Найти в Дзене
Царьград

«Женитьба Бальзаминова»: Очаровательные киноляпы заставят смотреть фильм ещё внимательнее

Оглавление
Фото: Кадр из к/ф «Женитьба Бальзаминова», (1964), режиссёр К. Воинов «Мосфильм»
Фото: Кадр из к/ф «Женитьба Бальзаминова», (1964), режиссёр К. Воинов «Мосфильм»

Комедия Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» — классика. Но если смотреть повнимательнее, даже в этом идеальном, вылизанном мире можно заметить забавные промахи. Они не портят фильм, а наоборот, делают его живее, словно подмигивают зрителю сквозь плёнку времени.

Очаровательные киноляпы заставят смотреть фильм ещё внимательнее.

Асфальт из будущего

По пьесе Островского действие разворачивается в середине XIX века. Москва тогда только мечтала об асфальте, а в фильме, пожалуйста, аккуратная, ровная асфальтированная улица. И это при том, что, по сюжету, Бальзаминов живёт в купеческой Москве 1850-х.

Фото: Кадр из к/ф «Женитьба Бальзаминова», (1964), режиссёр К. Воинов «Мосфильм»
Фото: Кадр из к/ф «Женитьба Бальзаминова», (1964), режиссёр К. Воинов «Мосфильм»

Тот же казус и с электричеством. На одном из кадров чётко видно фонарь с лампочкой, хотя электрическое освещение появилось только в 1880-х. Но кто будет придираться…

Нарисованные пейзажи и магия декораций

Столько же вопросов к пейзажам за окном Мишиной комнаты. Если присмотреться, видно, что это не настоящий вид Суздаля, а аккуратно нарисованная декорация.

Фото: Кадр из к/ф «Женитьба Бальзаминова», (1964), режиссёр К. Воинов «Мосфильм»
Фото: Кадр из к/ф «Женитьба Бальзаминова», (1964), режиссёр К. Воинов «Мосфильм»

Художники в советском кино вообще умели творить чудеса: где не хватало бюджета, помогала кисть. Так что за окном у Бальзаминова не улица, а настоящая живописная фантазия.

Голуби

Действие фильма будто разворачивается в Суздале, но съёмки проходили в павильоне «Мосфильма». За спиной героя — голубятня, а в ней… неподвижные голуби. Совсем неподвижные. В кадре они стоят, как музейные экспонаты, и только в следующей сцене «оживают» — очевидно, в монтажной склейке кто-то решил, что пора вернуть птицам жизнь.

Фото: Кадр из к/ф «Женитьба Бальзаминова», (1964), режиссёр К. Воинов «Мосфильм»
Фото: Кадр из к/ф «Женитьба Бальзаминова», (1964), режиссёр К. Воинов «Мосфильм»

Если задуматься, весь сюжет крутится вокруг того, кто вправе распоряжаться судьбой Капочки, сама она или родственники-мужчины. Здесь режиссёр, может быть, даже неосознанно, затронул тему женской самостоятельности. Ирония в том, что купеческий XIX век выглядит куда честнее, чем современность, где вопросы равноправия обсуждают в ток-шоу, но в жизни всё остаётся по-старому.

Фото: Кадр из к/ф «Женитьба Бальзаминова», (1964), режиссёр К. Воинов «Мосфильм»
Фото: Кадр из к/ф «Женитьба Бальзаминова», (1964), режиссёр К. Воинов «Мосфильм»

С каждым пересмотром начинаешь ловить новые детали, и интонации актёров, и ту мягкую иронию, которой пронизано всё действие. И каждый раз кажется, что смотришь не старое кино, а живой разговор о людях, которые, несмотря на все свои глупости, очень нам знакомы. Вот поэтому и спустя десятилетия фильм не устарел.