Найти в Дзене
Кино и образ

Костюмы сериала "Хроники русской революции". Художник по костюмам Дмитрий Андреев

Автор: Ирина Жигмунд
Самый громкий тв-проект этой осени - 16-серийная эпопея А. Кончаловского "Хроники русской революции". Поражает огромное количество персонажей выдуманных и реальных, разброс по времени и съемка 12-тью камерами одновременно. Я попросила рассказать об этой масштабной работе художника по костюмам Дмитрия Андреева. "Было заявлено, насколько я помню, 355 персонажей, как главных, так и второстепенных, как придуманных, так и известных исторических личностей. Наша костюмерная команда была разбита на 3 сегмента: я руководил всем персонажным отделением и у меня было 2 ассистента, у которых было по костюмеру. Константин Мазур – второй план и массовка, у него было под его началом 3 костюмера. И еще был военный департамент, который возглавлял вообще-то ассистент, но в титрах он значится как художник по военному костюму - это на совести продакшена, и ему помогали еще 2 костюмера. Ну и мы брали дополнительных костюмеров на большую массовку. Самая большая массовка была 700 человек,

Автор: Ирина Жигмунд
Самый громкий тв-проект этой осени - 16-серийная эпопея А. Кончаловского "Хроники русской революции". Поражает огромное количество персонажей выдуманных и реальных, разброс по времени и съемка 12-тью камерами одновременно.

Я попросила рассказать об этой масштабной работе художника по костюмам Дмитрия Андреева.

кадр из сериала "Хроники русской революции"
кадр из сериала "Хроники русской революции"

"Было заявлено, насколько я помню, 355 персонажей, как главных, так и второстепенных, как придуманных, так и известных исторических личностей.

Наша костюмерная команда была разбита на 3 сегмента: я руководил всем персонажным отделением и у меня было 2 ассистента, у которых было по костюмеру. Константин Мазур – второй план и массовка, у него было под его началом 3 костюмера. И еще был военный департамент, который возглавлял вообще-то ассистент, но в титрах он значится как художник по военному костюму - это на совести продакшена, и ему помогали еще 2 костюмера. Ну и мы брали дополнительных костюмеров на большую массовку. Самая большая массовка была 700 человек, не считая персонажей.

Помощницы Дмитрия Андреева. Фото из архива Д. Андреева
Помощницы Дмитрия Андреева. Фото из архива Д. Андреева

Режиссер Андрей Сергеевич Кончаловский [Дмитрий работал с ним на фильмах "Рай" и "Грех"] хотел, чтобы костюма "не было видно": чтобы все было органичное, все было мятое, потому что он считал, что даже какие-то партийные бонзы должны были быть помятыми. Я начал ему на пробах показывать каких-то персонажей в костюмах из подбора, и он воскликнул: «Почему все такие утюженные – глаженные?!» Мы, конечно, принялись для виду все фактурить, хотя вещи все были старые, ношенные, в основном со склада Мосфильма. Может, на моих фотографиях это было не заметно, но в фильме видно, что они все они не с иголочки.

С Юрой Борисовым было одно удовольствие работать, сначала я не очень понимал, как он впишется в жандармскую форму, но как только он входил в кадр, все сомнения тут же исчезали, он отлично оправдывал каждый мой предмет, вписывался в каждый костюм. А переодевался он у нас довольно часто. Форму мы ему конечно сшили, как и всему его окружению, начальству, а что касается штатского костюма, у него были сшитые и даже подлинные вещи начала ХХ века, которые он носил весьма достойно.

Актер Юрий борисов в роли Михаила Васильевича Прохорова, начальника особого отдела полиции по охране общественного порядка
Актер Юрий борисов в роли Михаила Васильевича Прохорова, начальника особого отдела полиции по охране общественного порядка

Начинали мы подготовку достаточно плавно. Сначала к нам в большом количестве шли актеры и не актеры, похожие на каких-то исторических персоналий, некоторые из которых должны были не раз переодеваться, поскольку действие фильма начинается в 1905 г, а заканчивается в 1924-м, и бегут не только года, но меняются ситуации.

Лена Грицкевич с киностудии Горького шила почти всего Ленина (актер Евгений Ткачук). Мы сделали ему толщинку под костюмы, но потом пришлось ее убрать по просьбе актера - она сдерживала темперамент персонажа.

