Найти в Дзене
Дамир Исхаков

Татарский род Тамьян - защитники Икских татар от закрепощения Мензелинской крепостью

Автор - Марсель Ахметзянов (перевод с татарского языка отрывка из книги автора "Нугай Урдасы") В списке племен Ногайской Орды род Тамьян(Тамъян) бея упоминается одним из первых. В источнике, откуда происходит этот список, написано следующее: «После этого снова Чингисхан сказал: — Эй, Тамьян бей, пусть твое дерево будет тополем, твоя птица — вороной, твой уран — тутыя, твоя тамга — крюк, вот твои признаки». (— Әй, Тамьян би, синең агачың тирәк булсын, кошың карга булсын, ураның тутыя булсын, тамгаң ыргак булсын, сыйфаты ушбудыр...».) Народ Ногайской Орды — это народ, оставивший значительный след в истории всего татарского народа. Их историческую роль ощущали все татарские государства, существовавшие в XV—XVIII веках. Этот народ обладал силой, способной обеспечить этническую близость и культурное единство татар. Родословные материалы, связанные с этим историческим государством, сохранились и среди современного татарского народа. Во время археографических экспедиций были найдены и продолж

Автор - Марсель Ахметзянов (перевод с татарского языка отрывка из книги автора "Нугай Урдасы")

В списке племен Ногайской Орды род Тамьян(Тамъян) бея упоминается одним из первых. В источнике, откуда происходит этот список, написано следующее: «После этого снова Чингисхан сказал:

— Эй, Тамьян бей, пусть твое дерево будет тополем, твоя птица — вороной, твой уран — тутыя, твоя тамга — крюк, вот твои признаки». (— Әй, Тамьян би, синең агачың тирәк булсын, кошың карга булсын, ураның тутыя булсын, тамгаң ыргак булсын, сыйфаты ушбудыр...».)

Народ Ногайской Орды — это народ, оставивший значительный след в истории всего татарского народа. Их историческую роль ощущали все татарские государства, существовавшие в XV—XVIII веках. Этот народ обладал силой, способной обеспечить этническую близость и культурное единство татар.

Родословные материалы, связанные с этим историческим государством, сохранились и среди современного татарского народа. Во время археографических экспедиций были найдены и продолжают находиться многочисленные образцы. В текстах родословных сохранились сотни тюркско-татарских имен, дошедших до нас с древних времен. Графофонетические особенности этих имен напрямую связаны с татарским языком. Можно сказать, что в них не отражаются характерные черты казахского, киргизского, каракалпакского, башкирского и ногайского языков. Хотя есть отдельные случаи, они не образуют системы. Лексико-морфологически мы здесь работаем только с материалами татарского литературного языка. В текстах родословных также встречаются редко встречающиеся гидронимы и топонимы, связанные с регионами проживания современного татарского народа.

Название Тамьян (этноним) не встречается у других тюркских народов, оно известно только в Ногайской Орде и относится к определенному племени. Согласно родословным материалам, тамьянцы в средние века говорили на чистейшем татарском языке, и их современные поколения (особенно в Татарстане) также общаются на своем родном языке.

В советский период ученые, изучавшие этническую историю татар только в рамках булгаризма, были далеки от решения вопросов нашей этнической истории. В результате, основное наследие ключевых племен, сыгравших важную роль в татарской этнической истории, оставалось вне внимания. Роль племени Тамьян в татарской истории также не была раскрыта. Для заполнения этого пробела находка копий родословным, относящихся к этому племени, станет первой страницей истории их изучения.

Тамьянцы сегодня расселены в деревнях вдоль реки Ик в Западном Башкортостане и в устье реки Ик в Татарстане. В Муслюмовском районе Татарстана до сих пор сохраняется деревня с названием Тамьян.

Деревня Тамьян,
Деревня Тамьян,

Можно сказать, что роды, относящиеся к племени Тамьян, живут вдоль реки Ик с давних времен. Народ Тамьян с давних пор активно участвовал в общественном движении татар, и это качество вошло даже в древнюю пословицу:

«Если идешь на войну — советуйся с Тамьян;
Если идешь на спор — советуйся с Сарайлы!»

Очевидно, что деревня Тамьян относится к Муслюмовскому районе, а деревня Сарайлы — к Сармановскому району.

Село Сарайлы, Татарстан
Село Сарайлы, Татарстан

Тамьянцы также прославились активным участием в битве при Акай в 1735 году. Они боролись с воздвижением Мензелинской крепости, который должен был перемолоть Икских татар как мелничные жернова. (Алар Ык буе татарларын тегермән ташы кебек бастырып тоту өчен корылган Минзәлә каласын дер селкетеп көрәшкәннәр).

Тамьянцы, атаковавшие Мензелинскую крепость. Реконструкция ИИ
Тамьянцы, атаковавшие Мензелинскую крепость. Реконструкция ИИ

В результате поисков в архивах и благодаря экспедициям были найдены два текста родословных, относящихся к народу Тамьян; они написаны на староарабской письменности. Первый из них хранится в архиве Петербургского отделения Института востоковедения Российской академии наук в фонде Ризаетдина бин Фахретдина (фонд 131, опись I, единица хранения 39), второй — это рукопись конца XIX века, найденная литератором Ф. Яхиным и переданная Казанскому национально-культурному центру. Мы предлагаем читателям оба текста в полном объеме, переведенные на современный татарский язык.

Родословная, переписанная Ризаетдином бин Фахретдином

«В деревне Тамьян (Мөэмин) я увидел старую родословную 29 июля 1925 года в доме Йосыфа бин Мухамметкалима бин Мухамметсалима бин Габделлатыйфа бине Чураша. На обложке и на задней стороне родословной было написано: «Записи Габделлатыйфа Чураш углы». Поэтому предполагается, что родословная была написана рукой Габделлатыйфа бине Чураша. Рисунок и почерк похожи.