Тимофей вчера при мне подошёл к Анфисе и потянул руки к ее лицу. Анфиса завизжала. Оказывается, он вцепился ногтями ей в кожу. Остались царапины. Не было конфликта. Не было причины. Вот так неожиданно для всех.
Что могло произойти дальше? Анфиса со злости могла дать сдачи. Мы могли шлёпнуть Тимофея по попе. Но нет, ничего этого не произошло.
Тимофея перехватил папа. Я пожалела Анфису. Когда она успокоилась, подвели Тимофея показывать и объяснять, что он натворил. Не знаю, насколько понял он. Но всё это больше было устроено для Анфисы.
Она должна видеть, что можно обойтись без ответной агрессии. И в то же время понимать, что обидчику ничего не сойдёт с рук. Особенно важно всё это в отношениях с братом. Чтобы не допустить ревности и постоянных драк.
Я сама далеко не всегда могу правильно среагировать на разные ситуации. Иногда как накричу на детей. А потом мне становится стыдно. И я поступаю как взрослый человек, извиняюсь, объясняю, почему я так поступила. И живу дальше.
В глубине души всегда знаю, как нужно поступить. Если удается - чувствую прилив энергии и веры в себя. Нет - огромное чувство вины. На все требуется ресурс. Порой слышу из другой комнаты крики, даю себе полминуты: выдыхаю, настраиваюсь на нормальную реакцию. Не срыв, не крик. Обсудить, что произошло.
Анфиса уже взрослая, всё видит. Копирует. Нужно держать себя в руках. Нужно показать ей, как можно себя вести. Процесс не быстрый. Очень трудоемкий. Гораздо проще всех отшлепать и расставить по углам. Наказать. Прикрикнуть. Так быстрее. Но совершенно не эффективнее.
Анфиса в следующий раз не даст сдачи Тимофею не из-за страха наказания. А потому что после сотого повторения поймет, что он пока маленький. И можно рассказать о своих печалях маме. И мама придумает, как решить эту проблему.
Моя дочь в свои пять лет многое понимает. Не каждый взрослый может сказать: "Я сейчас очень злюсь, не подходите ко мне". А она может. Сейчас мы учимся сопереживанию. Видеть чужую боль. Помогать с ней справиться.
Всегда есть выбор. Остаться на месте или расти вместе с ребёнком: Учиться чувствовать злость и знать, что с ней делать. Тормозить агрессию и давать ей правильный выход. Понимать истинную причину истерик у ребёнка и объяснять ему самому, что происходит. Сложно, конечно, но кто говорил, что дети - это просто?
Сейчас вообще обстановка у нас напряжённая. Тимофей очень плаксивый. Устаёт. Всё таки ходит в садик, прошел уже месяц.
Анфиса не видит этого. Бегает, прыгает, заигрывает его до состояния, когда он обо всё спотыкается от усталости. Очень тяжело ей объяснить, что они разные. И такой объем внутренней энергии есть не у всех.
Сегодня оставила Тимошу в слезах. Обычно он всегда машет мне ручкой с улыбкой на прощание, когда я ухожу на тренировки. А сегодня не хотел меня отпускать, плакал и просил маму.
Пришла домой, папа поведал о последних новостях. В основном жаловался на плохое поведение Анфисы. Может, скажу ужасные вещи для кого то.
На призывы к порядку обзывала папу плохими словами. Била его рукой по ноге. Смяла бумагу с футболистами, которую папа подготовил для изучения.
Когда я пришла домой, Анфиса уже сидела печальная. Проговаривая все эти вещи, видно было, что ей стыдно. Пыталась обещать папе, что больше так не будет. Папа у нас в такие глупости не верит, сказал, чтоб доказала делом: для начала спокойно пошла почистила зубы и легла спать самостоятельно.
Как видите, не всё у нас так гладко. Касаемо ее поведения. У нее стало два выходных от секций посреди недели. Энергии некуда вылиться, и она начинает беситься. Сегодня был неблагоприятный для этого день с точки зрения состояния Тимофея. Вот и не смогли справиться.
Это, конечно, не оправдывает ее плохие слова и поступки. Поговорим об этом завтра.