Найти в Дзене

Иоганн Штраус и Музыкальный вокзал Павловска: русская глава в истории "Короля вальса"

Павловск XIX века - не просто загородный парк под Петербургом. Здесь играл сам Иоганн Штраус, звучали вальсы, и появилось новое слово - "вокзал". Середина XIX века в Российской империи, в воздухе витает дух новаторства. В стране строят первую железную дорогу, которая связала Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском. Когда в 1838 году в Павловске открыли конечную станцию, перед управляющим железной дорогой Францем фон Герстнером встала задача повысить рентабельность, а значит - сделать поездки по железной дороге более привлекательными для публики. У него родилась идея создать при станции не только вестибюль, а целый центр культуры и развлечений - "Музыкальный вокзал". В XVIII веке в Лондоне существовали знаменитые Vauxhall Gardens - место прогулок, концертов и фейерверков. Оттуда слово Vauxhall (Воксхолл) распространилось по Европе и стало обозначать развлекательный сад или павильон. По-русски - воксал. В "увеселительном воксале", пассажиры могли бы проводить день за чаем, ужином
Оглавление

Павловск XIX века - не просто загородный парк под Петербургом. Здесь играл сам Иоганн Штраус, звучали вальсы, и появилось новое слово - "вокзал".

памятник И.Штраусу в Павловске
памятник И.Штраусу в Павловске

От лондонских садов до павловского вокзала

Середина XIX века в Российской империи, в воздухе витает дух новаторства. В стране строят первую железную дорогу, которая связала Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском. Когда в 1838 году в Павловске открыли конечную станцию, перед управляющим железной дорогой Францем фон Герстнером встала задача повысить рентабельность, а значит - сделать поездки по железной дороге более привлекательными для публики.

У него родилась идея создать при станции не только вестибюль, а целый центр культуры и развлечений - "Музыкальный вокзал". В XVIII веке в Лондоне существовали знаменитые Vauxhall Gardens - место прогулок, концертов и фейерверков. Оттуда слово Vauxhall (Воксхолл) распространилось по Европе и стало обозначать развлекательный сад или павильон. По-русски - воксал.

Литография К. А. Шульца по рисунку И. Я. Мейера. 1845
Литография К. А. Шульца по рисунку И. Я. Мейера. 1845

В "увеселительном воксале", пассажиры могли бы проводить день за чаем, ужином и концертами. Здание, спроектированное архитектором Андреем Штакеншнейдером, назвали так - Воксал, по аналогии с лондонским садом. Здесь был ресторан, бальный зал, оранжерея и сцена для оркестра. Павловский Воксал быстро стал модным местом, куда из столицы приезжали целыми поездами: чтобы послушать музыку и потанцевать или просто провести вечер среди зелени парка. Со временем это название стало нарицательным. "Еду на воксал" - говорили петербуржцы, имея в виду и сам концертный павильон, и станцию. Так иностранное Vauxhall стало русским "вокзалом" - сначала для Павловска, а потом и для всех станций страны.

-3

Музыкальный вокзал - первая русская филармония

Павловский вокзал стал местом настоящей музыкальной культуры. С первых лет здесь играли оркестры - сначала под управлением Иосифа Германа, затем других дирижёров. Летом в Павловске собиралась вся петербургская публика, приезжала знать и даже члены царской семьи.

Одним известным павловским "дачником" был Фёдор Михайлович Достоевский.

"В Павловском вокзале по будням, как известно и как все, по крайней мере, утверждают, публика собирается „избраннее“, чем по воскре­сеньям и по праздникам, когда наезжают „всякие люди“ из города. Туалеты не праздничные, но изящные. На музыку сходиться принято. Оркестр, может быть действительно лучший из наших садовых оркестров, играет вещи новые. Приличие и чинность чрезвычайные, несмотря на некоторый общий вид семейственности и даже интим­ности. Знакомые, все дачники, сходятся оглядывать друг друга. Многие исполняют это с истинным удовольствием и приходят только для этого; но есть и такие, которые ходят для одной музыки. Скандалы необыкно­венно редки, хотя, однако же, бывают и в будни, но без этого ведь невозможно".
Федор Достоевский. "Идиот". 1869 год
вокзал
вокзал

К середине века здание несколько раз перестраивали: добавляли зал, увеличивали сцену, расширяли оркестр. Постепенно Павловск стал первым в России постоянным концертным залом для симфонической музыки. Сюда приезжали дирижёры и композиторы, здесь звучали произведения Глинки и Чайковского, а в 1856 году началась новая эпоха - на сцену вышел Иоганн Штраус.

Штраус в Павловске

Весной 1856 года молодой, но уже знаменитый, Иоганн Штраус-сын получил приглашение от Царскосельской железной дороги провести летний сезон концертов в Павловске. Контракт был щедрым - 22 000 рублей и оркестр из сорока двух музыкантов, по тем временам -роскошь.

-5

6 мая 1856 года состоялся его первый концерт под Петербургом. Публика была в восторге: газеты писали, что "каждая сыгранная пьеса вызывала бурю аплодисментов". На выступления Штрауса приезжали целыми поездами - иногда зрителей было столько, что им приходилось ночевать в Павловске: последний состав уже уходил, а публика не отпускала дирижёра со сцены. По-русски композитора называли Иван Страус.

афиша о концерте Штрауса
афиша о концерте Штрауса

Надо сказать, что самое первое выступление, его дебют, состоялся на несколько дней раньше - у великого князя Николая Константиновича, во время бала в Мраморном дворце. Музыкант получил в награду перстень с рубином и бриллиантами.

Штраус провёл в Павловске десять сезонов подряд, с 1856 по 1865 год. Здесь он не только дирижировал, но и писал музыку - лёгкие вальсы и польки с русскими мотивами: "Нева", "В Павловском парке", "Петербургская кадриль". В его программах всё чаще звучала русская музыка - Глинка, Серов, ранний Чайковский.

История одной любви

Павловск запомнился Штраусу не только гонорарами и овациями. Здесь он познакомился с молодой женщиной - композитором и певицей Ольгой Смирнитской. Говорят, что сначала она посылала ему анонимные записочки с букетами, подписывая записки "Незнакомка". Официально знакомство началось с музыкального вечера у князя Сологуба, и вскоре Иоганн влюбился без памяти. Он включал её романсы в программы концертов, писал ей письма и просил руки у родителей.

-7
«Ольга! Возьми же мое сердце!.. С сегодняшнего дня я живу только надеждой не покидать тебя никогда, принадлежать тебе,.. мое обожаемое дитя».
Из переписки.

Но семья Смирнитских была против брака с иностранцем, ещё и недворянского происхождения. Штраус покинул Россию, через несколько лет он узнал, что Ольга вышла замуж за другого, да и сам он женился. Один из его вальсов назван "Прощание с Петербургом", да осталась полька "Ольга".

Ещё несколько раз возвращался Иоганн в Россию, выступая с концертами в переполненных залах. А Ольга... счастливо жила замужем.

Памятник Штраусу у Павловского дворца

В память о Павловских концертах Штрауса в Павловске установили памятник композитору. Открыли его 12 июля 2003 года у входа в парк (в районе так называемых "Пяти углов"). Это практически точная копия памятника Штраусу в венском Штадтпарке. Композицию подарила России Австрия, к 300-летнему юбилею Петербурга.

памятник в Павловске
памятник в Павловске
памятник в Вене
памятник в Вене

Судьба вокзала и его будущее

Во второй половине XIX века здание вокзала не раз перестраивали и расширяли. Однако во время Великой Отечественной во.йны вокзал был полностью разрушен и вскоре заброшен. Тем более, что уже было новое здание (где оно находится и сейчас).

-10

Сегодня от "музыкального вокзала" остался лишь фонтан-фонарь и здание вокзальной кухни, на месте здания вокзала размещён памятный камень.

Впрочем, есть и хорошие новости: к 250-летию Павловска (2027 год) запланировано воссоздание Музыкального вокзала по историческим чертежам.