Найти в Дзене

Пешком на Ая́кли. Плато Путорана.

Всем привет! Некоторое время назад я уже писал про плато Путорана: Но это такие места, про которые можно писать бесконечно. Это не автопутешествие. И свершилось оно около двадцати лет назад. Руслан полгода уговаривал меня пойти на Аякли. Это озеро на плато Путорана, примерно в тридцати километрах от Талнаха. Почему пойти? Потому что, туда можно доехать разве что на вездеходе. На озере он собирался порыбачить. Я тогда понятия не имел куда мы идём. У меня не было никакого туристического снаряжения. Старый советский брезентовый рюкзак. На ноги кроссовки и резиновые сапоги. Мы меняли обувь по мере того, как менялся под ногами ландшафт. Точка начала похода была на втовокзале Талнаха. Дойти же следовало до избушки, которая была примерно в трёх километрах от озера (где-то тут: 69.594764, 88.985833). Мы вышли в пятницу в девять вечера. Кому не понятно, почему мы шли ночью, поясню – летом в тех широтах полярный день. Ночью светло почти как днём, поэтому нет ос

Всем привет!

Некоторое время назад я уже писал про плато Путорана:

Край бесконечных озёр, рек и водопадов. Плато Путорана. Красноярский край. И снова здравствуйте! Оставим не надолго Кавказ и перенесёмся на четыре тысячи километров на северо-восток. Мы попадаем в царство красных базальтов, вечной мерзлоты и труднопроходимой горной тундры. Плато Путорана – насколько многим знакомое, и настолько далёкое название этой местности. Краткая справка. Это горный…
На машине, потом пешком!20 февраля 2025

Но это такие места, про которые можно писать бесконечно.

Озеро Аякли.
Озеро Аякли.

Это не автопутешествие. И свершилось оно около двадцати лет назад. Руслан полгода уговаривал меня пойти на Аякли. Это озеро на плато Путорана, примерно в тридцати километрах от Талнаха. Почему пойти? Потому что, туда можно доехать разве что на вездеходе. На озере он собирался порыбачить. Я тогда понятия не имел куда мы идём. У меня не было никакого туристического снаряжения. Старый советский брезентовый рюкзак. На ноги кроссовки и резиновые сапоги. Мы меняли обувь по мере того, как менялся под ногами ландшафт. Точка начала похода была на втовокзале Талнаха. Дойти же следовало до избушки, которая была примерно в трёх километрах от озера (где-то тут: 69.594764, 88.985833).

Мы вышли в пятницу в девять вечера. Кому не понятно, почему мы шли ночью, поясню – летом в тех широтах полярный день. Ночью светло почти как днём, поэтому нет особой разницы в какое время суток идти. У меня был старенький «Зенит-19» в таком же стареньком кофре. Он болтался на боку, на ремешке через плечо. Я пытался снимать по дороге. Но в тот раз я почувствовал, что такое лишний груз. Через несколько часов похода, я уже не знал как от фотоаппарата избавиться. Лишний килограмм давался тяжело. Мы пошли сначала на север вдоль реки Хараелах. Потом повернули на восток и пошли по руслу реки Скалистая. На горизонте показалась черная точка. «Это избушка», - сказал мне Руслан, - «Там отдохнём и переобуемся». До чёрной точки мы шли часа два. В горах очень трудно определять расстояния. Подходим. На санях стоит небольшое сооружение: окон нет, дверей нет, как и крыши тоже нет. Только стены. Отдохнули, называется. Ну что ж, сели на брёвнышки, посидели полчаса, переобулись и пошли дальше. Отдельно надо сказать про комаров. Не скажу, что их было слишком много в тот раз. Но они были. Когда выходишь на открытое пространство, их сдувает ветром. Но стоит только попасть в относительно тихое место, тут же их налетает туча. Иногда не успеваешь опустить сетку от накомарника. Так и шли – то открывали лицо, то закрывали.

Типа мост через какую-то речушку.
Типа мост через какую-то речушку.
Руслан. Вроде тепло, но в ложбинах снег не тает всё лето.
Руслан. Вроде тепло, но в ложбинах снег не тает всё лето.
Был олень.
Был олень.

На место пришли к шести утра. Оказалось мы не одни. Возле избушки стоял драндулет. Я не знаю какое ещё название можно дать этому транспорту. Самодельный вездеход с мотоциклетным двигателем и колёсами-камерами. Стучимся в дверь: залаяла собака. Открыл мужчина, внутри был ещё один. Они впустили нас, напоили чаем, познакомились. Два рыбака, рыбачат в окрестностях. Внутри избушки нары, стол, печка-буржуйка. К потолку подвешены мешки с продуктами. На двери следы от когтей. «Росомаха», - пояснил мне Руслан. После чая и перекуса легли спать и проспали до десяти утра. Наши соседи стали собираться и через полчаса уехали. Надо отметить один момент. Возле избушки валялся ракетный двигатель. Самый настоящий жидкостный ракетный двигатель. Небольшой, судя по «ушам» по бокам, рулевой. От какой-то ракеты. Как он туда попал, неизвестно.

Ракетныый двигатель.
Ракетныый двигатель.

В обед Руслан ушёл на озеро. А я остался кошеварить. Продукты есть, воды кругом много. Проблема найти дрова для костра. Вокруг камни, мелкая травка и никаких деревьев. Ходил по округе я долго. Наткнулся на карликовые берёзки высотой в полметра. Но у них толстый ствол, стелящийся по земле. Толщиной с руку, но как его сломать? Мы не брали с собой топор. Но стволы эти оказались довольно хрупкие, я бы даже сказал трухлявые. Они легко ломались руками без всякого инструмента. Так я наломал на костёр. Когда с рыбалки пришёл Руслан, еда была готова.

Теперь об улове. Кумжа – рыба, семейства лососёвых. Сорок штук – хороший улов, если бы не одно но. Размер каждой рыбки чуть больше карандаша. В общем, эти сорок штук занимали места, где то с литровую банку. И за этим мы шли тридцать километров!

Ночь с субботы на воскресенье переночевали без приключений и утром вышли обратно. Вернулись в город уже вечером.

Это был самый длинный пеший переход в моей жизни.

Озеро Аякли 69.577169, 88.926007

Фото и текст мои.

#автопутешествия
#горы
#кавказ #пороссиинамашине
#платопуторана #аякли