Валерий Подмаско
Зона северо-западных диалектов
Дорийцы осели не только в Пелопоннесе. Они расселились вдоль всего маршрута, по которому они двигались по Северной и Средней Греции к Пелопоннесу. В основном, в северо-западной Греции дорийцы оседали рядом либо с местным негреческим, либо додорийским греческим населением, создав позднее вместе со своими соседями-недорийцами сплоченные гражданские общины. Вся эта зона, заселенная смешанным населением, называется историками Древней Греции «зоной северо-западных диалектов греческого языка». Термин – так себе, но за неимением лучшего воспользуемся тем, что есть. Главное, что этим иносказательным термином обозначена действительно интересная и исторически важная часть Древней Греции.
В зону северо-западных диалектов обычно включают западную и центральную часть Средней Греции (Арканию, Этолию, Локриду Озольскую, Локриду Эпикнемидкую, Локриду Опундскую и Фокиду), южную часть Северной Греции (области Амбракия, Долопия, Эниания, Малида и, возможно, южная часть Фтиотиды), а также западную часть Пелопоннеса (Элиду и даже Ахейю). Таким образом, зона северо-западных диалектов включала в себя не только западный маршрут вторжения дорийцев в Северную и Центральную Грецию, но и маршрут их движения на восток – к водам Эгейского моря между Фессалией (на севере) и Беотией (на юге) к побережью Малийского и Эвбейского заливов, которые отделяют Беотию и Аттику от острова Эвбея.
Вероятно, во всей зоне северо-западных диалектов когда-то было много дорийских анклавов, окруженных додорийским населением. Со временем дорийцы этих анклавов полностью слились с окружающим додорийским населением, и в конце концов там остался всего один дорийский анклав – Дорида (Греческая Дорида). Тем не менее, сильное дорийское влияние обнаруживалось во всех северо-западных диалектах, которые кто-то рассматривает как дорийские диалекты, а кто-то рассматривает как диалекты, возникшие в результате смешения древнего дорийского диалекта с диалектами местного додорийского населения, прежде всего, ахейского и эолийского, хотя в диалектах западной части зоны просматривается и влияние негреческих индоевропейских языков Эпира, прежде всего, иллирийцев – предков современных албанцев.
Почему речь идет о северо-западных диалектах, а не северо-западном диалекте? Дело в том, что после дорийского нашествия этническая ситуация в каждой области этой зоны была настолько неповторима, что в ее границах возникло много родственных диалектов. Некоторые из этих диалектов связывала друг с другом только дорийская составляющая, а некоторые –дорийская составляющая и додорийский диалектный субстрат. Вообще, этническое разнообразие зоны северо-западных диалектов поражает. Если вне этой зоны известно всего четыре основных древнегреческих этноса – ионийцы, эолийцы, дорийцы и ахейцы Аркадии, то в границах зоны можно выделить до десятка молодых этносов, возникших после дорийского нашествия по всему маршруту движения дорийцев на Пелопоннес. Единственно, кто портит эту ясную картину – ахейцы Ахейи и соседних с Ахейей островов Итака (!), Кефалония и Закинф, говорившие то ли на дорийском диалекте, то ли на диалекте, который под влиянием дорийского следует относить к северо-западной группе диалектов древнегреческого языка.
Ахейцы Ахейи
Начнем с Пелопоннеса, северную (Ахейя) часть которого, как я уже сказал, многие исследователи древнегреческого языка и его истории относят к зоне северо-западных диалектов древнегреческого языка. Однако существуют достаточно авторитетные исследователи, которые относят диалект (или диалекты) населения Ахейи и островов Итака, Кефалония и Закинф к особой диалектной группе – к «ахейским дорийским» диалектам. Естественно, они не включают Ахейю и названные мною острова в зону северо-западной диалектной группы. Однако лично я придерживаюсь той точки зрения, что «ахейские дорийские» диалекты – это подгруппа северо-западных диалектов древнегреческого языка, к которой относится, например, диалект (или диалекты) Элиды – пелопонесской соседки Ахейи. С учетом всего сказанного, мы рассмотрим Ахейю первой в ряду областей зоны северо-западных диалектов.
