Анализ цифровых следов туристов, побывавших в разных регионах России, представили во время форума «Открытые данные» в ходе экспертной сессии «Данные вместо интуиции: как Big Data меняет туризм». В сессии участвовали аналитики, эксперты в сфере туризма и гостеприимства, представители университетов, туристических компаний, госорганов управления.
Дискуссия развернулась вокруг тезиса, что в туризме заканчивается эпоха принятия решений «по наитию», и теперь развивать отрасль необходимо, опираясь на анализ больших данных. Big Data в умелых руках позволяет прогнозировать поведение путешественников, выявлять тренды, оптимизировать создание новых турмаршрутов, планировать подготовку кадров для отрасли и многое другое.
Карта туризма Кабардино-Балкарии
В этом году аналитики компании «Киберия» провели масштабное исследование геобренда Кабардино-Балкарии: по заказу Кабардино-Балкарского государственного университета (КБГУ) они изучили отзывы туристов в интернете о республике. Аналитики использовали открытую информацию из СМИ, соцсетей, онлайн-карт и сайтов объявлений и других источников. Изначально было собрано более 2 миллионов записей, из которых для глубокого анализа отобрали 376 тысяч релевантных публикаций, созданных 155 572 авторами. Результаты исследования представили в апреле 2025 года на проектно-аналитической сессии Консорциума Big Data в КБГУ. И уже сегодня на основе этих данных разработаны конкретные проекты для развития региона.
Этим кейсом поделилась директор «Киберии» Юлия Александрова. Она представила дашборд, в который были сведены все полученные данные. Дашборд подробно описывает впечатления путешественников, показывает места для проживания — от квартир до отелей, цены на жилье и прямые ссылки на объявления, сезонный спрос во всех туристических зонах. Также система отображает данные о гидах, их рейтинги по отзывам туристов и многое другое.
Университет в центре туризма
Как отметил директор Института менеджмента, туризма и индустрии гостеприимства КБГУ Рамазан Лигидов, это исследование дает подробную характеристику туризма в республике. Именно такие данные позволяют вузу выбирать наиболее востребованные направления для развития и создавать актуальные и полезные для региона проекты.
«Полученные в апреле результаты уже сейчас трансформируются в конкретные инициативы, — рассказал Рамазан Лигидов. — КБГУ планирует до 2030 года разработать и внедрить новые образовательные программы, сформировать проекты по развитию wellness- и медицинского туризма в горах Кабардино-Балкарии, а также создать региональный центр компетенций в области медицинского туризма и высокогорной медицины. Этот кластер будет использовать природные ресурсы Кавказа для комплексного развития терапии, отдыха и образования».
Данные для всех
Как отметил модератор сессии Роман Корчигин, проектный директор Фонда защитников природы, значимость этого и других исследований — в перспективе стать базой для реальных решений:
«Сами по себе исследования — это, конечно, важная и интересная работа. Но настоящая их ценность начинается тогда, когда результаты перестают быть цифрами в отчете и превращаются в основу для управленческих решений. Мы уже видим, как регион и КБГУ опираются на данные. Важно не только изучать, но и использовать результаты — в этом смысл всех наших аналитических проектов».
Если говорить про пользу исследования для региональных властей, то администрация может видеть, какие объекты, маршруты и сервисы пользуются спросом, а какие вызывают жалобы, — и корректировать политику поддержки. Сезонность и передвижения туристов показывают, где нужны дороги, гостиницы, экологические тропы, автозаправочные станции. Анализ объявлений и отзывов поможет выявлять нелегальные формы размещения и услуг, что важно для налоговых поступлений и безопасности туристов.
Данные могут использовать также сами туристы, чтобы выбрать идеальное место для поездки в соответствии с собственными запросами. Причем необязательно изучать дашборд — достаточно воспользоваться специально созданным в рамках проекта ИИ-помощником «Туристический гид Кабардино-Балкарии». Это прототип LLM-ассистента на основе открытой модели Yandex GPT, дообученной на данных проекта. Он отвечает на вопросы и, например, может рассказать, куда поехать и сколько это будет стоить.
Экологический туризм
Исследование, посвященное анализу общественной обратной связи о работе и восприятии особо охраняемых природных территорий России (ООПТ), представила на форуме «Открытые данные» Юлия Верещак, директор по международным проектам Фонда «Заповедное посольство». Цель проекта — показать, как цифровые следы туристов и жителей регионов могут стать инструментом развития экологического туризма, повышения качества сервиса и формирования позитивного имиджа российских природных парков.
Исследование выполнено совместно с экспертно-аналитической компанией «Киберия». Аналитики изучили 135 571 сообщение с упоминанием 50 российских ООПТ в социальных сетях за период с августа 2023 по август 2024 года. В фокусе исследования — восприятие природных территорий, впечатления туристов, эмоциональные реакции и предложения по улучшению инфраструктуры и сервисов.
По данным исследования, 69% сообщений связаны с природными локациями, которые пользователи не осознают как ООПТ, воспринимая их как обычные туристические зоны. Это говорит о необходимости системной просветительской работы, чтобы напомнить посетителям о важности бережного отношения к природе и соблюдения природоохранных правил.
Аналитики подчеркивают, что цифровая обратная связь является инструментом управления: в жалобах и критических отзывах чаще всего содержатся конкретные предложения по улучшению условий пребывания на территории парков. На основе этих данных можно определять приоритетные направления развития инфраструктуры — от благоустройства троп и зон отдыха до регулирования туристического потока.
В исследовании приведены успешные примеры, когда системная работа с отзывами уже принесла ощутимые результаты. Так, в национальном парке «Таганай» анализ обратной связи помог определить направления инфраструктурных улучшений и активизировать волонтерские инициативы. В Кенозерском национальном парке местные жители стали ключевыми партнерами устойчивого туризма, участвуя в развитии маршрутов и эко-просветительских проектов.
Геоаналитика вместо догадок
Для анализа туристического потока можно использовать данные сотовых операторов, банков и открытых источников. Это позволяет получить реальную картину туристических потоков: кто приезжает, когда, зачем, сколько тратит и какие локации наиболее востребованы. Важно, что данные агрегируются и обрабатываются, не раскрывая личную информацию пользователей, — они обезличены.
Соответствующий кейс представила Елена Себякина из команды по развитию искусственного интеллекта и больших данных Билайн Big Data & AI. Это геоаналитика в туризме на основе технологии Beeline Big Data, которая представляет собой анализ сигналов мобильной сети и цифровых следов пользователей (тех, которые дали согласие на обработку данных).
Система анализирует перемещения людей, продолжительность визитов, возраст и социально-демографический профиль путешественников, их расходы и интерес к различным маршрутам. Это позволяет аналитикам определить основные точки притяжения туристов и оценить экономический эффект — сколько и на что люди тратят во время поездок.
Авторы представленных исследований отмечают, что аналитика данных помогает увидеть реальные запросы людей. Это, в свою очередь, должно использоваться для создания «умных», устойчивых и востребованных туристических направлений — от Калининграда до Татарстана и дальше.
Форум “Открытые данные” состоялся в Казани 30-31 октября и объединил университеты, органы госвласти и ИТ-компании вокруг темы технологий анализа данных и искусственного интеллекта, формирующих будущее образования, экономики и государственного управления. Организаторы— Томский государственный университет (ТГУ) и Университетский консорциум исследователей больших данных (Консорциум Big Data). Партнер форума-2025 — Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ).