В протокол могут вписать не то нарушение правил, которое было на самом деле. А могут и вовсе привлечь к ответственности незаконно. На этот случай нужно знать, что внести в протокол, чтобы избежать незаслуженного штрафа и уж тем более, не лишиться прав. Полицейский протокол ошибочно воспринимается как односторонний документ, который исходит от должностного лица. Это не так! В протоколе есть целый раздел для внесения сведений от водителя и, вообще, от любого гражданина. В подавляющем большинстве случаев этот раздел остается пустым.
В этой статье пять главных фраз, которые должны оказаться в протоколе, если должностные лица Госавтоинспекции ошибаются или поступают не честно. А также, важная информация о том, в каких случаях инспектор ДПС выносит постановление сразу, на месте событий, а в каких начинает составлять протокол, а к постановлению переходит позже или вообще не выносит постановление. И самое главное, что предпринять после окончания административной процедуры?
В любом случае, перед тем, как добавить свой комментарий в протокол, необходимо внимательно посмотреть, что написал инспектор. Верно ли изложены реальные факты? По закону, в протокол вносятся обязательные сведения: дата составления, время, место, статья, которая предусматривает ответственность за нарушение, данные полицейского и водителя, наличие свидетелей и другая информация.
Если в протоколе не хватает обязательных сведений, которые должен внести инспектор, в дальнейшем появляется основание для обжалования нарушения из-за несоблюдения процедуры привлечения к ответственности. Человек, которого привлекают к ответственности имеет полное право написать свою версию событий в разделе «Объяснения привлекаемого лица».
Первая запись
Если нарушения ПДД действительно не было или оно сомнительное, в протокол записываем фразу «с нарушением не согласен». Причину несогласия можно указать сразу, если она явная или оставить комментарии на потом, для обжалования. В любом случае, факт несогласия с нарушением будет зафиксирован. Это поможет в дальнейшем отменить незаконный протокол.
Вторая запись
Обязательно указываем в протоколе, если в машине работал видеорегистратор или есть свидетель. Достаточно вписать в протокол фразу «Имеется видеозапись события» или, если речь идет о свидетеле, нужно зафиксировать протоколе его фамилию с комментарием, что он видел спорный инцидент на дороге. Для себя нужно записать телефон свидетеля, если это был ранее незнакомый человек.
Когда в протоколе уже указано о видеозаписи, намного проще в будущем заявить в суде о приобщении видео к материалам дела и его просмотре на судебном заседании. Нужно учесть, что достаточно часто суды отказывают в просмотре записи, если не соблюдены все формальности или в протоколе не было сведений о видеозаписи.
Третья запись
В кодексе об административных правонарушениях есть четкое требование разъяснить права привлекаемому к ответственности лицу. Перечень этих прав указан в КоАП РФ и все они должны быть озвучены перед составлением административных материалов. Если сотрудник ДПС решил сэкономить время и не зачитал всю положенную информацию водителю, в протоколе указываем, «Мои права мне не разъяснили».
Четвёртая запись
Когда инспектор остановил в другом регионе, особенно, если это далеко от дома, необходимо сделать запись «Требую рассмотрения по месту жительства». Ездить в суд в другой город вряд ли захочется. Причём иногда в суд или к руководителю отдела Госавтоинспекции нужно являться даже в случае, если протокол не был обжалован.
По некоторым нарушениям ПДД РФ инспектор не может вынести постановление на месте. У него просто нет таких полномочий. Он составляет протокол, где фиксируются основные сведения о событии. А постановление, в котором предусмотрено административное наказание, составляется позже.
Например, назначить штраф водителю за разговор по телефону во время движения, может только руководитель отдела Госавтоинспекции. Инспектор ДПС составляет протокол на месте и направляет водителя для дальнейшего вынесения постановления к своему начальнику в определенную дату. И если не было заявления о рассмотрении дела по месту жительства, в назначенную дату придётся ехать к руководителю местной ГАИ в другой город.
Пятая запись
Эта фраза актуальная для большинства водителей. В протокол нужно внести запись о том, что требуется юридическое содействие. Причем, не лишним будет это записать, даже если есть юридическое образование. В случае с административной ответственностью в первую очередь важны наработки и опыт в этой специфичной сфере.
Это были основные фразы, которые должны оказаться в протоколе. Если нарушение правил не было или оно спорное. При наличии записей в протоколе обжаловать штраф или лишение прав в дальнейшем будет намного легче. Для того, чтобы добиться отмены незаконного наказания нужно своевременно обжаловать действия должностного лица. Про обжалование выходил отдельный ролик на этом канале.
Штраф можно обжаловать онлайн без длительных поездок в подразделение ГАИ. Если речь идет о лишении прав, рассмотрение дела будет проходить в суде. Для защиты своих прав на судебных заседаниях все же лучше присутствовать.
В статье уже шла речь о том, что у инспектора не всегда хватает полномочий, чтобы вынести постановление на месте, поэтому он составляет только протокол. А итоговый акт выносит суд или руководитель подразделения. В случае, если нарушение правил позволяет инспектору вынести постановление на месте, он имеет право составить его сразу, но только в том случае, если гражданин согласен с нарушением. Если такого согласия нет, сначала составляется протокол и только затем, на его основе выносится постановление. Оба документа составляются друг за другом на месте событий.
Поэтому, при спорности нарушения нужно сразу заявить сотруднику ГИБДД о своем несогласии, чтобы была возможность внести информацию в протокол. Иначе сделать запись о своей версии событий будет затруднительно из-за того, что протокола не было изначально. А постановление не предполагает внесение каких-либо записей от водителя.
В разделе Премиум канала «Держитесь правее» вышло видео о серьёзных рисках для бизнеса в онлайн пространстве, в том числе для продавцов на маркетплейсах. Подписка на Премиум даёт доступ и к другим эксклюзивным видео на юридическую тематику в разных сферах права. В том числе, к роликам с нестандартным авторским освещением громких судебных процессов. В Премиум нет рекламы.
Статьи и видео о правовом аспекте дорожного движения и автомобилях по-прежнему выходят на канале в открытом доступе.
Автор статьи: Владислав Татаринов