Найти в Дзене
Уроки

Всякому мила своя сторона

Оглавление

Родная природа – это не просто лес, поле или река. Это колыбель души, место, где человек впервые ощущает себя частью огромного и прекрасного мира. Эту глубокую, ни с чем не сравнимую любовь к отчему краю с одинаковой силой воспевали и поэты слова, и художники кисти. Их творчество – это гимн родной земле, напоминание о том, что «всякому мила своя сторона».

Художники, открывшие душу русского пейзажа

Среди великих русских художников-пейзажистов, сумевших разглядеть в скромной русской природе ее сокровенную красоту, – Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Василий Поленов, Архип Куинджи.

Особое место в этом ряду занимает Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Его по праву называют создателем «пейзажа настроения». Он не просто изображал лес или реку, он наполнял их тихой, лиричной грустью, светлой печалью или, наоборот, безмятежным покоем. Левитан умел найти удивительную гармонию в, казалось бы, самых обыденных вещах: в тихом омуте реки, в золоте осенней листвы, в проселочной дороге, теряющейся в поле.

Вот как писал о его искусстве Константин Паустовский в «Заметках о живописи»:

«Левитан обладал, может быть, самым редким свойством художника – чувством настроения пейзажа. Он умел передать в самом простом мотиве целую гамму человеческих чувств. Стоя перед его картинами, мы словно слышим тишину сумерек, ощущаем влажную прохлалу лесного озера, чувствуем, как медленно угасает день за окном старой деревенской избы. Его живопись – это не столько изображение природы, сколько ее лирическое переживание».

Это «лирическое переживание» мы видим в его знаменитых полотнах. Взгляните на репродукцию его картины «Вечерний звон». Тихий летний вечер, розовеющее небо, отражающееся в спокойной глади реки, монастырь вдали... Картина наполнена не столько визуальными образами, сколько звуками и чувствами – мы почти слышим мерный, умиротворяющий колокольный звон, навевающий светлую задумчивость.

Не менее знаменита его картина «Золотая осень». Она не кричит яркими красками, но сияет изнутри. Холодная лазурь неба, золото берез, изумрудная зелень озимых – Левитан показывает осень не как увядание, а как торжество цвета, прощальный, но великолепный праздник природы.

Созвучие кисти и пера

Интересно подумать, картины каких пейзажистов были бы близки известным писателям. Кажется, что эпическая мощь и богатырская сила лесов Ивана Шишкина («Утро в сосновом лесу», «Рожь») нашли бы отклик в душе Сергея Аксакова, с его детальным и любовным описанием природы в «Записках ружейного охотника». А пронзительная, полная щемящей нежности картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели» – это почти готовый иллюстративный материал к стихам Афанасия Фета или Николая Некрасова, которые умели в одном простом явлении увидеть целый мир чувств.

Тонкий, лиричный Левитан, безусловно, был бы созвучен Антону Чехову, с которым его связывала крепкая дружба. Чеховские пейзажи в рассказах – такие же лаконичные, точные и наполненные настроением, как левитановские полотна. Оба они видели в русской природе неброскую, но истинную поэзию.

Творческое задание: Рассказ по картине И. Левитана «Тихая обитель»

На картине Исаака Левитана «Тихая обитель» изображен ранний вечер. Солнце уже склонилось к горизонту, окрасив небо в нежные, пастельные тона. Две маленькие деревянные церковки и колокольня белеют на том берегу реки, отражаясь в ее неподвижной, словно застывшей воде. К ним ведет шаткий мостик, переброшенный через узкую протоку. Вся картина дышит миром, покоем и тишиной.

Кажется, вот-вот с колокольни донесется вечерний звон, чистый и ясный, и его звук разольется над спящей землей. И в этот миг понимаешь, что такое настоящая, ничем не нарушаемая гармония. Хочется замереть и слушать. Слушать тишину, в которой слышен лишь шелест листьев и далекий, едва уловимый перезвон.

Глядя на этот пейзаж, невольно вспоминаются строки Федора Тютчева:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Хотя на картине, вероятно, конец лета или начало осени, в ней есть эта самая «хрустальная» ясность и лучезарность. А еще – чувство светлой печали, которое так часто навевает родная природа. Это то самое место, куда хочется мысленно вернуться, чтобы обрести покой и утешение. «Всякому мила своя сторона» – и для Левитана, и для нас, зрителей, этой «стороной» становится именно такой, тихий и благословенный уголок земли, где душа находит свой причал.