1986 год. Якутия. Город Нерюнгри.
В Пятой автобазе, в которой я работал в то время на РАФе, был ещё один РАФ, на котором работал мой коллега по автоколонне Толя Лукин. Однажды, когда его машина была на ремонте, Анатолий подошёл ко мне и попросил съездить в Чульман в аэропорт встретить его друга, который решил перебраться на Север.
Встретить друга друга - это святое. Мы поехали. Самолёт из Иркутска сел вовремя. Вот так я узнал Тарасова Славу - друга моего коллеги.
Потом общались, помогал ему устраиваться на работу (в смысле помогал в поездках).
Славик оказался очень весёлым парнем с уникальным чувством юмора. Так как у него был огромный стаж работы на автобусах, в том числе на межгородских перевозках, Славик быстро нашёл своё место в Нерюнгринском пассажирском автотранспортном предприятии. А наше знакомство быстро переросло в крепкую мужскую дружбу. Для меня Слава стал настоящим братом.
Освоившись с работой и определившись с жильём, Слава привёз свою супругу - Галину Ильиничну (да простит меня Галя за столь официальное обращение). И у нас уже завязалась семейная дружба, которая длится до сего момента. Но...
В общем, всё по порядку.
Что Слава был заводилой любой компании, весельчак с тактичным чувством юмора говорин вот такой пример из жизни.
Однажды я приехал домой на обед и поставил вариться пельмени. Вдруг раздаётся телефонный звонок:
- Что делаешь? - спросил Славик.
- Обед готовлю.
- А что у тебя на обед?
- Пельмени, - ответил я.
- Свари и мне, сейчас подъеду?
- Тебе сколько? 10? 20? 30?
- Во - во! Последнюю цифру ты хорошую назвал.
Славик был ростом более 190 см и огромного телосложения. Конфликтовать с ним никто не решался, да и нужды такой никогда не было. В 1991 году уже работая на Угледобывающем предприятии "Денисовское" на новых БЕЛАЗах, мы были откомандированы в Козельск на Механический завод за двумя новыми автомастерскими на базе ГАЗ-66 с прицепами - сварочными агрегатами. После первой ночёвки в гамаках, которыми были укомплектованы машины, Славик остался без спального места - гамак под ним просто порвался,
Вспомнился интересный случай, когда Славик работал ещё в ПАТП на автобусе. Рейс Нерюнгри - Серебряный Бор - Нерюнгри. Это был последний рейс перед окончанием смены и я поехал с ним. На обратном маршруте из Серебряного Бора длиннющий спуск с сопки около 1,5 - 2 км. А накануне там произошло небольшое ЧП. Автобус с пассажирами ушёл в специальную ловушку из-за частичного отказа тормозов. Всё обошлось благополучно.
Итак, мы спускаемся с сопки, скорость автобуса километров 40. Я громко спрашиваю у Славика, почему так медленно спускаемся?
После его ответа в салоне автобуса установилась гробовая тишина. Славик своим громким басов заявил: "Были бы тормоза, спускался бы быстрее".
7 ноября 1993 года Славик звонит и приглашает в гости по поводу очередной годовщины Великой Октябрьской революции. Встреча была организована спонтанно, планировали просто немного "посидеть", да и Галя, как сказал Слава, напекла булочек. А надо сказать, что Галя это делает изумительно великолепно! Поэтому отказать было невозможно, да он и не принимался. Мы собрались, Славик приехал за нами, и мы всей семьёй ввалились в квартиру к Тарасовым. Пока толкались у двери: разувались, раздевались, Славик успел похвастаться новыми тапками, которые ему с утра подарила жена. Я был готов провалиться со второго этажа на первый.
- Сегодня же у Славика День рождения!
Как я и моя семья могли забыть такое событие, хотя прекрасно знали про эту дату?
В 1994 году я с семьёй уезжали с Севера. Прощание было очень трогательным. Слава привёз нас в аэропорт и не уезжал до последнего, пока мы не сели в автобус к самолёту. А перед этим посадил на колени мою 4-летнюю дочку и о чём-то с ней беседовал. Я помню эту картину в подробностях. Мне казалось, что мы прощается навсегда.
Часто разговаривали по телефону. И даже здесь была неуёмная энергия с юмористическим уклоном. Помните Миллениум? Всем предвещали окончание Света. Звонит Славик: "Ты приготовился к концу света?" "Нет" - отвечаю я. " А я сейчас иду из гаража, а сосед на санках везёт газовый баллон и упаковку свечек в гараж. Я его спрашиваю, ты куда собрался? А он говорит: - Так ведь конец Света. А я его в гараже пересижу."
И вот лето 2008 года. Слава с Галей решили отправиться из столицы Южной Якутии в путешествие. Проехали по своим родственникам в Иркутской и Оренбургской областях. И в один момент, решили: - А почему бы не рвануть до Калуги?
И приехали. И мы встретились. И поездили по области. И побывали, для Славика второй раз в жизни, в Москве.
А однажды утром проснулись и решились на поездку на Чёрное море. И съездили. Отдохнули в Архипо - Осиповке, и на обратном пути заскочили в Геленджик.
На обратном пути ненадолго заскочили к Галиным и Славиным знакомым в Красном Ключе. Всё неожиданно, но встретили здорово. Да просто по другому и быть не могло. Северная дружба - навсегда.
Но сколь верёвочка не вейся...
Пришло время расставаться. Прощание проходило на трассе Козельск - Перемышль, где с дороги видна Оптина пустынь. Прощались не надолго. Договаривались о новых совместных поездках, о каких-то новых планах. Обещали непременно встретиться.
После того как я опрофанился в 1993 году, я всегда 7 ноября звонил и поздравлял Славу с очередным Новым годом в его жизни.
2018 год. Звоню. Трубку взяла Галя и сообщила, что Слава немного приболел. Я с чувством исполнения долга настоял, чтобы Галя дала Славику трубку. Галя включила видеосвязь. Слава лежал на диване отвернувшись к стене. Он лишь приподнял руку и молча помахал мне.
Это была последняя моя "встреча" с другом. Через несколько дней Славика не стало.
Успокаивает лишь то, что остались прекрасные дети, у которых уже свои дети и, даже внуки. Остались фотографии и видео сюжеты о совместном проведённом отпуске на Чёрном море.
Покоится мой друг на высокой сопке среди лиственниц в вечной мерзлоте, которая для него, надеюсь, стала пухом.