Итак, Ахейя – эта самая северная область Пелопоннеса. Она занимала узкую полосу земли между хребтом Панэллион (продолжение гор Аркадии) и Коринфским заливом. Отсюда и ее второе название – «Эгиалейя». Это была не самая богатая, но стратегически важная область Пелопоннеса, которая на протяжении многих столетий существовала за счет собственных ресурсов, не прибегая к завоеваниям соседних земель на полуострове или в Центральной Греции на северном берегу Коринфского залива.
В Ахейе уже в классический период существовало 12 полисов, крупнейшими и важнейшими из которых были портовые (!) полисы Патры, Гелика, Эгий, Дима, а также Пеллена, Тритея и Эгира. Эти полисы сначала образовали амфиктионию (гр. Ἀμφικτίων), т.е. религиозный союз с общим святилищем Посейдона Геликонского (в Гелике) – древнейшим и наиболее почитаемым святилищем Посейдона во всем Пелопоннесе. Затем полисы Ахейи образовали симмахию (гр. Συμμαχία), т.е. наступательный военно-политический союз, который старался проводить самостоятельную внешнюю политику, но часто шел в фарватере Спарты. Его первой «столицей» стала Гелика, но в 373 году до н.э. город в результате землетрясения ушел под воду вместе со святилищем Посейдона Геликонского. Эта катастрофа потрясла весь греческий мир и воспринималась как кара Посейдона. Тогда же новой «столицей» Ахейского союза стал Эгий. Главным религиозным центром Союза стало святилище Зевса Гомория – покровителя урожая, хлебов и плодородия. Святилище было религиозным символом ахейской идентичности. Здесь хранились государственные архивы и казна Союза, приносились клятвы верности.
В Эгии находился еще один очень важный для ахейской идентичности религиозный центр – древнее святилище Геры, супруги Зевса. Это святилище было вторым по значимости местом поклонения наряду со святилищем Зевса. Знаменитым даже за пределами Ахейи было святилище Асклепия, бога врачевания, в Эгире. Оно соперничало с более знаменитыми святилищами в Эпидавре и Косе. Там же в Эгире находилось очень популярное пещерное святилище богини плодородия Деметры. Рядом с небольшим городом Луси (Лусой) находилось святилище Артемиды, известное своим необычным и архаичным ритуалом: одна из девушек исполняла в честь богини роль «медведицы».
В экономике Ахейи всегда преобладало сельское хозяйство. Ремесла и торговля были развиты слабо и имели локальный характер. Однако прибрежное положение и наличие портовых городов позволяло скромно участвовать в морской торговле и осуществить главный экономический прорыв, которым стала колонизация. Ахейцы, будучи морским народом, основали ряд колоний в Великой Греции (Сицилия и Южная Италия). Самой известной из них является Сибарис, находившийся в Южной Италия на берегу Тарентского залива. Этот город печально известен даже в наше время своим богатством и роскошью: от его названия происходит слово «сибарит». Несмотря на небольшое количество ахейских колоний, именно колонизация позволила ахейским полисам компенсировать нехватку ресурсов на родине и создать источники дохода за морем.
Элейцы
Другой пелопонесский этнос – это элейцы, жители самой западной области Пелопоннеса – Элиды. Они говорили на одном диалекте (или нескольких диалектах), который все единодушно относят к северо-западной диалектной группе. Элейцев рассматривают как этнос, сформировавшийся в результате смешения дорийцев с древним эолийско-ахейским или даже иллиро- эолийско-ахейским субстратом. Так что элейцы – это дорийцы, «но не совсем». Хотя можно сказать и иначе: элейцы – не дорийцы, «но не совсем».
В отличие от милитаристской Спарты, Элида была относительно мирным и слабо милитаризированным полисом Пелопонесса. Ее могущество основывалось не на армии, а на контроле над святилищем Зевса в легендарной Олимпии и организацией Олимпийских игр. Именно святилище Зевса и Олимпийские игры давали Элиде огромный религиозный авторитет и приносили огромные доходы. Священный и неприкосновенный статус общегреческого святилища Зевса Олимпийского и регулярно проводимые Олимпийские игры обязывали Элиду придерживаться нейтралитета и не участвовать в общегреческих склоках. Вместе с тем, благодаря святилищу Элида сама редко подвергалась нападениям, так как разграбление Олимпии считалось страшным святотатством. Контроль над общегреческим святилищем Зевса Олимпийского был основой элейской экономики, и это кардинально отличало Элиду от всех других греческих полисов. Ни одному полису, ни одному союзу полисов, на территории которого находилось общегреческое святилище, не удавалось жить за счет этого святилища, а элейцы смогли.
