Найти в Дзене
Новый очаг

Их любовь была свободной и жила как хотела: Светлана Тома и Эмиль Лотяну

Оглавление

Любовь без печати брака

Так и проходила их жизнь — между встречами и расставаниями, между страстью и болью прощания. Светлана Тома и Эмиль Лотяну любили друг друга всегда, даже когда между ними лежали километры и годы. Они никогда не были женаты: их чувства жили без границ и правил, как цыганский табор из их легендарного фильма «Табор уходит в небо». Сегодня исполнилось 89 лет со дня рождения Эмиля Лотяну.

-2

«Наша Таня громко плачет»

Светлане было всего семнадцать. Худенькая, с детским, удивлённым взглядом больших глаз и пушистыми ресницами — она будто сошла со старинной открытки. Ассистент режиссёра Эмиля Лотяну, пробегая мимо, вдруг остановился, как будто наткнулся на откровение. Именно такую девушку он искал. Он пригласил её на пробы. Светлана не придала этому значения: когда попросили прочесть стихотворение, она с улыбкой продекламировала «Наша Таня громко плачет». Но Лотяну почувствовал что-то особенное. В этой наивности он разглядел искру таланта — и дал ей роль в фильме «Красные поляны».

Как сказал Джон Леннон, «Жизнь — это то, что происходит с нами, пока мы строим совсем другие планы». Светлана собиралась стать юристом, но кино поглотило её без остатка. На съёмках Лотяну был строг, мог быть резким, даже жестоким. Девушка плакала, порой хотела всё бросить. Но стоило дню закончиться — и рядом появлялся другой Эмиль: внимательный, мягкий, заботливый. Он верил в её талант — и этой верой зажёг её судьбу.

-3

Новое имя, новая судьба

Эмиль предложил Светлане сменить фамилию. «Фомичева» звучало просто, а вот фамилия прабабушки-француженки — Тома — имела в себе загадку, музыку, лёгкий налёт таинственности. «Для будущей звезды это идеальное имя», — говорил он. Светлана долго не понимала, что режиссёр за ней ухаживает. Все букеты, беседы и внимание казались ей проявлением дружбы и заботы взрослого мужчины. А потом она поняла: это любовь. Настоящая. И, как оказалось, навсегда.

Когда любовь впервые треснула

Их отношения были бурей — вспышки, ссоры, страсть, примирения. Когда Светлана поступила в Ленинградский институт культуры, они стали видеться реже, но Эмиль оставался её Мастером и мужчиной. Ревнивый, вспыльчивый, он мог обидеть и тут же раскаяться. Она зависела от него, не могла смотреть на их связь со стороны.

-4

Первое расставание случилось из-за случайности. Светлана снималась в Ленинграде, когда Лотяну прислал телеграмму — звал в Молдавию. Но коллеги, боясь срыва графика, телеграмму спрятали. Эмиль воспринял молчание как предательство. «С предателями мне не по пути», — сказал он. В его фильме снялась другая актриса, в жизни появилась другая женщина. Но не Светлана…

После паузы — снова вместе

Они не виделись год. За это время многое изменилось: Светлана закончила институт, вышла замуж за коллегу — актёра Олега Лачина. Это были тихие, ровные отношения, без бурь и ревности. Родилась дочь. И вдруг снова — Лотяну. Он пригласил молодую семью сниматься в новом фильме, всё выглядело мирно и по-взрослому.

-5

Но судьба распорядилась иначе. Когда девочке было всего полгода, Олег трагически погиб: его задела лопасть катера. Светлана не спала ночами, слышала его голос, звуки катера, замирала от боли. От отчаяния спасала только работа — и Эмиль, который снова оказался рядом. Тихо, без лишних слов.

«Табор уходит в небо»: история, похожая на их любовь

Когда Лотяну позвал Светлану на роль Рады, она уже была другой — зрелой, упрямой, знавшей себе цену женщиной. Съёмки были тяжёлыми: конфликты, усталость, слёзы. В один день она не выдержала и уехала. На этот раз Эмиль не гневался. Он просто ждал. Роль никому не отдал, разговаривал через третьих лиц: «Передайте Светлане, что…».

Фильм стал легендой — «Табор уходит в небо» взорвал мир. Светлана знала: за Эмиля замуж она не выйдет. Он не создан для семейной жизни. Но и разорвать связь не могла — да и зачем? Их любовь не нуждалась в штампах. Так и жили — любовь, разлука, снова любовь, снова разлука.

-6

Последний акт

Светлана понимала: Эмиль слишком свободен, чтобы его можно было удержать. И именно этой свободой она его и связала. Были и другие женщины, но возвращался он всегда к ней. Когда Лотяну заболел раком, Светлана была рядом, ухаживала, облегчала боль, держала его за руку.

После его смерти она ощутила сиротство. Не стало человека, который умел любить её — вопреки всему, верил в неё безоглядно, жил с ней одной судьбой. Любовь ушла в небо. Но осталась — навсегда.

Автор Лариса Хомайко