Актер Евгений Ткачук в роли Ленина. Фото из архива Д. Андреева
Актер Евгений Ткачук в роли Ленина. Фото из архива Д. Андреева

Отдельно хочется рассказать про решение образа Ариадны Славиной (актриса Юлия Высоцкая)

Мы долго к ней примеривались. Я не очень понимал, в какую сторону идти. Вызывали Юлю несколько раз и мерили какие-то вещи из моей костюмерной, из костюмерной Мосфильма. И тем самым искали на ощупь ее образ.

пробы костюма актрисы Юлии Высоцкой в роли Ариадны Славиной. Фото из архива Д. Андреева
пробы костюма актрисы Юлии Высоцкой в роли Ариадны Славиной. Фото из архива Д. Андреева

Когда мы узнали, какая у нее будет прическа, то стало понятно, что к этой непослушной голове напрашиваются достаточно вольные комплекты. В итоге, она у нас носила много мужских вещей из подбора (жилеты и пальто).

кадр из сериала "Хроники русской революции"
кадр из сериала "Хроники русской революции"

Когда понадобились вечерние туалеты, на примерку приехал Андрей Сергеевич. И в какой-то момент он воскликнул: «Она же снобка!». И мы стали отстраиваться от этой фразы, делать героиню над ситуацией, выделять ее среди общего бытового фона, уходить чуть вперед по моде: например, в 1905 году она может носить какие-то вещи вне того времени или вне ее пола. В 1910-е она у нас носит уже 20-е и 30-е гг. какие-то свободного кроя вещи, спадающие с плеча, какие-то фактуры тяжелые, вялые.

кадр из сериала "Хроники русской революции"
кадр из сериала "Хроники русской революции"

Она появилась у нас точно по моде 1905 года только в сцене, когда приходит на беседу с Прохоровым. Там она с модной шляпке и пальто, скроенном по лекалам того времени (тоже шила Лена Грицкевич). Но и только. Дальше Юля сопротивлялась любым головным уборам, и я понимаю - ей хотелось выделить таким образом свою героиню.

кадр из сериала "Хроники русской революции"
кадр из сериала "Хроники русской революции"

По поводу других персонажей - Андрей Сергеевич требовал только, чтобы они были похожи на свои прототипы. Но нам еще было важно выстроить целую их линию, нужно же было учитывать смену характера: кто-то становится жестче, кто-то мягче…

Лев Троцкий (актер Николай Куглянт)
Лев Троцкий (актер Николай Куглянт)

Поскольку мода с 1905 по 1924 г постоянно менялась по линиям, силуэтам, а нам надо было показывать на улице одну и ту же массовку, то мы в основном переодевали женщин. Так, для сцены на парижском вокзале в начале 1910-х мы даже заказали 13 широкополых шляп из соломки у Лены Юриной. К тому времени я купил целую коробку подлинных искусственных цветов того времени и ими оформили шляпы. Потом я эти шляпы еще использовал где-то до 1915-го года. А на первый план мы сшили несколько пальто разного кроя: на 1905 г – одни формы, на 1910 – другие. А на 1920-е пальто-кокон нам было проще найти в костюмерной Мосфильма.

Мужские же костюмы могли использовать в начале века и их же в 20-е гг, тут мода мало менялась, носили котелки, шляпы и летом канотье, в сценах 1920-е гг. мы не использовали только цилиндры.

кадр из сериала "Хроники русской революции"
кадр из сериала "Хроники русской революции"

Иногда режиссер звонил ночью и просил на утро одеть дополнительное количество массовки, и я позволял себе с этим не согласиться, потому что понимал, что одеть всех хорошо за такой срок невозможно - мы снимали 12-тью камерами, было видно абсолютно всё, ничего не скроешь. Он грозил отменить съемку, я говорил «Отменяйте. Лучше так, чем мы будем потом краснеть, когда увидим плохую массовку на экране».

кадр из сериала "Хроники русской революции"
кадр из сериала "Хроники русской революции"

Еще один интересный момент. Изначально сериал задумывался черно-белым, но мы приняли решение, что подстрахуемся, и будем делать костюмы черно-белыми и в сепии - если вдруг оно станет цветным, чтобы не пестрило. Так оно и произошло.

Кончаловский любил повторять: «Ты - художник и ты будешь за это отвечать». И это правда.