Отправляясь в путешествие, каждому хочется отдохнуть с комфортом, хорошим сервисом и вкусной едой. Указать правильный путь и сориентироваться при выборе гостиницы помогут звезды.
Мы привыкли думать, что количество звезд или звездочная категория свидетельствует об уровне сервиса, инфраструктуре и прочих характеристиках гостиницы. Чем больше звезд, тем выше уровень сервиса и шире ассортимент услуг предлагает гостиница, включая размер и оснащение номеров, наличие ресторанов, бассейнов, спа-центров. В высокозвездочных гостиницах больше обслуживающего персонала, он более квалифицирован и лоялен к гостю.
Однако все не так просто! Что на самом деле означает «звёздность» отеля?
Давайте разберёмся в этой теме вместе с зав. кафедрой сервиса и туризма Института экономики ННГУ, доктором экономических наук, профессором Мариной Ефремовой.
Существует ли единая мировая система классификации гостиниц?
Классификация гостиниц существует во многих странах мира, но единой мировой системы классификации нет.
«Это означает, что в каждой стране свои требования и категории. Поэтому нельзя рассчитывать на одинаковые условия проживания в гостиницах одной категории, но расположенных в разных странах. К примеру, четырехзвездочный отель в Турции можно условно приравнять к трехзвездочному в России. Аналогичная ситуация системой классификации в Британии: чтобы определить уровень британских гостиниц в «звездах», необходимо от общего числа корон вычесть одну», - отмечает Марина Ефремова.
Особенности систем классификации гостиниц в отдельных странах
В мировой практике известно более 30 систем классификации гостиниц. Одной из самых популярных является, так называемая, французская система, согласно которой гостиницам присваивают звездочные категории.
«По легенде, их придумал Конрад Хилтон – основатель гостиничной сети Hilton, по аналогии с коньячными звездами. Такая система применяется во Франции, Австрии, Голландии, Венгрии, Китае, России, Турции, Египте, ОАЭ и многих других странах», - рассказывает Марина Ефремова.
Кроме звездочной, существует множество других систем: буквенная система A-B-C-D, что соответствует уровню 4–3–2–1 звезды (применяется в Греции), система корон (в Великобритании), есть системы ключей (в Швеции), баллов (в Индии), трезубцев,разрядов, и т.д.
Системы отличаются не только обозначением, но и количеством категорий. К примеру, во Франции категорию «пять звезд» не присваивают, ее заменяют категорией «четыре звезды» Grand DeLuxe. Дубайский Burj Al Arab и пекинский Morgan Plaza Beijing декларируют категорию «семь звезд».
«Помимо официальной классификации, крупнейшие гостиничные корпорации используют свою собственную систему. Они позиционируют свои бренды в различных сегментах рынка и избегают демонстрации символики («звезд», «букв»). Так, известная французская сеть Accor представляет свои марки на рынке в шести классах: Sofitel(5*), Novotel(4*), Mercury(3*), Ibis(2*), Etap и Formule(до 1*)», - отмечает Марина Ефремова.
Требования к гостиницам в России
· 1 звезда: минимальный набор услуг, базовый комфорт, частое отсутствие удобств в номерах, туалет и душ на этаже (лишь 25% номеров должны иметь собственный санузел). Площадь номеров от 9 кв.м (одноместный), допускаются многоместные номера вместимостью от 3 до 8 чел. площадью от 6 кв.м на человека. Завтрак «континентальный».
· 2 звезды: набор услуг ограничен, собственный санузел имеется, как минимум, в половине номеров. Площадь номеров от 9 кв.м (одноместный), допускаются многоместные номера вместимостью от 3 до 8 чел, площадь от 6 кв.м на человека. Завтрак –«континентальный».
· 3 звезды: самая распространенная категория, предлагающая комфорт, но без излишеств.Номера только одно- и двухместные, оснащены всем необходимым: санузел, душ/ванная, телевизор, интернет, мини-сейф, кондиционер, фен.Площадь номеров от 12 кв.м (одноместный) и от 15кв.м (двухместный). Доступны услуги стирки, глажки, химчистки и круглосуточное меню. Завтрак – «расширенный континентальный».
· 4 звезды: улучшенный сервис и комфорт, более просторные номера, чем в 3-звездочных гостиницах (от 12 кв.м–одноместные и от 15 кв.м – двухместные). Оснащены кондиционером, мини-сейфом и мини-баром. Часто ориентированы на деловых туристов, имеют конференц-центры, переговорные комнаты,несколько ресторанов, тренажерный зал.Обязательно наличие номеров высшей категории (сюит, люкс, апартаменты, студия, джуниорсюит). Завтрак – «шведский стол».
· 5 звезд: Роскошные гостиницы с дизайнерским интерьером, высоким уровнем сервиса и широким ассортиментом предоставляемых услуг.Обязательно наличие нескольких ресторанов, баров, спа-центра.Имеется тренажерный зал, охраняемая парковка, бассейн. Площадь номеров от 14 кв.м (одноместный) и от 16 кв.м(двухместный), просторный санузел. Обязательно наличие номеров высшей категории (сюит, люкс, апартаменты, студия, джуниорсюит). Завтрак –«шведский стол».
Что нового в классификации гостиниц в РФ?
«С 1 сентября 2025 г. получение гостиницами звездочной категории стало добровольной процедурой. Очевидно, что лучшие гостиницы не откажутся от демонстрации своего высокого статуса и продолжат использовать звездочные категории.
Но это вовсе не означает снижение требований к гостиницам. Начиная с 1 сентября 2025 г., все гостиницы в обязательном порядке должны определить тип своей гостиницы с учетом достаточно жестких требований и передать сведения в Единый реестр объектов классификации в сфере туристской индустрии», - подчеркивает Марина Ефремова.
Где можно узнать звездочную категорию гостиницы?
Чтобы повысить доверие туристов к качеству гостиниц, звездочная категория гостиниц с 1 сентября 2025 г. доступна в Едином реестре классификации в сфере туристской индустрии. Свидетельство о категории не выдается.
С 1 сентября 2025 года и по результатам проверки гостиница добавляется в реестр классифицированных средств размещения. Свидетельство о классификации уже не выдается.
С 1 сентября 2025 года наличие на агрегаторах информации об услугах средства размещения без ссылки на реестр средств размещения запрещается.