"Норманны пытались захватить равнину близ прекрасной церкви Сен-Жермен,"- не дословно, но примерно так пишет монах Аббон в своих хрониках осады Парижа в 885-887 гг. Вероятно, эта равнина близ церкви - это довольно обширный тогда луг Пре-о-клер, Луг клириков. Клириками могли быть базоши, если правда, что на этом лугу их король проводил смотр своих поданных. Или могли быть студенты Университета, которые избрали луг местом для своих отдыха и развлечений, не только тревожа монахов, но вызывая споры между аббатством и Университетом, а иногда и кровавые побоища.
Например, в 1278 году аббат возвел стены, препятствующие свободному проходу на луг, толпы "недисциплинированных, склонных к ссорам и стычкам" студентов явились, чтобы снести их. Аббат велел звонить в колокол. "Монастырских" тоже набралось немало, начался практически бой, в котором точно погибло несколько студентов. И похожих споров по поводу этого луга было еще немало. Позднее он стал местом проведения дуэлей, тут Дюма нам не наврал.
Дальше особенно интересно, потому что этот, ну бывший, да, объект столицы мало известен, вроде исчез и все, да и просуществовал совсем недолго. Вероятно в 1607 г. Маргарита Валуа приобрела участок на Пре-о-Клер и приступила к строительству наконец своего жилища, дворца, состоящего из трех павильонов, соединенных галереями, часовни и парка. Никаких сведений не нашлось о том, как внутри был устроен дворец, как украшен, как королева там доживала свой век. Она завещала его Людовику XIII, который решил снести его почти сразу после смерти первой жены отца. Отель продали, участки поделили, построили новые отели для новых владельцев, части которых можно сегодня разглядеть на ул. Сены (L’hôtel de Vassan №№ 2-4, L’hôtel de Garsanlan №№6-8). О королеве же не говорит даже ни одна информационная табличка.
Но сохранилась ее часовня, причудливой для того времени 8-гранной (или 6-ти) формы. Вы ее не увидите, по милой парижской традиции она спрятана за домами на внутренней территории Школы изящных искусств, что открылась в бывших садах королевы в 1817 г., но тоже не на пустом месте. Маргарита, когда жила здесь основала еще по соседству монастырь Малых августинцев, которые довольно быстро отстроились, к 1619 г. примерно. Часовня была интегрирована в их помещения.
После революции, когда монахов выгнали, их здания послужили хранилищем для музея, порожденного этой революцией (в плохом смысле). Сюда свозились памятники уцелевшие, спасенные от вандалов, те, что удавалось отбить у толпы, включая даже останки королей, которые назначенный директором художник Александр Ленуар буквально вырывал из рук, когда присутствовал при разграблении гробниц Сен-Дени. Музей пользовался большим успехом с момента открытия в 1795. Наполеон наградил Ленуара орденом Почетного легиона, но тот потом, при Реставрации, в 1816 г. болезненно воспринял ликвидацию своего детища.
Ну а Школа изящных искусств, преобразовывая под свои нужды со временем соседские особняки, получая новые здания, амфитеатр, дворы, мастерские, работает по сей день. Со стороны улицы Бонапарт, где главный вход и главный двор находится элемент фасада из замка Ане, построенного для Дианы де Пуатье. Его тоже Ленуар спас.
Мы же помним, что все это было территорией аббатства Сен-Жермен де Пре? С другой стороны от церкви Сен-Жермен-де-Пре, не со стороны бульвара, проходит маленькая улочка Аббатства, она новая для Парижа, ок. 1800 года проложена, пока ее строили как раз многие постройки аббатства и посносили, но туда, кроме старинных фасадов церкви, к которым лепятся небольшие домики, занятые предприятиями, совсем не относящимися к католической церкви, вроде салона мебели, с чьих невысоких крыш спускаются виноградные лозы, выходит еще серьезное здание аббатского дворца. Дворец этот был построен в самом конце XVI века, для тогдашнего аббата- кардинала Бурбона, того, что проводил церемонию бракосочетания Маргариты и Генриха, его дядя и претендент на трон. Во дворец не попасть, там какой-то католический институт, но пару лет назад делали чудо-чудное, летом во дворе открывали временный винный бар под деревьями и площадку для петанка.
Если повернуться спиной к дворцу, то нам откроется небольшая ул. Фюрстенберг, по имени следующего настоятеля аббатства, одно из самых живописных парижских мест, которое не так то просто найти, т.е даже если знаешь про него, мы часто не с первого раза выходили на эту крошечную площадь с четырьмя деревьями и старинным фонарем, окруженную небольшими симпатичными магазинами, вроде лавки пряностей. Ни одного кафе, представляете, посидеть приятно не выйдет, но место - очаровательное, весной деревья в сиреневых цветах, иногда на них вешают фонарики. Правда одно дерево спилили, падать собиралось.
То, что площадь эту не найти сразу - не удивительно, потому что адреса такого не существует, есть ул. Фюрстенберг, и в то же время удивительно, потому что на ней располагается очень важный парижский музей, в который можно попасть по билету Лувра (если в Лувр не ходили, то 9 евро) - музей-квартира Делакруа. Он сам ее спроектировал, построил мастерскую, снял ее из-за близости к церкви Сен-Сюльпис, росписью которой он занимался, провел в здесь последние годы. И даже если вам вдруг нет дела до Делакруа, то попасть в эту квартиру середины XIX века с садом - отдельное удовольствие.
После смерти Делакруа в этом же здании делили мастерскую Ф. Базиль и К. Моне, который написал здесь свой "Завтрак на траве". Все эти здания- постройки аббатства, в здании музея находились службы дворца, конюшни, на верхних этажах жила прислуга.
Напоминания об аббатстве еще можно найти на ул. Жакоб, там примерно в районе д. 19 был лазарет, и на ул. Эшоде. Тут занятная и вот честно, не слишком убедительная, ИМХО, история. Эшоде вообще это вид изделия из теста, технология приготовления которого предусматривает ошпаривание кипятком перед выпечкой (échaudé - ошпаренный), рецепты по регионам разные были, но форма чаще всего треугольная, так вот, предположительно, улица названа так, потому что небольшой участок ее с группой домов имел, да и до сих пор имеет, такую треугольную форму. Вот такое объяснение, да. Так вот тут вы найдете остатки ограды аббатства.
Ну вот аббатство мы на этом покинем, но в VI округе остается еще пара сюжетов. А в телеграм- другие истории, например, про брассри "Lipp" или про Двор дракона.