Я собрала потрясающую коллекцию культовых сооружений России! От завораживающих мечетей Чечни до древних церквей Золотого кольца, от удивительных храмов Поволжья и Сибири до благородных кирх Калининграда и грандиозных соборов Петербурга — каждый объект по‑своему уникален и прекрасен.
Архитектурные памятники, вне зависимости от религиозной принадлежности, придают городу особый шарм. В Татарстане, например, гармонично сочетаются минареты и золотые купола, а готические храмы везде привлекают внимание — они эффектно смотрятся на фотографиях и нередко становятся декорациями в кино.
Случается, что храм утрачивает своё прежнее великолепие. Если село, где он располагался, перестаёт существовать или происходят иные горестные события, здание неизбежно приходит в запустение. Ранее я уже описывала ряд интересных заброшенных храмов, а сегодня дополню этот список новыми примерами: от широко узнаваемого храма из сериала «Жуки» до тихого, почти забытого храма в селе Климово.
Калужская область, храм Николая Чудотворца в Нижних Подгоричах. Возведённый XIX веке храм ныне пребывает в запустении. Именно он является «визитной карточкой» нашумевшего сериала.
Храм был построен в 1863 году в стиле эклектики. Это было деревянное здание, освящённое в честь Николая Чудотворца. В 1907 году храм был перестроен на средства купца Константина Иванова. Новое здание стало кирпичным, двухэтажным, с шатровой колокольней и небольшим переходом. Церковь отличалась декоративной кладкой с арочной тематикой, над центральным входом был установлен кирпичный навес. Внутреннее убранство было изысканным.
Судьба в XX веке: закрытие и разрушение (1935 год). Храм был закрыт, верхние ярусы разрушены, а здание частично разграблено. По некоторым данным, оно использовалось как склад. Где-то в 60-е годы в храм ударила молния, кровля загорелась, из-за высоты пожар не удалось потушить.
Заброшенная церковь преподобного Сергия Радонежского (Михаило-Архангельского) в Городково, Московская обл.
Здесь все сложно, это часть истории Михаило-Архангельского храма, который в настоящее время пытаются восстановить.
В 1892–1894 годах по проекту архитектора Н. П. Маркова был построен кирпичный храм в псевдорусском стиле. Это единственная сохранившаяся работа Маркова в Подмосковье; другие его храмы были разрушены в советское время. Церковь квадратная в плане, с тремя гранёными апсидами и трёхъярусной колокольней, соединённой с храмом небольшой пристройкой. Освящена в честь Архангела Михаила в 1913 году после росписи стен. Имела два придела: Сергия Радонежского и Казанской иконы Божией Матери.
В 1930-е годы храм закрыли, и в нём разместили колхозный склад. Во время немецкой оккупации 1941–1942 годов церковь использовалась как место сбора молодёжи перед отправкой в Германию. После войны здание продолжало использоваться колхозом под хозяйственные нужды.
Были попытки вернуть храм, но к 2000 году он находился в полуразрушенном состоянии: отсутствовала кровля, обрушились своды, были разрушены стены, территория заросла деревьями.
Из-за ошибки при регистрации в Министерстве юстиции он получил название «Сергиевский» и только через 20 с лишним лет храму и приходу вернули историческое название — Михаило-Архангельский. В настоящее время ведутся работы по восстановлению, а службы проводятся во временном вагончике.
Церковь Богоявления Господня в Уславцево, Ярославская область.
1806 год, рядом деревенское кладбище, есть могилы прямо во дворе храма. Небольшие намёки на реставрацию, сам храм на тот момент был закрыт.
В селе Климово Торжокского района Тверской области стоит заброшенная Благовещенская церковь. Это каменное здание в стиле барокко появилось здесь в 1765–1770 годах благодаря финансированию помещика И. Е. Шишкова и местных жителей.
Судьба храма сложилась трагично: в 1930‑х годах его закрыли и разорили. Сегодня церковь представляет собой печальное зрелище. Кровля прогнила, перекрытия рухнули, кирпичная кладка осыпается. Но даже в запустении храм хранит отголоски былого величия: на стенах едва различимы росписи конца XIX века, а в пространстве интерьера угадываются очертания старого иконостаса.
Не имеет значения, куда обращена наша вера — к Богу, к науке или к собственной силе. В конечном счёте суть не в убеждениях и не в системах взглядов, а в умении замечать красоту вокруг.
Архитектурное наследие — словно книга, написанная камнем. Арки, фасады, лепнина — каждый элемент хранит память о минувших эпохах, воплощает мечты и устремления тех, кто жил задолго до нас.
А руины, фрагменты забытых строений — вовсе не безмолвные обломки. Это приглушённый голос времени, который доносится до чуткого сердца. Он рассказывает о былом величии, о хрупкости человеческого творения, о неумолимом течении жизни.
И величественные соборы, и полуразрушенные стены — всё это по‑своему прекрасно. За внешними формами скрывается нечто большее: извечное стремление человека к совершенству, поиск равновесия и смысла. Это диалог прошлого с настоящим, где каждый камень становится словом в вечной истории человеческого духа.