Элида имела довольно уникальное политическое устройство. Ее территория была разделена между несколькими могущественными полисами, которые вместе контролировали знаменитую Олимпию и образовали для этого Элейский союз с единым гражданством всех союзных полисов. Это редкий для Древней Греции пример образования политического союза ради религиозных целей. Гегемоном Союза и его крупнейшим городом был Элис. Этот город был резиденцией союзного правительства. Здесь хранились казна и государственные архивы Союза. В Элисе проводились общесоюзные игры Элланодики. Здесь находились крупнейшие после Олимпии религиозные центры: святилище Афины на Акрополе Элиса; святилище Афродиты Урании (Небесной) – самое древнее или одно из древнейших святилищ Афродиты во всей Греции; очень древнее святилище Артемиды в Ортигии (рядом с Элисом), покровительницы деторождения, с очень жестокими ритуалами бичевания жриц; святилище Геракла Киносадонта («Убийцы пса») и святилище Силена в Фолах (недалеко от Элиса) с уникальным и очень архаичным культом. Здесь почитали Силена, спутника Диониса, в его древней не антропоморфной форме.
Вторым крупнейшим полисом Элиды была Пиза, на территории которой (область Пизатида) и находилось святилище Зевса Олимпийского. Пиза вела долгую и ожесточенную борьбу с Элисом за контроль над Олимпией и право проводить Игры, но в конце концов проиграла. После поражения Пизы в борьбе за контроль над Олимпией этот полис был лишен статуса союзного полиса и был полностью подчинен Элиде, а ее граждане утратили статус граждан Элейского союза и были низведены до положения свободного, но ограниченного в правах населения, подобного периэкам Спарты.
Главным портовым городом Элиды была Киллина, находившаяся на западе области на побережье Ионического моря. Через этот город-порт шла вся морская торговля Элейского союза. Он был «воротами» в Элиду для всех, кто прибывал морем, в том числе и для паломников, направлявшихся в Олимпию. Менее значимыми полисами Элиды были Фрия, Эпий, Дискорион и др. Кстати, Олимпия не была полисом и даже городом в обычном смысле. Олимпия была поселением при святилище Зевса.
Полисы Элиды не практиковали активную колонизацию. Однако у них было несколько важных колоний, основанных, как правило, не для торговли, а для решения конкретных стратегических задач. Между тем, отнесение тех или иных колоний к категории элейских колоний – дело довольно спорное. Возможно, элейской колонией является Гимера, располагавшаяся когда-то на северном побережье Сицилии. Она была первым греческим полисом в этой части острова и имела стратегическое значение как форпост у восточной границы той территории, которую контролировали финикийцы.
Фокейцы
Теперь рассмотрим крупнейшие этносы Срединной Греции, говорившие на северо-западных диалектах. Начнем с востока – с фокейцев (не путать с жителями ионийской Фокеи в Малой Азии). Область, которую они населяли, называлась Фокидой. На западе она граничила с Доридой (населенной дорийцами) и Озольской Локридой, на востоке – с Беотией (населенной эолийцами) и Опунтской Локридой, на севере – с Эпикнемидской Локридой, а на юге ее омывал Коринфский залив. Кстати, соседствующие с фокейцами локры (жители трех Локрид), как и фокейцы, тоже говорили на «северо-западных» диалектах.
До дорийского нашествия Фокиду, как и Дориду, очевидно, населяли эолийцы. Фокейцы считались их потомками, т.е. исконным населением Фокиды. Античная традиция проводила четкое различие между фокейцами и дорийцами. Тем не менее, фокейцы говорили на диалекте, близком к дорийскому, хотя в данном случае следует говорить не о фокейско-дорийском родстве, а о сильном дорийском языковом и культурном (но только не политическом) влиянии. Фокейцы постоянно враждовали со своими дорийскими соседями из Дориды, хотя их главным заклятым врагом были эолийцы Фессалии, и их этническая идентичность была и анти-дорийской, и анти-фессалийской или даже анти-эолийской. Несмотря на языковое родство, фокейцы были врагами не только дорийцев из соседней Дориды, но и дорийцев Спарты. Такое устойчивое неприятие дорийцев неизбежно превращало фокейцев в преданных союзников Афин с устойчивой антиспартанской ориентацией.
