Формально — повышение, по факту — урезание. Почему тысячи российских педагогов с сентября 2025 стали получать меньше, кого коснулось сильнее всего и к чему приведут новые "эксперименты" Минпросвещения —постараемся разобраться в сложившейся ситуации.
Этот пост в моём Telegram, подписывайтесь: Дневник Родителей
Когда повышение оборачивается урезанием
Осень 2025 года запомнится российским педагогам надолго. Формально — повышение зарплат, на деле — ощутимое снижение доходов. В десятках регионов учителя столкнулись с новой системой начислений, где привычные доплаты и надбавки попросту исчезли.
Теперь у многих педагогов оклад стал больше, но итоговая сумма в ведомости — меньше. Под лозунгом «наведение порядка» региональные власти пересмотрели систему оплаты труда, убрав большую часть стимулирующих выплат. Речь идёт не только о премиях и бонусах, но и о базовых доплатах — за стаж, заведование кабинетом, проверку тетрадей, а также о сельских надбавках, без которых жизнь в глубинке теряет экономический смысл.
Профсоюзы зафиксировали массовые обращения педагогов из регионов. Люди недоумевают: как можно объявить «повышение зарплат», когда в результате из кармана стало уходить несколько тысяч рублей? Но чиновникам важно одно — отчётность. На бумаге оклады выросли, а значит, «план выполнен».
Одна из лучших школ онлайн-образования и подготовки к экзаменам: Фоксфорд
Где пострадали сильнее всего
Наиболее заметно последствия реформы проявились в Рязанской, Орловской, Иркутской, Оренбургской и Тульской областях, а также в Башкирии, Карелии, Краснодарском и Хабаровском краях.
В Рязанской области, например, отменили почти все доплаты: за стаж, успеваемость, проверку тетрадей и заведование кабинетами. Особенно тяжело приходится сельским учителям, которых лишили компенсаций за работу в отдалённых районах. Для многих это минус 8–12 тысяч рублей ежемесячно.
Учительница из Красноярского края рассказывает, что после «повышения» получает на 10 тысяч меньше, чем в прошлом году, хотя нагрузка осталась прежней. Подобные истории звучат и в других регионах. В Ефремове Тульской области педагоги отмечают, что выплаты за проверку тетрадей и заведование кабинетом сократили наполовину.
Самые уязвимые — преподаватели иностранных языков
Больше всего от нововведений пострадали учителя английского и других иностранных языков. Во многих школах отменили деление классов на группы — теперь 28–30 учеников учатся вместе. Эффективность таких занятий предсказуема: минимальная.
Учитель английского языка рассказывает, что теперь вести уроки стало почти невозможно. При прежней нагрузке, но без разделения на группы, педагоги теряют часть ставок и, соответственно, дохода. Потери в среднем составляют 30–40% зарплаты.
Добавим сюда ещё одно решение Минпросвещения — сокращение количества часов по иностранным языкам с трёх до двух в неделю. Это автоматически урезает ставки и стимулирующие выплаты. В итоге многие учителя попросту уходят из школы, переходя в частное репетиторство, где можно заработать в два-три раза больше и без бесконечных отчётов.
Эксперименты, которые никто не заказывал
Формально новая система оплаты труда была задумана как эксперимент. Минпросвещения планировало протестировать схему, по которой 70% зарплаты учителя составляет оклад, а 30% — стимулирующие выплаты, лишь в трёх регионах: Удмуртии, Владимирской и Сахалинской областях.
Но на местах решили «не ждать указаний сверху» и внедрить всё сразу. В результате — массовое недовольство и снижение доходов по всей стране. Учителя называют это «реформой наоборот»: вместо стабильности получили сокращения и новые поводы для стресса.
- Современная школа онлайн-образования и подготовки к экзаменам: Фоксфорд
- Подписывайтесь на мой Telegram: Дневник Родителей
Популярное на канале: