Найти в Дзене

Как сухумский маяк повлиял на Маяковского

Маяки почти всегда воспринимаются как что-то мрачное, загадочное, даже немного жуткое. Это не случайность — у маяков есть особенности, которые буквально притягивают тёмные сюжеты. Обычно маяки стоят на отшибе населенных пунктов или в совершенно пустынной местности, у края морского обрыва или на отдельном острове. Маяки существуют, потому, что море опасно и как правило маяки строили как раз в самых опасных местах, где чаще всего и происходили кораблекрушения. Маяк - как символ надежды, поставленный в безнадежном месте и старый маячник, как символ одиночества. И почти у каждого маяка существуют свои легенды. Иногда, страшные, а иногда и забавные. Я много видел маяков на нашем черноморском побережье, но приехав в Сухум я сразу отправился на сухумский мыс - там до сих пор сохранился дореволюционный маяк, построенный французами. Первый маяк на мысе был поставлен еще в 50-х годах XIX века, но, во время русско-турецкой войны отступающие турки маяк разрушили. Новый маяк построили в 1861 году

Маяки почти всегда воспринимаются как что-то мрачное, загадочное, даже немного жуткое. Это не случайность — у маяков есть особенности, которые буквально притягивают тёмные сюжеты. Обычно маяки стоят на отшибе населенных пунктов или в совершенно пустынной местности, у края морского обрыва или на отдельном острове. Маяки существуют, потому, что море опасно и как правило маяки строили как раз в самых опасных местах, где чаще всего и происходили кораблекрушения. Маяк - как символ надежды, поставленный в безнадежном месте и старый маячник, как символ одиночества. И почти у каждого маяка существуют свои легенды. Иногда, страшные, а иногда и забавные.

Я много видел маяков на нашем черноморском побережье, но приехав в Сухум я сразу отправился на сухумский мыс - там до сих пор сохранился дореволюционный маяк, построенный французами. Первый маяк на мысе был поставлен еще в 50-х годах XIX века, но, во время русско-турецкой войны отступающие турки маяк разрушили. Новый маяк построили в 1861 году по заказу Департамента навигации военно-морского флота. Маяк, целиком из металла, был изготовлен во Франции компанией инженера Эрнеста Гуэна и привезен в Сухум. Кстати, фирма Гуэна строила Троицкий и Дворцовый мосты в Санкт-Петербурге, а его имя в числе 72-х имен выдающихся ученых и инженеров Франции, выгравировано на 1 этаже Эйфелевой башни. Сухумский маяк был установлен на винтовых сваях всего за 150 рабочих дней. Высота маяка 36 метров, горизонт освещения маяка составлял 12 морских миль. Внутри маяка находится винтовая лестница с 137 ступенями. Во время последней русско-турецкой войны отступающие турецкие войска затрофеили фонарь маяка.

В начале XX века маяк был одной из главных достопримечательностей Сухума и сюда водили экскурсии. По всей видимости гости маяка поднимались на самый верх, потому что оттуда открывается великолепный вид аж до Нового Афона, на Сухум и его окрестности. Была даже гостевая книга, где гости оставляли свои отзывы, но она сгорела во время грузино-абхазской войны. До революции во многих городах была такая традиция: самое высокое здание, какого бы оно не было назначения, использовалось как смотровая площадка. Например, в Екатеринодаре (Краснодаре) смотровой площадкой была 8-этажная пожарная каланча в центре города, а в Новороссийске поднимались на самую верхушку элеватора, который и сейчас находится напротив железнодорожного вокзала.

Владимир Владимирович "Маяк" Маяковский.
Владимир Владимирович "Маяк" Маяковский.

Вокруг сухумского маяка есть множество легенд. Одна из них - про Владимира Маяковского. Маяк - Маяковский. Догадываетесь? Якобы Владимир Маяковский взял себе псевдоним “Маяковский” после посещения этого маяка. На самом деле Маяковский - это настоящая фамилия поэта, а не псевдоним. Правдой про Маяковского является другой факт - в 1901 году Маяковский действительно поднимался наверх этого маяка. Из биографии Маяковского мы знаем, что родился он в Кутаисской губернии (сегодня это территория Грузии) и в 1901 году, когда ему было 8 лет, на летних каникулах, он действительно посетил этот маяк. Мать поэта, Александра Алексеевна вспоминала:

"Мы доехали до Батума поездом, а оттуда в Сухум – пароходом. Это путешествие доставило всем большое удовольствие, особенно впечатлительному и любознательному Володе. Он был одет в матросский костюм, оживленно разговаривал с пассажирами, капитаном, матросами. Мы не могли уследить за ним, так быстро он бегал по пароходу. Ему хотелось все увидеть, все осмотреть".

