Найти в Дзене
По ту сторону книги и театра

За что вы любите балет, но не признаётесь в этом даже самим себе

Что вы выберете? Оперу или балет? Не знаю, насколько это справедливо, но большинство по статистике отвечают: балет. Напишите в комментариях, что выбрали вы - так мы соберем свою статистику. Но почему нас так привлекает балет? Почему завораживают балерины в пачках? Неземные отточенные движения? Дело в красоте? В торжестве над бренным телом? А может, нас завораживают те усилия, тот адский труд, что вынуждены сложить к ногам зрителей артисты балета (изувеченные пальцы, изнурительные тренировки, вечная диета)? Безусловно, всё это... плюс кое-что из нашего прошлого. А что - сейчас разберёмся. Наши древние предки танцевали не просто так. Танец служил молитвой, заклинанием, горячей просьбой, ритуалом. Люди пытались выпросить дождь или, напротив, солнечную погоду, чтобы не засох или не сгнил урожай, просили Богов послать добычу: рыбу в море или зверя в лесах. Просили об удаче, молили об излечении. Каждое движение имело смысл, конкретное значение, в движениях не было ничего случайного. Людовик
Оглавление

Что вы выберете? Оперу или балет? Не знаю, насколько это справедливо, но большинство по статистике отвечают: балет. Напишите в комментариях, что выбрали вы - так мы соберем свою статистику.

Но почему нас так привлекает балет? Почему завораживают балерины в пачках? Неземные отточенные движения? Дело в красоте? В торжестве над бренным телом? А может, нас завораживают те усилия, тот адский труд, что вынуждены сложить к ногам зрителей артисты балета (изувеченные пальцы, изнурительные тренировки, вечная диета)?

Безусловно, всё это... плюс кое-что из нашего прошлого. А что - сейчас разберёмся.

Священные корни танца

Наши древние предки танцевали не просто так. Танец служил молитвой, заклинанием, горячей просьбой, ритуалом. Люди пытались выпросить дождь или, напротив, солнечную погоду, чтобы не засох или не сгнил урожай, просили Богов послать добычу: рыбу в море или зверя в лесах. Просили об удаче, молили об излечении.

Каждое движение имело смысл, конкретное значение, в движениях не было ничего случайного.

-2

Людовик XIV, Король-Солнце, выходил танцевать балет в образе небесного светила, и снова все подданные понимали, что к чему. Жрец превратился в монарха, а Храм - в театр.

И наш мозг продолжает считывать символы и искать в них смысл и сейчас. Именно так мы понимаем без слов, что за историю нам рассказывают через танец. Как безмолвный набор пируэтов, па, грант-батманов, плие, релеве вызывает у нас не просто восхищение мастерством артистов, а слёзы или радость.

-3

Танцевальная геометрия

При большом желании и любви к теориям заговоров мы можем связать балет с мистикой и сейчас, например, рассмотреть основные позиции ног в привязке к стихиям. Но мы не будем этого делать.

Но всё вот нога танцора очерчивает круг, круг времени - и зал прекрасно всё понимает.

Сидя в зале, зрители невольно задаются вопросом: а действует ли на танцоров гравитация? Прыжки же всегда были символом свободы.

-4

Музыка

Избыточность нашего мира (мира, в котором цель живых существ согласно природе - выжить и размножиться) поражает. И один из самых прекрасных примеров - музыка.

Когда-то ритуалы сопровождали гортанные пения, ритмичные постукивания. А Теперь мы слушаем гениальные произведения, способные помочь победить смерть - слушая музыку, мы забываем обо всё на свете.

-5

Страшная цена

В древности молодые люди проходили посвящения. Чтобы стать взрослым воином, юноша должен был подвергнуться испытаниям, в которых далеко не все выживали.

Так и балет забирает своё - годы жизни, а прежде всего здоровье. Изуродованные стопы, вывернутые суставы, травмы от падений, изнуряющие диеты, годы тренировок. Всё это артисты добровольно несут на алтарь. Они заранее знают, какую цену придётся заплатить.

-6

Старомодно?

Старомоден ли балет? Давайте посмотрим цены на балет в Большой театре или Мариинском театре. Кстати, скоро декабрь, а значит, традиционные очереди из желающих посмотреть "Щелкунчика".

Но почему?

Мы живём в век интернета, нейросетей, доступного контента. Иногда даже хочется, чтобы его вокруг было бы поменьше.

Что-то древнее тянет нас в зал. Движения живых тел, уникальные, которые именно в таком варианте никогда не повторятся. Дрожь света, запах пыли, гул зрительного зала, тяжелые парчовые шторы, настройка инструментов в оркестровой яме.

Пойдемте на балет?