Спустя восемь месяцев после выхода первого романа дилогии британский писатель Питер Гамильтон завершит свой цикл «The Archimedes Engine» грядущей книгой «Exodus: The Helium Sea» , которая выходит 16 июня 2026 года издательством Random House Worlds. Этот финальный том, объёмом в 752 страницы в твёрдой обложке с суперобложкой, призван завершить эпическую дилогию, созданную в сотрудничестве с разработчиками видеоигры Exodus от студии Archetype Entertainment. Появление этого произведения представляет значительное событие в жанре научной фантастики, поскольку сочетает в себе глубокое мастерство Гамильтона в создании масштабных космических опер с полностью оригинальным миром, разработанным специально для этого проекта.
Формирование необычного сотрудничества между литературой и видеоигровой индустрией
История создания дилогии «The Archimedes Engine» началась не традиционно. Разработчики игры Exodus, в числе которых находятся ветераны BioWare Джеймс Олен (креативный директор), Чад Робертсон и сценарист Mass Effect Дрю Карпишин, решили не просто заказать роман-адаптацию для уже готовой вселенной. Вместо этого, как рассказал сам Гамильтон в интервью, руководство Archetype Entertainment «хотело, чтобы это было не только видеоигровым проектом, но и настольной игрой, и книгами». Студия стремилась привлечь крупного писателя-фантаста к совместной разработке самого мира и его основ, полагая, что его творческие идеи обогатят существующую концепцию.
Процесс сотрудничества оказался иным, чем обычно происходит при адаптациях к уже установленным фантастическим вселенным. Гамильтон получил от разработчиков выстроенные наброски общей структуры вселенной и определённые ограничения – например, отсутствие быстрого путешествия быстрее скорости света и наличие только людей в качестве разумных видов. Однако большая часть конкретной мифологии, включая расу Celestials (Небожителей), выступила результатом собственного творчества Гамильтона. По его собственным словам, он занимался не просто расширением чужого мира, а развитием собственных историй в предоставленной на выбор песочнице.
Примечательно, что Гамильтон оставался по сути дела консультантом и соавтором самой вселенной на протяжении развития игры. Олен упоминал в одном из Q&A-сеансов разработчиков, что при столкновении с проблемами на этапе производства он обращался за советом непосредственно к Гамильтону, включая предложения новых технологий для этого мира.
Первый роман дилогии: фундамент, заложенный в сентябре 2024 года
Издание «Exodus: The Archimedes Engine» вышло 17 сентября 2024 года, став беспрецедентным по объёму (928 страниц в издании) и масштабу замысла для жанра экранизированной фантастики. Роман оказался полноценным произведением научной фантастики, а не побочным продуктом видеоигры, требующим знания её сюжета для понимания.
Действие первого романа разворачивается спустя сорок тысяч лет после бегства человечества из древней Земли. Согласно предыстории мира, в году 2200 н.э. люди, покидая умирающую планету, отправились в огромные ковчеги-переселенцы (arkships) в поисках нового дома. После тысячелетних полётов несколько флотилий достигли галактического скопления Центавра (Centauri Cluster), где обнаружили множество пригодных для жизни планет. Сигнал об этом открытии распространился по галактике, привлекая оставшиеся во вселенной ковчеги земного происхождения.
Однако проблема кроется в самой природе физики этого мира: отсутствие путешествий со сверхсветовой скоростью означало, что корабли, покинувшие Землю позже, прибывают на несколько тысячелетий позже первых волн колонистов. За этот период оригинальные поселенцы, использовав передовые технологии, генетически переделали себя в биологический вид, называемый Celestials (в русской фантастической традиции часто именуемые «Небожителями» или «Избранными»). Эти постчеловеческие существа достигли роста до трёх метров, обладают способностью переносить сознание (так называемую mindline) в молодые тела, обретая почти полное бессмертие, и украшены характерными окостеневшими образованиями из биологического материала (bloodstone), служащими украшением и символом власти.
Центральным политическим образованием в романе выступает Crown Dominion (Корона Доминион), альянс пяти великих домов Celestials: Kelowan, Verak, Wynid, Bassa, Nizinsk и Cheluli. Эта политическая структура создана на основе соглашения, по которому пять королев по очереди управляют объединённым государством, хотя в действительности между ними происходят постоянные политические интриги и манипуляции через своих агентов (Архонов), напоминающих цареградских спецслужб. Остальное человечество – потомки более поздних волн ковчегов, носящие название Урани (Uranic humans) – оказались в положении второсортных граждан, выполняющих слуги и занимая маргинальные роли в иерархической системе.
На этом фоне развивается повествование первого романа, в центре которого находится молодой человек по имени Финбар Джалгори-Тубу (обычно сокращаемо Финн), рожденный в семье знатного дома на планете Гондиар. Несмотря на высокое положение своей матери – маркизы, что позволило бы ему жить в относительной роскоши, Финн жаждет свободы и исследования космоса, мечтая стать путешественником, одним из отважных капитанов межзвёздных кораблей. Когда после сорока тысячелетий в космосе внезапно прибывает ковчег «Diligent» (ранее считавшийся потерянным), Финн видит в этом свой шанс начать новую жизнь и принять командование этим древним кораблём в обмен на предоставление планеты для поселения её экипажа.
Первый роман раскрывается через три основных нарратива. Первый сосредоточен на Финне и Элли Апони из ковчега «Diligent» , чей дед через несколько поколений Йосиас также входит в экипаж. Второй линия представляет собой полицейский триллер, следуя за детективом по имени Теренс Вилсон-Флетчер, человеком, нанятым одним из Архонов как шпион и инструмент в политических играх Celestials. Третья нить раскрывает политические интриги среди самих Небожителей, включая борьбу за престолонаследие и решение о том, кто сменит текущую королеву.
Центральным заговором первого романа становится раскрытие роли загадочного артефакта, известного как Archimedes Engine (Машина Архимеда), в трансформации политического ландшафта Crown Dominion. Хотя этот элемент остаётся завуалированным на протяжении большей части романа, появляясь полноценно лишь около середины повествования, он служит катализатором для цепи событий, которые приводят к политической нестабильности и возможному краху существующего порядка.
Предчувствие завершения: антиципация Helium Sea
В официальном описании «Exodus: The Helium Sea» издательством Random House и студией Archetype Entertainment раскрывается, что финальная часть дилогии будет прямым продолжением событий, развёрнутых в первом романе. Если «The Archimedes Engine» представил кризис, вызванный введением нового фактора в политическую систему Crown Dominion, то «The Helium Sea» обещает масштабирование этого конфликта до глобального уровня.
Ключевое развитие в финальной части касается появления экзилированной фракции, ожидавшей возмездия за пределами Helium Sea (Морского озера гелия) на протяжении семи тысяч лет. Это указание на существование древних врагов, долго готовившихся вернуться и пересмотреть баланс сил в Centauri Cluster, добавляет новый уровень стратегической сложности. Для Финна и его растущего восстания это представляет одновременно угрозу и невиданную возможность – шанс получить помощь и ресурсы в борьбе против систематического угнетения, или, напротив, оказаться перемолотым между враждующими мощными силами.
Согласно официальной синопсис, герои попадают в центр конфликта либо через обстоятельства, либо через манипуляцию. Для достижения независимости и власти в Crown Dominion, людям необходимо обнаружить и овладеть артефактами древних технологий невообразимой мощности, которые могли бы дать им достаточное преимущество в предстоящих боевых действиях. Параллельно они должны избежать уничтожения со стороны сил, решивших вывести их из игры.
Гамильтон раскрыл в интервью, что «The Helium Sea» завершает «цепь грозных событий, начавшихся в The Archimedes Engine». Отдельные нити повествования о Финне, Теренсе и архонских шпионах Celestials должны сойтись в едином кульминационном пространстве, где каждый из персонажей преследует собственные цели в попытке разоблачить и победить хаос и насилие, которые были спровоцированы.
Питер Гамильтон: архитектор масштабной научной фантастики
Понимание значимости «Exodus: The Helium Sea» требует контекстуализации в контексте творческой траектории Питера Гамильтона, родившегося в 1960 году в графстве Ратленд, Англия. На протяжении последних четырёх десятилетий он закрепил за собой позицию одного из ведущих авторов космических опер в современной британской литературе и шире международной научной фантастики.
Гамильтон начал писательскую карьеру в конце 1980-х годов, продавая короткие рассказы журналам Fear и Interzone. Его первый опубликованный роман «Mindstar Rising» (1993) вошёл в трилогию Greg Mandel, охватившую три произведения. Однако истинным прорывом для писателя стала его эпическая Night's Dawn Trilogy (1996–1999): «The Reality Dysfunction» , «The Neutronium Alchemist» и «The Naked God» . Эта трилогия, каждый том которой превышал тысячу страниц и в сумме составлял приблизительно 1,2 миллиона слов, установила шаблон для будущего творчества писателя: масштабные вселенные, множество переплетающихся нарративов, живые звездолёты и исследование фундаментальных вопросов об устройстве сознания и смерти. В этой трилогии покойные появляются из загробного мира для одержимости живыми, порождая гражданскую войну внутри Конфедерации.
Следующей вехой в творчестве Гамильтона стала Commonwealth Saga (2002–2005), начавшаяся с романа «Misspent Youth» (2002) и продолжившаяся выпуском двухтомной основной трилогии: «Pandora's Star» (2004) и «Judas Unchained» (2005). Эти романы исследовали общество, в котором почти полностью устранена смерть благодаря технологии омоложения, и её социальные последствия. Позже в одном мире Commonwealth появилась Void Trilogy (2007–2010), включившая «The Dreaming Void» , «The Temporal Void» и «The Evolutionary Void» , которая была расположена спустя 1200 лет после событий основной саги.
В 2014 году и 2016 году Гамильтон издал «The Abyss Beyond Dreams» и «A Night Without Stars» , входящие в цикл Commonwealth: Chronicle of the Fallers, который вновь обращается к вселенной Commonwealth, но фокусируется на периоде между Void Trilogy и временем Void Trilogy, раскрывая эволюцию вселенной на протяжении столетий.
Помимо эпических циклов, Гамильтон создал независимый роман «Fallen Dragon» (2001), номинированный на премию Arthur C. Clarke Award, и крупный полицейский детектив будущего «Great North Road» (2012), расположенный в Ньюкасле 2143 года. Более недавно он написал детскую трилогию Queen of Dreams (2014–2017): «The Secret Throne» , «The Hunting of the Princes» и «A Voyage Through Air» .
Последовательность перед появлением Exodus трилогия Salvation Sequence (2018–2020), включившая «Salvation» , «Salvation Lost» и «The Saints of Salvation» , нарушила традиционный формат Гамильтона, предложив три более компактные романы с сфокусированным нарративом вместо стандартной масштабной вселенной. После этого Гамильтон опубликовал Arkship Trilogy (2021–2022) в виде эксклюзивного аудиокниги, получившей название «A Hole in the Sky» , «The Captain's Daughter» и «Queens of an Alien Sun» .
Таким образом, проект Exodus: The Archimedes Engine и его продолжение The Helium Sea представляют собой возврат к формату, который определил репутацию Гамильтона – масштабной, многоопределённой эпической научной фантастике, напоминающей его работы конца XX века и начала XXI века, такие как Night's Dawn Trilogy и Commonwealth Saga.
Место Exodus в видеоигровой экосистеме
Важно подчеркнуть, что дилогия Exodus существует в уникальном контексте: роман не просто преамбула или побочный продукт видеоигры, но скорее параллельное расширение единого вымышленного мира. Видеоигра Exodus, разрабатываемая Archetype Entertainment под издательством Wizards of the Coast (подразделение Hasbro), по-прежнему в разработке и не имеет официальной даты релиза, хотя ожидается, что она выйдет в 2026 году.
Сама игра описывается как «научно-фантастическая боевая ролевая игра-приключение» (action-adventure RPG) с акцентом на моральную сложность, выбор игрока и взаимодействие со спутниками. Главный герой игры, Джун Асдан, описывается как спасатель, ставший путешественником (Traveler) – опасным авантюристом, совершающим скоростные перелёты близ граничных скоростей света в поиске Celestial Remnants – древних артефактов Небожителей, которые могли бы помочь человечеству. Основной механикой игры выступает слияние инопланетных фрагментов (Remnants) с одной уникальной перчаткой (gauntlet), что высвобождает разрушительные силы для боевых действий.
Хотя в этом контексте появляется главный герой игры, роман The Archimedes Engine сосредоточен на своих независимых персонажах и предшествует событиям игры по временной шкале, позволяя читателям полностью насладиться рассказом без необходимости знания геймплея или деталей развития видеоигры.
Масштабное видение: неопубликованные планы
Помимо дилогии Exodus, Гамильтон упомянул, что находится по контракту для написания новой двухкнижной научной фантастической оперы в совершенно другой вселенной. Хотя конкретные детали этого проекта остаются редкими, его существование указывает на то, что писатель продолжает быть активным в жанре, несмотря на свой возраст (ему исполнится 66 в марте 2026 года).
Заключение: значимость Helium Sea в контексте научной фантастики
Выход «Exodus: The Helium Sea» 16 июня 2026 года станет значительным событием для поклонников научной фантастики, особенно для приверженцев творчества Питера Гамильтона. Роман обещает завершить эпическую дилогию, которая переопределила отношение между видеоигровой индустрией и литературой, доказав, что кинематографическая лицензия не обязательно должна быть второсортным искусством. Вместо того чтобы просто адаптировать уже существующий мир, Гамильтон получил редкую возможность строительства новой вселенной с нуля в сотрудничестве с опытными разработчиками видеоигр, что привело к более органичному и творческому синтезу.
За пределами собственно сюжета о борьбе Финна и его союзников за освобождение от давления Celestials, роман обещает исследовать масштабные политические манипуляции, древние конфликты и боевые действия за контроль над технологией, которая может пересмотреть саму структуру Centauri Cluster. В контексте творчества самого Гамильтона это представляет собой возврат к той форме космической оперы, которая определила его репутацию в 1990-х и 2000-х годах – эпоху Night's Dawn Trilogy и Commonwealth Saga.
Статус книги как второго тома дилогии означает, что читатели, которые уже погрузились в мир The Archimedes Engine и прочитали первую часть в сентябре 2024 года, будут ожидать её выхода с нетерпением. Для новичков в творчестве Гамильтона данная дилогия может служить идеальной точкой входа, поскольку она не требует знания его более ранних циклов и существует как самостоятельная история в компактной двухтомной форме, в отличие от его обычной практики создания многотомных саг.
Основные источники информации:
- Официальный сайт видеоигры Exodus и объявления Archetype Entertainment
- Издательство Random House Worlds
- Интервью Питера Гамильтона для Space.com (май 2025)
- FantLab.ru - Русская база данных научной фантастики
- Рецензии и описания из литературных ресурсов SFFWorld, The Wertzone, Reddit сообщества r/printSF