Посещение маяка произвело на 8-летнего Володю неизгладимое впечатление. В 1926 году уже известный и популярный поэт Владимир Маяковский написал детскую книжку “Это книжечка моя про моря и про маяк”. Вряд ли Маяковский в этой книжке рассказал именно про сухумский маяк, поскольку никаких скал в районе сухумского маяка, нет. Но, то что посещение маяка в Сухуме осталось в голове Маяковского - факт.

Разрезая носом воды,

ходят в море пароходы.

Дуют ветры яростные,

гонят лодки парусные,

Вечером,

а также к ночи,

плавать в море трудно очень.

Все покрыто скалами,

скалами немалыми.

Ближе к суше

еле-еле

даже

днем обходят мели.

Капитан берет бинокль,

но бинокль помочь не мог.

Капитану так обидно —

даже берега не видно.

Закружит волна кружение,

вот

и кораблекрушение.

Вдруг —

обрадован моряк:

загорается маяк...

И заканчивается стихотворение словами

Этой книжечки слова

и рисуночков наброски

сделал

дядя

Маяковский.

Маяковский заключил договор с издательством “Молодая Гвардия” и к своей рукописи должен был сдать и рисунки. По всей видимости рисунки Маяковский не предоставил и в 1927 году книжка вышла с иллюстрациями художника Покровского, а последние строфы про "рисуночки дяди Маяковского" из стихотворения исчезли.

Кстати, Маяковский почти наш, кубанский! Его прадед по отцовской линии - запорожский казак, был полковым есаулом Черноморского войска, а его мать Александра Алексеевна - кубанская казачка, родилась в станице Терновой, сегодня это станица в Тихорецком районе Краснодарского края. Бабушка по отцовской линии Ефросинья Осиповна Данилевская — двоюродная сестра автора исторических романов Григория Петровича Данилевского, родом из запорожских казаков. Хотя в поэме “Владикавказ — Тифлис” (1924 г.) Маяковский называет себя “грузином”.

Только

нога

вступила в Кавказ,

я вспомнил,

что я —

грузин.

Эльбрус,

Казбек.

И ещё —

как вас?!

На гору

горы грузи...

В интервью пражской газете “Prager Presse” (беседа состоялась во время посещения Чехословакии в апреле 1927 года) Маяковский о себе сказал: “Родился я в 1894 году на Кавказе. Отец был казак, мать — украинка. Первый язык — грузинский. Так сказать, между тремя культурами”.

Авангард и Маяковский.
Авангард и Маяковский.

Как найти сухумский маяк? Идите на улицу Красномаячная и между зданием Гидрофизического института и домом №69 заходите в калитку, проходите через двор жилого дома в сторону моря, через ворота с якорями и вы окажитесь на берегу моря, у маяка. Если к маяку пойдете пешком, то станете обладателями фоточек крутых советских мозаик, по пути, на Рыбокомбинате.

Раз уж заговорили за абхазские маяки, то я вам должен рассказать про еще один старый маяк - он находится на самой оконечности мыса Пицунда, среди высоких корпусов советского пансионата. Маяк очень сильно проржавел и дни его сочтены: либо упадёт сам, либо его снесут.

Пицундский маяк из книги "Лоция Чёрного и Азовского морей".
Пицундский маяк из книги "Лоция Чёрного и Азовского морей".

Точная дата строительства маяка в Пицунде неизвестна. Он был возведен дирекцией маяков и лоции Черного и Азовского морей. В книге "Лоция Чёрного и Азовского морей" 1903 года подробно описан данный маяк, есть и фотография, где маяк стоит в окружении сосен - до строительства пансионатов в 60-х годах прошлого века, маяк был самым высоким сооружением в Пицунде. В одних изданиях указывают, что маяк был построен в 1891 год, в других – на два года позже. Он расположен на самой крайней точке пицундского мыса и многие десятилетия своим светом указывал путь мореплавателям. Его высота - 36 метров. Огонь от этого маяка виден был на почти 20 км. Еще одним интересным фактом можно назвать то, что пицундский маяк соединялся прямым телефоном с почтово-телеграфной конторой в Гудауте. На территории маяка в советское время находилась часть военно-морского флота и погранзастава.

После постройки высоких пансионатов оборудование с маяка перенесли на крышу соседнего корпуса "Маяк", но, видимо, и там маячное оборудование уже не функционирует. Сам каркас маяка сильно проржавел до дыр, куда можно просунуть голову. Внутри маяка сохранилась винтовая лестница, вход в маяк заварен от любопытствующих любителей заброшек.

Маяки появлялись вдоль абхазского побережья в процессе постройки Сухумского шоссе, но из-за русско-турецкой войны 1877-1878 годов завершить работы на пицундском маяке удалось спустя 15 лет. Найти маяк в Пицунде можно между пансионными корпусами "Маяк" и "Амза". Или вводите координаты
43.147543, 40.342419 на Я.Карте. Будете в Пицунде, загляните на маяк, пока его не снесли.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Вы можете также поддержать автора с помощью донатов "Дзена". Также подписывайтесь на мой телеграм-канал где я публикую много интересной информации по городам Юга России.