама уделяй хоть немного времени Паше, пока он не забыл, как ты выглядишь.

— Не надо мне навешивать чувство вины. Я работаю для всей нашей семьи, в том числе и для сына. А если твоя мама не исправится, я буду вынуждена подумать про услуги няни. И вообще, если бы мой муж зарабатывал нормальные деньги…

— Я нормально зарабатываю! — сразу же возмутился Володя. — Если бы мне не приходилось сидеть с Пашей, я мог бы работать ещё больше. Я тебя предупреждал, что не стоит идти на это повышение. У тебя маленький ребёнок, ты в первую очередь должна думать о нём.

— А я не хочу быть домашней наседкой. Я всегда мечтала сделать карьеру и не могла упустить этот шанс.

Жанна высказала это тоном, с которым отчитывала своих подчинённых. Она быстро привыкла к своей новой роли начальницы и дома вела себя абсолютно так же.

В это время к ней подбежал Паша, держа в руках набор новеньких машинок.

— Мама, пойдём поиграем! Смотри, что мне бабушка подарила!

— Ага, вижу, — рассеянно сказала Жанна и первым делом проверила телефон. — Ладно, пока у меня нет срочных дел, давай полчасика поиграем.

Жанне всегда было невыносимо скучно играть с сыном. Вроде она любила его и старалась всем обеспечить, но вот играть, читать книжки, делать поделки было для Жанны наказанием. Она с нетерпением ждала, когда сын повзрослеет и наконец-то станет самостоятельным, а ей не придётся с ним возиться.

***

Володе так и не удалось уговорить жену отвезти сына на линейку. Зато Вера Сергеевна уже давно сказала, что обязательно отведёт Пашу в школу, потому что не может пропустить такой важный праздник.

Накануне первого сентября Вера Сергеевна позвонила Володе:

— Сынок, как у вас дела? Как там Паша? Волнуется, наверное. Ох, мне кажется, Пашенька только недавно родился, а вот он уже и в школу идёт. Как быстро время летит.

— Да, мама, и не говори, — улыбнулся Володя. — После линейки, наверное, в кафе сходим все вместе.

— А Жанна завтра будет? — обеспокоенно спросила Вера Сергеевна.

— Нет, как обычно, она занята, — воздохнул Володя. — Ты же её знаешь. Она ничего не видит, кроме работы.

— Ну, ничего страшного, мы и сами справимся. Так дело же не только в завтрашнем дне, — с тихим укором сказала Вера Сергеевна. — Жанна твоя вообще ребёнком не занимается. Вот Павлик вырастет и будет обижен на мать, что она уделяла ему мало времени. А как она с ним разговаривает — всё через силу, как будто ей жалко доброго слова сказать для мальчишки.

— Мама, ты нагнетаешь. Да, Жанна немногословная и строгая, но она тоже любит Пашу. Зато сын у нас вырастет не избалованным, не каким-то маменькиным сынком.

— Ну что же, живите, как знаете, — согласилась Вера Сергеевна. — А я, кстати, купила Павлику игрушку — какого-то большого робота. Так что будет ему завтра ещё одна радость.

Володя стоял на балконе и смотрел на проходящих внизу людей. Ещё было жарко, но в воздухе уже явно чувствовался запах осени. Может, это был запах листьев, которым скоро предстояло покинуть деревья, или аромат осенних цветов, которые родители купили для своих школьников. Володя задумался о своём прошлом, вспомнил события, которые часто его волновали, но его размышления прервала Жанна.

— Что ты там стоишь? — с осуждающей интонацией спросила она. — Делать больше нечего? Ты собрал Павлика в школу, проверил его костюм?

— Да, всё в порядке. Рубашку я тоже погладил, и рюкзак собрал. А после линейки я собираюсь сходить с Пашей в кафе.

— Хорошо, сходите. Тогда я пошла спать, — сказала Жанна и зевнула. — На работе завал. Хорошо, если завтра к шести часам приду домой, но если получится, постараюсь вырваться пораньше.

Володю немного удивляло, почему Жанна так спокойно об этом говорит. Он понимал, что работа бывает разная, но Жанна даже не сделала попытки как-то по-другому провести время с сыном — например, сходить с ним в игровую комнату или в его любимую пиццерию.

А потом Володя понял, что такая же холодность Жанны распространяется и на него. Они давно не говорили по душам, перестали говорить друг другу ласковые слова. В последнее время они жили как соседи, и Володя не знал, как это исправить.

***

Утро первого сентября выдалось бодрым, но суматошным. Павлик не торопился завтракать, не хотел надевать новый костюм и немного хныкал.

— Папа, может, мы никуда не пойдём? Давай завтра пойдём в школу, а сегодня останемся дома. Что-то мне не хочется туда идти.

— Павлик, мы должны пойти в школу, — мягко сказал Володя. — Там тебя все будут ждать — и учительница, и одноклассники. Ещё и наша бабушка придёт. Ты уже большой и должен понимать, что школу нельзя пропускать.

