Найти в Дзене
Посматривай

Государев мастер Федор Конь

Федор Савельевич Конь, так звали главного архитектора, построившего Смоленский кремль в сжатые сроки к 1602 году. Имя зодчего было написано в Указе царя Федора Иоанновича от 15 декабря 1595 года о строительстве укреплений в Смоленске на границе Московского государства. В Указе князю Василию Звенигородскому, Семену Безобразову, дьякам Постнику Шипилову и Нечаю Перфирьеву, «да городовому мастеру Федору Савельеву Коню» предписывалось спешно отправиться строить «Государеву вотчину город Смоленск каменой». Царский указ обязывал их по прибытии в Смоленск «наспех, не мешкая, с великим радением» установить объем и условия строительства, изыскать способы заготовки и доставки леса, камня, кирпича, извести. Материалы приказано «сметить и расписать подлинно, порознь, по статьям», после чего Федору Коню и дьяку Нечаю Перфирьеву доставить смету в Москву на высочайшее утверждение. Указом предусматривалось «где что делати, и сколь далече от города Смоленска, и сколько верст возити лес на сараи и дров

Федор Савельевич Конь, так звали главного архитектора, построившего Смоленский кремль в сжатые сроки к 1602 году. Имя зодчего было написано в Указе царя Федора Иоанновича от 15 декабря 1595 года о строительстве укреплений в Смоленске на границе Московского государства.

В Указе князю Василию Звенигородскому, Семену Безобразову, дьякам Постнику Шипилову и Нечаю Перфирьеву, «да городовому мастеру Федору Савельеву Коню» предписывалось спешно отправиться строить «Государеву вотчину город Смоленск каменой». Царский указ обязывал их по прибытии в Смоленск «наспех, не мешкая, с великим радением» установить объем и условия строительства, изыскать способы заготовки и доставки леса, камня, кирпича, извести. Материалы приказано «сметить и расписать подлинно, порознь, по статьям», после чего Федору Коню и дьяку Нечаю Перфирьеву доставить смету в Москву на высочайшее утверждение.

Указом предусматривалось «где что делати, и сколь далече от города Смоленска, и сколько верст возити лес на сараи и дрова к известному и кирпичному сжению, или где лес на сараи и на дрова близко в тех местах, где сараи делати и кирпичь и известь жечь, и как запасы возити в Смоленск, сухим ли путем или водным, и сколько верст».

Указом предусматривался контроль за расходованием отпускаемой на строительство казны, «чтобы в денгах кражи не было», и меры против коррупции, чтобы под страхом смертной казни «посулов не имали никто, ни у кого, и не корыстовались никто ничем никоторыми делы». Весной 1596 года на закладку крепости «нарочно для того послан» зять царя, боярин Борис Годунов.

В строительстве Смоленского «каменного города» участвовала вся страна. Как отмечает летописец, «делаши его всеми городами Московского государства». Борис Годунов повелел, чтобы «церквей каменных, и палат, и погребов, всяких каменных дел, и горшков, и кувшинов, и печей, и жерновов, и точил, и на гробы плит» не делали в Московском государстве никто и никак. Все материалы должны были идти в Смоленск. Такое значение придавали строительству укреплений на границе.

Камень и известь для строительства «возили из дальних городов всея земли». Для «Смоленского дела», помимо привлечения вольнонаемных рабочих, в государстве была проведена мобилизация каменщиков, кирпичников и даже горшечников. Москва всеми силами стремилась закончить строительство Смоленской крепости до истечения срока перемирия с Польшей.

Дело в том, что Ливонская война, которую вел Иван Грозный с 1558 года приняла затяжной характер. Польша и Московское государство в 1582 году договорились о перемирии. Иван Грозный начал укрепление западной границы, построил высокую деревянную крепость в Смоленске. Но военное дело не стояло на месте. Деревянная крепость не могла защитить страну. Было решено строить каменный кремль в самые сжатые сроки после смерти Грозного.

Архитектором стал Федор Конь, который уже прославился на всю страну строительством московского Белого города, крепостных стен и башен, окружавших столицу. О жизни этого великого мастера известно очень мало. Он родился в Болдине, там же в монастыре научился плотницкому делу. Уехал на заработки в Москву. Но подрался с заказчиком – опричником из Германии Штаденом. Спасаясь от царского гнева, бежал из России в Европу, где присоединился к артели строителей. Федора сперва высоко оценили, как сильного работника, не зря же его прозвали Конем. Позже, по мере обучения обнаружили в нем талант инженера и архитектора.

Почему Федор Конь решил вернуться в Москву?

Об этом в следующей истории.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить.