Найти в Дзене

Архитектурное многообразие: существующие святыни и утраченные образцы.

Я собрала потрясающую коллекцию культовых сооружений России! От завораживающих мечетей Чечни до древних церквей Золотого кольца, от удивительных храмов Поволжья и Сибири до благородных кирх Калининграда и грандиозных соборов Петербурга — каждый объект по‑своему уникален и прекрасен.

Знаменская церковь (Дубровицы).
Знаменская церковь (Дубровицы).
Санкт-Петербургская соборная мечеть.
Санкт-Петербургская соборная мечеть.

Архитектурные памятники, вне зависимости от религиозной принадлежности, придают городу особый шарм. В Татарстане, например, гармонично сочетаются минареты и золотые купола, а готические храмы везде привлекают внимание — они эффектно смотрятся на фотографиях и нередко становятся декорациями в кино.

Католический храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара).
Католический храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара).
Майкопская соборная мечеть.
Майкопская соборная мечеть.

Случается, что храм утрачивает своё прежнее великолепие. Если село, где он располагался, перестаёт существовать или происходят иные горестные события, здание неизбежно приходит в запустение. Ранее я уже описывала ряд интересных заброшенных храмов, а сегодня дополню этот список новыми примерами: от широко узнаваемого храма из сериала «Жуки» до тихого, почти забытого храма в селе Климово.

-5

Калужская область, храм Николая Чудотворца в Нижних Подгоричах. Возведённый XIX веке храм ныне пребывает в запустении. Именно он является «визитной карточкой» нашумевшего сериала.

Храм был построен в 1863 году в стиле эклектики. Это было деревянное здание, освящённое в честь Николая Чудотворца. В 1907 году храм был перестроен на средства купца Константина Иванова. Новое здание стало кирпичным, двухэтажным, с шатровой колокольней и небольшим переходом. Церковь отличалась декоративной кладкой с арочной тематикой, над центральным входом был установлен кирпичный навес. Внутреннее убранство было изысканным.

Судьба в XX веке: закрытие и разрушение (1935 год). Храм был закрыт, верхние ярусы разрушены, а здание частично разграблено. По некоторым данным, оно использовалось как склад. Где-то в 60-е годы в храм ударила молния, кровля загорелась, из-за высоты пожар не удалось потушить.

-6

Заброшенная церковь преподобного Сергия Радонежского (Михаило-Архангельского) в Городково, Московская обл.

-7

Здесь все сложно, это часть истории Михаило-Архангельского храма, который в настоящее время пытаются восстановить.

В 1892–1894 годах по проекту архитектора Н. П. Маркова был построен кирпичный храм в псевдорусском стиле. Это единственная сохранившаяся работа Маркова в Подмосковье; другие его храмы были разрушены в советское время. Церковь квадратная в плане, с тремя гранёными апсидами и трёхъярусной колокольней, соединённой с храмом небольшой пристройкой. Освящена в честь Архангела Михаила в 1913 году после росписи стен. Имела два придела: Сергия Радонежского и Казанской иконы Божией Матери.

В 1930-е годы храм закрыли, и в нём разместили колхозный склад. Во время немецкой оккупации 1941–1942 годов церковь использовалась как место сбора молодёжи перед отправкой в Германию. После войны здание продолжало использоваться колхозом под хозяйственные нужды.

Были попытки вернуть храм, но к 2000 году он находился в полуразрушенном состоянии: отсутствовала кровля, обрушились своды, были разрушены стены, территория заросла деревьями.

-8

Из-за ошибки при регистрации в Министерстве юстиции он получил название «Сергиевский» и только через 20 с лишним лет храму и приходу вернули историческое название — Михаило-Архангельский. В настоящее время ведутся работы по восстановлению, а службы проводятся во временном вагончике.

-9

Церковь Богоявления Господня в Уславцево, Ярославская область.

1806 год, рядом деревенское кладбище, есть могилы прямо во дворе храма. Небольшие намёки на реставрацию, сам храм на тот момент был закрыт.

-10

В селе Климово Торжокского района Тверской области стоит заброшенная Благовещенская церковь. Это каменное здание в стиле барокко появилось здесь в 1765–1770 годах благодаря финансированию помещика И. Е. Шишкова и местных жителей.

-11

Судьба храма сложилась трагично: в 1930‑х годах его закрыли и разорили. Сегодня церковь представляет собой печальное зрелище. Кровля прогнила, перекрытия рухнули, кирпичная кладка осыпается. Но даже в запустении храм хранит отголоски былого величия: на стенах едва различимы росписи конца XIX века, а в пространстве интерьера угадываются очертания старого иконостаса.

-12

Не имеет значения, куда обращена наша вера — к Богу, к науке или к собственной силе. В конечном счёте суть не в убеждениях и не в системах взглядов, а в умении замечать красоту вокруг.

Архитектурное наследие — словно книга, написанная камнем. Арки, фасады, лепнина — каждый элемент хранит память о минувших эпохах, воплощает мечты и устремления тех, кто жил задолго до нас.

А руины, фрагменты забытых строений — вовсе не безмолвные обломки. Это приглушённый голос времени, который доносится до чуткого сердца. Он рассказывает о былом величии, о хрупкости человеческого творения, о неумолимом течении жизни.

Церковь Святого Павла (Владивосток). Евангелическо-лютеранский храм.
Церковь Святого Павла (Владивосток). Евангелическо-лютеранский храм.

И величественные соборы, и полуразрушенные стены — всё это по‑своему прекрасно. За внешними формами скрывается нечто большее: извечное стремление человека к совершенству, поиск равновесия и смысла. Это диалог прошлого с настоящим, где каждый камень становится словом в вечной истории человеческого духа.

Белая мечеть (Болгар).
Белая мечеть (Болгар).