Наконец Володя с сыном вышли из дома. Времени уже осталось мало, и они чуть ли не бегом побежали к школе. Владимир не сразу сориентировался, где находится их класс. Детей было много, все были нарядные и оживлённые. И только увидев учительницу Паши, Владимир понял, куда нужно идти.

Все будущие одноклассники Паши стояли с букетами цветов, некоторые шумно что-то обсуждали. И тут внимание Володи привлекла одна девочка.

Внешность у неё была обычная: русые волосы, голубые глаза, круглое лицо. Она стояла немного позади всех и серьёзным взглядом смотрела на происходящее вокруг. Владимир заметил одну необычную деталь — к её белоснежной блузке была пристёгнута небольшая брошка, которая показалась Володе знакомой.

Вроде обычная брошь в виде бабочки изумрудного цвета с серебристой окантовкой. Но именно с такой брошью у Володи было связано много воспоминаний, и сейчас он даже немного растерялся.

«Интересно, это единственный экземпляр этого украшения или нет? — задумался Володя. — Я ведь сам просил мастера сделать именно такую брошку. Неужели это не случайность? Но ведь прошло уже столько лет».

На Владимира нахлынули воспоминания. Он вспомнил свою первую любовь — Анну, которой он когда-то подарил похожую брошь. Загвоздка была в том, что она была сделана на заказ у знакомого мастера. Маловероятно, что такое же украшение могло просто продаваться в ювелирном магазине.

Владимир думал, что ему делать дальше. Подойти и спросить у девочки, откуда у неё эта брошка? Это было бы странно, да и девочка могла бы испугаться.

Линейка уже подходила к концу. Потом все разошлись по своим классам, а Владимир с Верой Сергеевной остались ждать снаружи. Володе было очень интересно, с кем пришла эта девочка. На секунду он даже подумал, что она может быть дочерью той самой Анны. Но потом он отогнал от себя эту мысль. Насколько он знал, Анна давно переехала в другой город вместе с мужем.

После урока дети шумной толпой выбежали в коридор. Владимир взял сына за руку, а сам краем глаза посматривал на ту девочку. И когда к ней подошла, вероятно, её бабушка, Владимира осенила мысль: нужно узнать, кто она такая.

Он быстро подошёл к своей маме и попросил:

— Отведи Пашу ко мне домой. У меня тут появилось срочное дело, но я скоро вернусь, и тогда мы пойдём в кафе. А сейчас идите.

Володя решил подойти к учительнице и осторожно поинтересоваться о девочке с брошкой-бабочкой.

***

Преследовать незнакомую девочку и её бабушку было бы странно и неправильно, поэтому Володя решил действовать иначе. Он нашёл учительницу Паши и вежливо спросил:

— Извините, не могли бы вы подсказать… Видите ту девочку с русыми волосами? Мне показалось, что я знаю её семью. Как её зовут?

— А, вы про Киру Иванову, — улыбнулась учительница. — Очень тихая и серьёзная девочка. Её обычно забирает бабушка.

Володя поблагодарил учительницу и вернулся домой в смятении. Фамилия не говорила ему ничего, но брошь… эта брошь не давала покоя.

Он думал, что сейчас загрузит всю свою семью в машину, и они поедут отмечать первое сентября. Но уже подходя к своей квартире, мужчина услышал, что из неё доносятся крики.

«Неужели Жанна дома?» — подумал Володя и поспешил открыть двери.

— Мне не нравится ваш подарок, он отвратительный! — возмущалась Жанна, строго выговаривая Вере Сергеевне. — Зачем Павлику этот робот? Чему он может научить? Это же просто игрушка.

— А учиться Павлик будет в школе, — парировала Вера Сергеевна. — Он же ребёнок. Зачем ему взрослеть раньше времени? Игрушка хорошая, дорогая. Смотри, как она Паше понравилась — даже из рук не выпускает.

— А мне не нравится. Робот шумит, мигает, ходит и плохо действует на нервную систему ребёнка. И мою тоже. Так что лучше заберите свой подарок и сдайте обратно в магазин.

— Вот ещё! Не нужно мне указывать, что дарить внуку. Для меня главное, чтобы Паше понравилось, а не тебе.

Володя тихо зашёл в комнату и, стоя у двери, спросил:

— Что за шум, драки нет? Чего вы ребёнку портите настроение в такой день? Жанна, что ты опять не поделила с моей мамой?

— А что сразу я? — Жанна сделала удивлённое лицо. — Посмотри, что твоя мама подарила нашему сыну. Я считаю, такие игрушки Павлику не нужны. Лучше бы она подарила что-то полезное для школы. Да хоть бы глобус, например.

Вера Сергеевна хмыкнула и многозначительно посмотрела на сына. А Владимир тяжело вздохнул, мельком глянул на этого злополучного робота и попытался успокоить жену.

Брошь в виде бабочки -2