Когда: 4 ноября 2025
Где: КЗ «Измайлово»
Артисты: Ростислав Колпаков (Дракула), Елена Минина (Мина), Евгений Кириллин (Джонатан), Сергей Смолин (Ван Хельсинг), Эмиль Салес (Ренфилд) и др.
Режиссёр: Руслан Герасименко
Композитор: Сергей Прушинский
Либретто: Валерия Захарова
Узнала я о проекте почти год назад на «Почтиновогоднем концерте» Руслана Герасименко. Тогда артисты исполнили несколько песен, которые мне очень понравились: мощные метал-аранжировки, энергия и драйв. Естественно, я ждала от спектакля того же уровня.
Заранее переслушивая отдельные композиции, я не могла понять, о чём эта история. Арии Джонатана сильно расходились с сюжетом оригинального романа — положительный герой книги здесь постоянно пребывал в моральных терзаниях. Я надеялась, что спектакль всё прояснит, но… увы.
Сюжет или попытка сюжета
Сразу оговорюсь: это не «Дракула» Брэма Стокера. История сильно переработана, и, честно говоря, я ещё не видела переделок, которые улучшали бы классику. Всё-таки она стала классикой не просто так.
Спектакль больше напоминает концерт, составленный из набора несвязных сценок. Вот две сцены с Джонатаном в замке Дракулы, а потом мы о нём забываем на полспектакля и внезапно вспоминаем в другой локации без каких-либо объяснений.
Логики в текстах песен я так и не уловила. Слова часто шли вразрез с происходящим на сцене. Например, песня «Сделай выбор» звучит в тот момент, когда персонажам, на мой взгляд, не нужно принимать судьбоносных решений. Или ария Джонатана «Я увлекся этой игрой». Какой игрой... Чел, ты дома сидишь, что за игра? Либо я просто ничего не поняла…
В смазанном впечатлении от сюжета и героев виноваты и некоторые артисты.
Актёры — звёзды спектакля и аутсайдеры
Ростислав Колпаков (Дракула) — актёрская игра на высоком уровне. Особенно впечатлил его Дракула в образе старика. А вот с вокалом не всё однозначно. Пока он поёт чистым голосом — звучит красиво. Но как только начинается агрессия — рычание, визг — возникает ощущение, что артист делает это через силу, и слушать это тяжеловато.
Евгений Кириллин (Джонатан) — а тут точно был Джонатан? Я не увидела в его персонаже ни характера, ни развития.
На протяжении всей истории Джонатан абсолютно пресный, его любовь к Мине не ощущается. Поэтому сцена убийства Мины Джонатаном в конце не выглядит неожиданной. Если ему всё безразлично, то почему с Миной должно быть иначе?)
К тому же, Евгений плохо справился с вокалом: не мог поймать верное интонирование в песнях, а в одной из них вообще вроде как забыл слова.
Елена Минина (Мина/Элизабет) — играет в своём амплуа. Но у Мины хотя бы видны какие-то чувства к Джонатану. Правда, разницы между Миной и Элизабет я не уловила. Вокально Елена, как всегда, безупречна.
Сергей Смолин (Ван Хельсинг) — образ собранный и понятный, что радует. Но вокал портит намеренное занижение тембра: когда он занижает голос, звучание становится неровным и неуверенным. В своём привычном диапазоне Сергей звучит отлично.
Эмиль Салес (Ренфилд) — Актёрская игра великолепна. Кроме того, он проделал большую работу над песней «Шторм» — она стала звучать у него на порядок лучше. На протяжении всего спектакля смысла в его персонаже было мало, но при этом он участвовал почти в каждой сцене. Видимо, поэтому авторы решили в конце сделать его серым кардиналом. Но решение странное: непонятно, почему именно он? Какое отношение он имеет к Дракуле? Откуда вообще взялась чаша бессмертия и почему он предложил её Джонатану? Одни вопросы...
Главная проблема
Песни исполнялись под фонограмму (минус). Учитывая, что проект позиционируется как метал-опера, это более чем странно. Я считаю, что в таких постановках должен быть живой инструментал.
Но ладно, иногда и минус может звучать достойно. Но не в этот раз. Всю магию убил абсолютный дисбаланс уровня громкости микрофонов артистов и аккомпанемента.
Музыка играла примерно в два раза тише, чем вокал артистов. Более того, сами минусовки звучали некачественно. Не знаю, в чём причина — в качестве записи или в колонках КЗ "Измайлово", — но с таким звуком песни не «цепляли» и не вызывали эмоций.
А вот на «Почтиновогоднем концерте» всё звучало, хоть и громко, но сбалансированно. Тогда песни произвели на меня огромное впечатление, я была в восторге. А здесь даже ария Элизабет меня не тронула… Потому что энергетика артистов была мощнее, чем сама музыка.
Плюсы спектакля
Конечно, в спектакле есть и достоинства. Например, несколько красиво поставленных сцен. Много ансамблевых номеров, интересная хореография и даже воздушная гимнастика. Правда, ансамбль не поющий — в номере «Сделай выбор» создаётся впечатление, что за всех поёт один человек... или это вообще запись была...
Главный плюс — это музыка. Многие песни из спектакля мне нравятся, некоторые уже давно в моём плейлисте.
Итог: 6/10 Чёрт с ним, с сюжетом. Как минимум, у проекта есть будущее в формате красивого концерта. Но для этого нужно решить проблемы со звуком: настроить баланс фонограммы и микрофонов, а в идеале — перейти на живой инструментал. Без этого теряется весь смысл слова «МЕТАЛ» в названии. Очень хочу и дальше слышать эти песни на сцене, но только с качественным исполнением и звуком.
Также недавно я побывала на другой премьере — мюзикле «Идиот»:
А вы смотрели Дракулу?