Яркой особенностью Фокиды было нахождение в ней общегреческой святыни – святилища и оракула Аполлона в Дельфах, расположенного у подножия горы Парнас. Хотя Дельфы находились на территории Фокиды, фокейцы не могли единолично управлять святилищем и присваивать себе его доходы. Фокейцы были хранителями Дельфийского святилища, но они не были его хозяевами, что сильно травмировало их. Святилище находилось под контролем Дельфийской амфиктионии – религиозного союза, созданного специально для этой цели полисами основных этносов Древней Греции, включая эолийцев Беотии и Фессалии, имевших наибольший вес среди членов амфиктионии, а также пелопоннесских дорийцев и ионийцев Аттики (афинян). Членами амфиктионии были и фокейцы из Дельф, которые были хозяевами территории, занятой святилищем Аполлона. Судя по античным свидетельствам, Дельфы, в отличие от Олимпии, были настоящим городом и полисом, естественно процветающим.
Амфиктиония была высшей инстанцией по всем вопросам, связанным с Дельфийским святилищем. Совет амфиктионии назначал главных жрецов Аполлона, контролировал сокровищницы, возведенные в святилище разными греческими полисами-государствами, и, что самое обидное для фокейцев, контролировал огромные богатства, принадлежащие самому святилищу. Следует знать, что святилища и храмы выступали в Античном мире в качестве могущественных кредитных организаций, которые получали огромные доходы от оборота накопленных ими богатств. Святилище Аполлона в Дельфах не было исключением.
В политическом отношении Фокида, подобно другим этнически однородным областям Древней Греции, представляла собою союз (симмахию) 22-х полисов, крупнейшими из которых были сами Дельфы, а также Элатея, Китиний, Кирра, Антикира, Фроний и др. Фокейский союз был одним из старейших в Греции. Союзное собрание собиралось в Дельфах. Там назначались и действовали союзные магистраты. Вообще, Союз существовал в тени и на попечении Дельфийского святилища, и в этом была причина его процветания и всех его бед. Особое место в истории Фокейского союза занимают Священные войны – вооруженные конфликты за контроль над Дельфами. Последней была Третья священная война (356–346 годы до н.э.), которая началась, потому что фокейцы начали распашку священной земели, не подчинились решению Амфиктионии о наложении на Фокейский союз огромного штрафа и вместо его уплаты захватили Дельфы и конфисковали сокровища храма Аполлона. Итог был печальным: в 346 году до н.э. Фокейский союз потерпел сокрушительное поражение. Города Фокейского союза вернули всё ими награбленное в Дельфах, и фокейцев исключили из Дельфийской амфиктионии. Все фокейские (или важнейшие из них) города были разрушены, хотя позднее некоторые из них были восстановлены, но только как деревни.
Не следует думать, что в Фокиде было всего одно святилище – святилище Аполлона Дельфийского. Их было много. Помимо Дельфийского оракула Аполлона, в Фокиде был еще один оракул – оракул Аполлона в Абах (северо-восточная часть Фокиды). Святилище Аполлона в Абах было вторым по значимости святилищем Фокиды после Дельф. Оно служило общесоюзным святилищем во время Третьей священной войны. В Дельфах находилось еще одно очень важное и самостоятельное святилище – святилище Афины Пронойи (Предусмотрительной). Оно находилось на террасе Мармария, и его символом был Толос – круглое здание, которое посещали паломники до или после визита к оракулу Аполлона. Важные религиозные центры находились в крупнейших городах Фокеи: святилище Артемиды в Элатее; очень популярное в Фокиде святилище Диониса в Амфиклее у подножия Парнаса – мифической обители Диониса и менад; святилище диоскуров (Кастора и Полидевка) в Давлиде; святилище Афины в Амфисале (неподалеку от города Амфисса) и т.д.
Фокида не обладала богатыми природными ресурсами, поэтому сельское хозяйство и даже ремесла не обеспечивали потребности фокейцев. Несмотря на управление святилищем Аполлона Дельфийской амфиктионией, фокейцы все же получали большие доходы за счет обслуживания тысяч паломников, пребывавших в Дельфы по суше и по морю. Однако главное преимущество фокейцев заключалось в их уникальных навыках кораблестроения и мореходства, которые позволили Фокиде принять самое активное участие в Великой греческой колонизации. Фокейцы не основали большого количества колоний. Они действовали точечно, осваивая только стратегически важные пункты Средиземноморского побережья. Примером их выдающейся прозорливости явилась Массилия (современный Марсель) – колония на берегу Галлии, изменившая жизнь всего Северо-западного Средиземноморья. В остальном колонизация фокейского типа имела торгово-пиратский характер, направленный на контроль важных торговых маршрутов и источников ценного сырья, прежде всего металлов.
Этолийцы
Этолийцы были крупнейшим этносом зоны северо-западных диалектов. Этолийцы жили в Этолии – области, которая граничила на западе с Арканией, на севере – с Долопией, на северо-востоке – с Малидой и на юго-востоке – с Локридой Озольской. С юга Этолию омывали воды Коринфского залива. Античные авторы, например Фукидид, часто описывали этолийцев как довольно «дикое», воинственное племя, живущее в небольших неукрепленных деревнях и ведущее пастушеский образ жизни. Конечно, это был расхожий стереотип, но он, тем не менее, отражал отличия этолийцев от граждан более развитых полисов Восточной Греции, таких как Афины.
Согласно местным преданиям, этолийцы жили не только в Этолии: во время дорийского нашествия они переселились и в пелопоннесскую Элиду, куда они яко бы переправились с легендарным проводником дорийцев Оксилом. Северная часть Этолии в древности была населена иллирийцами, которые со временем были эллинизированы. Судя по всему, все три основных этолийских племени – аподоты, офионы и эвританы, имеют иллирийское происхождение.
Этолийцы долгое время жили родоплеменным строем. Поэтому Этолийский союз был образован этолийскими племенами, а не полисами. Полисы возникли там позднее, чем в той же соседней Фокиде и тем более в Беотии или Аттике. Важнейшими этолийскими городами-государствами уже в классический период были Ферм (Терм), Калидон, Плеврон и Агриний. Почти все города Этолии в первую очередь были крепостями, защищавшими долины и торговые пути. В IV веке до н.э. полисы Этолии образовали мощный Этолийский союз, ставший, как и Беотийский союз, федеративным государством с единым общесоюзным гражданством и одной из сильнейших армий Древней Греции. Сам факт создания подобного союза свидетельствует о сильном чувстве общей идентичности у эолийцев. В III веке до н.э. к Этолийскому союзу присоединились некоторые области Средней Греции, южные города Фессалии и ряд полисов Пелопоннеса. Вхождение в Союз Фокиды позволило этолийцам установить контроль над Дельфами, что принесло эолийцам колоссальные доходы, престиж и политическое влияние, сравнимые с доходами Элиды от Олимпии.
Главным религиозным центром Этолийского союза было святилище Аполлона Термиоса в Ферме – аналог святилища Зевса в Эгии для Ахейского союза. Именно в этом святилище проходили собрания Совета (Буле) Союза и хранилась союзная казна и союзный архив. Святилище было символом единства этолийских племен. На месте святилища археологи обнаружили остатки нескольких храмов, сокровищниц и стой (портиков). Древнейшие храмы датируются еще VIII-VII веками до н.э. Важными религиозными центрами Этолии были святилище Аполлона в Калидоне – одном из важнейших городов Западной Этолии; святилище Артемиды Лафрии в Калидоне с его самым знаменитым и архаичным культом Этолии, который был широко известен жесткостью своих ритуалов (жертвенных животных сжигали живьем); святилище Артемии (не путать с Артемидой) в соседнем Плевроне, одном из самых главных городов Этолии; святилище в Фитии было дублером святилища Аполлона Термиоса в Ферме. В Фитии проходило Народное собрание (Экклесия) Этолийского союза. О самом святилище ничего не известно. Не известно даже то, кому оно было посвящено – то ли Зевсу, то ли Аполлону. Архаичность религиозных культов Этолии отражала консервативный дух ее народа.
Этолия была регионом с суровым горным рельефом, малопригодным для интенсивного земледелия. Экономика Этолии, особенно в архаическую и классическую эпохи, кардинально отличалась от экономики большинства греческих полисов. Это была экономика периферийного, племенного сообщества, основанная на скотоводстве, примитивном земледелии, сосредоточенных в отдельных долинах. Побережье Этолии было неудобным для освоения. До IV века до н.э. в Этолии не было крупных портов. Тем не менее, береговая линия Этолии позволяла использовать море для пиратских экспедиций на все побережье Коринфского залива и даже Ионического моря. Поэтому пиратские набеги на соседние приморские области составляли чуть ли не главную отрасль этолийской экономики. Этолийцы были бедой для своих соседей в Акарнании, Западной Локриде и даже на Пелопоннесе. Они угоняли скот, захватывали имущество и людей для продажи в рабство. Только в конце классического периода Этолия начала приобщаться к цивилизации. Этолийский союз присоединил Западную Локриду с ее портами, и это дало возможность активно заняться благопристойной морской торговлей.
Долопы – северные этолийцы
Как я уже сказал, Этолия граничила на севере с Долопией, которую часто называют Северной Этолией, рассматривая долопов как сородичей этолийцев. Родство долопов с этолийцами, как, впрочем, и с эпиротами, не вызывает серьезных возражений. Народности всех западных областей Срединной и Северной Греции формировались на иллирийском этническом субстрате под сильным дорийским влиянием. Отсюда и диалект, которой специалисты уверенно относят к северо-западным диалектам, родственным диалектам дорийским.
Долопия находилась на востоке от Эпира и на юго-западе от Фессалии, в самых отрогах гор Пинд. Она занимает труднодоступную горную местность. Положение Долопии между мощной Фессалией, Эпиром и Этолией делало ее буферной зоной и яблоком раздора для сильных соседей. Однако на протяжении большей части своей истории Долопия находилась в той или иной форме зависимости от Фессалийского союза. Она лишь ненадолго подчинялась более сильным соседям – Афинам в V веке до н.э. и Филиппу II Македонскому в IV веке до н.э. Все остальное время долопы сопротивлялись фессалийцам, стремясь освободиться от их господства.
Прямых свидетельств существования формального «Долопского союза», по аналогии с Ахейским или Этолийским, в источниках нет. Однако, по всей видимости, существовало Долопская конфедерация племен, что позволяло долопам выступать во внешней политике в качестве единого политического субъекта. Так, долопы были полноправными членами Дельфийской амфиктионии – религиозного союза 12 племен Древней Греции, что существенно повышало их общегреческий статус. Кстати, в Дельфийской амфиктионии они выступали как единый народ или племя под названием «Китинии», от названия города Китиний. У долопов был какой-то общий орган, принимавший от их имени решения о назначении представителей в Совет амфиктионии, иначе они не могли бы участвовать в амфиктионии. Но письменной конституции, выборных стратегов и союзной казны в Долопии, видимо, никогда не существовало.
Главным религиозным и политическим центром Долопии было святилище Афины в Фавмаки, или Афины Полиады (Защитницы города). Фавмаки были столицей долопов. В святилище Афины заседал совет Долопии. Этот небольшой по греческим меркам город можно сравнить с городом Ферма для Этолии. Через Фавмаки проходила важная сухопутная дорога, связывающая Фессалию с Амбракией на побережье, что делало её и святилище стратегическим пунктом. Кроме того, в Долопии существовало святилище в городе Китинии, о котором я уже сказал, посвященное то ли Аполлону, то ли Зевсу. Существовали святилища в Агинии и во Фрикониде, но кому они были посвящены сегодня неизвестно.
Экономика Долопии была типичной для горных регионов. Основу составляло пастушеское скотоводство. Земледелие в горных долинах было ограничено. В силу существенной экономической изоляции у долопов не было крупных городских центров. Они жили в небольших укрепленных поселениях. Неудивительно, что, как и многие горные племена запада и севера Греции, долопы считались отсталыми и грубыми, но свободолюбивыми. И те, кто рассматривал и рассматривает Долопию как северную часть Этолии, рассматривали и рассматривают долопов как самых диких, самых агрессивных и самых нецивилизованных этолийцев. Достоинством долопов являлось то, что они, в отличие от этолийцев, не занимались пиратством. Но мы-то знаем, что они не промышляли пиратством только потому, что Долопия не имела выхода к морю. Однако их религиозная жизнь демонстрирует нам, что долопы имели полное право называться «эллинами».